Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Новочебоксарск
Чувашская Республика
Конспект урока
окружающего мира в 4 классе
«Лес и человек».
УМК «Школа России»
Подготовила
учитель начальных классов
Прыгунова Галина Алексеевна
г. Новочебоксарск
2010
Автор урока:
Прыгунова Галина Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Предмет: Окружающий мир.
Тема: «Лес и человек».
Раздел: Природа России
Цели:
1)Расширить у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
2) Выявить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека;
3)Познакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
4) Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь;
5) Воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, карта природных зон России
Ход урока:
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
Слайд 1.(стихотворение)
Сосны, ёлки, берёзы, клёны…
Это лес – он наш друг зелёный!
Добрый друг, он шумит, поёт
И в прохладную тень зовёт.
— Сегодня мы продолжим путешествие по лесной зоне.
-Как назван лес в этом стихотворении? (друг зелёный)
— Что же необходимо делать для того, чтобы лес был всегда нашим зелёным добрым другом, который всегда рад нашей встрече с ним? (надо лес беречь)
— А кто должен оберегать лес? (этим должны заниматься люди, человек)
— Сегодня на уроке мы разберёмся, какое значение имеет лес для человека и какую роль играет человек в жизни леса.
Слайд 2. ( Лес и человек)
— Почему эти проблемы должны быть разрешены? (чтобы лучше знать и понимать лес; чтобы можно было помочь лесу)
2. Проверка домашнего задания
а) — Перед тем, как перейти к изучению нового материала, вспомним, что вы знаете о лесной зоне.
Дайте подробное описание месторасположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились. (один ученик):
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнинах, а также на Средне – Сибирском плоскогорье.
Эта природная зона – самая большая. В ней три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно – зелёным цветом; есть ещё смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее; и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.
б) – А сейчас проверим ваши знания и проведём Блиц — турнир
«Я знаю лес»
Слайды 3-12(ответы блиц – турнира)
1. Какой лес называется тайгой? (хвойный)
2. Узнай дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (сосна)
3. Какое дерево сбрасывает иголки на зиму? (лиственница)
4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)
5. Какое дерево является символом России? (берёза)
6.Как называется лес, в котором как бы смешались хвойные и лиственные деревья? (смешанный лес)
7.Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка – летяга)
8. Плодами какого дерева являются жёлуди? (плодами дуба)
9. У какого животного пять чёрных полос на спине? (у бурундука)
10.Как называется лес, который образован теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями? (широколиственный лес)
(Проверка картинками после ответа на каждый вопрос)
-Выставление оценок.
— Молодцы! Много знаете о лесной зоне.
3. Новый материал
—А сейчас переходим к теме нашего урока. Запишите в тетрадях.
1) Нам предстоит решить первую поставленную перед нами задачу.
Слайд 13(Роль леса в жизни человека)
— Нам необходимо выяснить, какое влияние оказывает лес на человека.
-Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» (читают подготовленные дети наизусть)
Слайд 14.(Стихотворение С. Никулиной «Русский лес»)
-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
(В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)
-Ребята, как вы думаете, почему нужен человеку лес?
-Что дает лес человеку? Приведите примеры из стихотворения.
-Какое лес имеет значение? (Учитель выслушивает мнение детей)
Слайд15. (Значение леса)
-За удивительную способность выделять кислород леса называют «лёгкие нашей планеты».
Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.
-В чем значение кислорода для всего живого? ( Кислород необходим для дыхания и растений, и человека).
— Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен? ( Лес поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.)
—Верно, ребята!
Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.
Слайд 16. (определение термина ФИТОНЦИДЫ)
-Запишите это понятие в тетрадь, запомните его определение.
— Какую роль играет лес для здоровья человека?
(Чистый воздух, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, турбазы, лекарственные растения).
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
2) – Скажите, ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
-Почему? (Потому что деятельность людей очень часто приводит к необратимым потерям)
-В этом нам предстоит разобраться и решить вторую задачу нашего урока.
Слайд17.(Экологические проблемы леса)
— Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его?
Слайд 18.(Пожары)
Подготовленные ученики читают наизусть стихотворение «Пожар»:
«Пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Слайд 19.(Пожары)
—Огонь — страшный враг леса. Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные деревья. Такая беда приводит к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания животного мира.
-Вспомните, каким страшным стало это лето, когда мы в реальности ощутили на себе лесные пожары. Горели леса соседней с нами Марийской республики, а также Нижегородской области. Какой едкий дым застилал наш город в течение очень длительного периода!
-Ведь лесной пожар страшен не только тем, что гибнут огромные площади лесных массивов, но ещё и тем, что люди, живущие вблизи леса первыми подвергаются опасности остаться без жилья. Потому что огонь не щадит никого и ничего!
-Подумайте, о чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара? (Быть аккуратными при разведении костра, не оставлять мусор и склянки, т. к. от этого может произойти возгорание леса).
-А кто из вас, ребята, вместе с родителями бывал в лесу?
-Приходилось ли вам разжигать костёр?
