Урок: познания мира 4-й класс

Тема: «Полезные ископаемые. Закрепление».

Цель: обобщение знаний учащихся по разделу “Полезные ископаемые”;

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задания:

классификация полезных ископаемых на группы;

составление кластера;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

работа с текстом;

тесты;

развитие творчества-работа с контурной картой;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Ход урока: 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

Психологический настрой.

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

3. Определение темы урока.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

4. Динамическая пауза. «Разминка под музыку»

5. Работа по теме урока.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

Загадки

1. Чёрный, блестящий,

Помощник настоящий,

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

РАСХОДОВАТЬ – бережно

ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

Тест по «Познанию мира».

По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».

1. Места залегания ПИ называют:

А) карьеры

Б) шахты

В) месторождения

2. Руды цветных металлов:

А) железная руда

Б) медная руда

В) бром

3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:

А) из шахт

Б) из открытых карьеров

В) из скважин

4. Из руд цветных металлов получают:

А) алюминий

Б) бурый железняк

В) сталь

5. Из руд чёрных металлов получают:

А) цинк

Б) медь

В) чугун

6. Обладает магнитными свойствами:

А) золото

Б) бронза

В) магнетит

7. Металлы выплавляют в доменных печах на:

А) автозаводах

Б) металлургических заводах

В) химических заводах

8. Железная руда обозначается на карте:

А)

Б)

В)

9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…

А) медные руды

Б) железные руды

В) металлические руды

10. Сплавы железа:

А) сталь