— Правильно ли вы это делали, проверим по учебнику на стр.111.
— Поднимите руку те, кто, как оказалось, разводил костёр по всем правилам?
А теперь скажу я проще,
Вдруг увидели вы в роще
Непогашенный костер.
Лесу он грозит бедою,
Вспыхнет – не остановить…
Вы правы!
Скорей водою
Надо тот костер…залить! (Дети хором)
Физкультминутка для глаз:
-
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
-
Крепко зажмурить глаза ( считать до 3 ), открыть глаза.
-
Закрываем глаза и представляем, что гуляем в лесу … открываем глаза и рисуем глазами большой круг, квадрат; закрываем глаза, считаем до 3 и начинаем заниматься.
Слайд 20. (Вырубка леса)
— Как вы думаете, по какой еще причине сократилась площадь леса? (из-за вырубки леса)
-Для чего вырубают лес? (дрова, прокладывание дорог, изготовление изделий из дерева)
-А как можете вы сберечь лес от вырубки? (собирать макулатуру).
-Мы с вами тоже принимаем активное участие в сборе макулатуры.
-После пожаров, вырубок в лесу остается много пустынных, голых мест.
— Как искусственно можно возобновить лес? (можно посадить лес)
— Лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.
-А в этом году в связи с тем, что много леса просто сгорело, был объявлен сбор желудей для новых посадок леса.
-Все мы очень часто отправляемся в лес. Но почему – то иногда забываем, что мы у леса в гостях.
Инсценировка «У реки» (дети подготовили заранее в качестве домашнего задания)
У1: Эй, ребята,
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
У2: Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли!
У3: Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели…
Все: Отдохнули и ушли! (занимают свои места)
Слайд 21. (Загрязнение леса бытовым мусором)
-Как вы думаете, правильно ли вели себя отдыхающие?
-Как должны были поступить дети? (Ответы детей.)
-Давайте и мы приведём в порядок нашу импровизированную полянку! (мусор убирают в мусорный пакет)
— Вот во что может превратиться лес после таких отдыхающих!
Слайд 22. ( Вот во что может превратиться лес)
-Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу.
— Прошу вас дома составить памятку «Отдых в лесу».
Слайд 23. (Неумеренная охота и браконьерство) – это ещё одна экологическая проблема леса.
-Люди с давних пор охотился на животных, добывая себе пищу. Это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть .Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.
— В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.
-Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной.
СЛАЙД 24.(Красная книга России)
— В России существует Красная книга, но и в нашей республике такая книга имеется.
-С этими книгами вы можете познакомиться в библиотеке школы, а также в библиотеках города.
— В лесной зоне также созданы заповедники.
— Дома прошу вас подготовить рассказ об охраняемом животном или о заповедниках лесной зоны Российской Федерации или Чувашской Республики.
3)- Так какие же экологические проблемы леса возникают по вине человека?
Слайд 25. (Экологические проблемы леса)
4. Итог урока.
-Подводя итог нашего урока, мне бы хотелось обратиться к пословицам о лесе.
Слайд 26.(Пословицы о лесе).
-Прочитайте пословицы.
-Давайте объясним, что они обозначают?
-Какая пословица могла бы стать итогом нашего урока?
— О чём должны помнить люди, приходя в лес?
-
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!
-
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны!
-
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело!
-Чтобы жить в согласии с лесом и его обитателями, необходимо:
-
Не допускать самовольную вырубку леса
-
Контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту
-
Бороться с лесными пожарами (97% всех лесных пожаров возникает по вине человека)
-
Не допускать загрязнения окружающей среды автотранспортом, отходами промышленных предприятий
-
Для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории – заповедники
-
Вносить редкие виды в Красную книгу (сигнал опасности)
-
Разводить животных, восстанавливать погибшие леса
5. Рефлексия
-У вас на столах лежат разноцветные листочки, на которых написаны правила поведения в лесу. Выберите одно, которое считаете самым важным с вашей точки зрения и приклейте к дереву на доске.
-Красивое получилось дерево?
— Если все будут выполнять правила поведения в лесу, то и лес навсегда останется нашим добрым зелёным другом.
6. Домашнее задание:
-
с.106 – 113 учебника
-
Составить памятку «Отдых в лесу» (правила поведения в лесу)
-
Подготовить сообщение о растениях или животных леса, нуждающихся в особой охране.
Для рефлексии:
-
Учись понимать природу, стань её другом и защитником!
-
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением!
-
Веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми!
-
Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что – либо полезное!
-
Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных!
-
Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках!
-
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней!
-
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и несознательных туристов!
Список использованной литературы
-
Плешаков А.А. Учебник для 4 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва: Просвещение, 2010
-
Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 4 класс
Использованные материалы и интернет – ресурсы
-
Плешаков А.А. Учебник для 4 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва: Просвещение, 2010 (мультимедийный диск)
-
Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»
-
Карта природных зон России
-
Автор и источник заимствования интернет – ресурсов неизвестен.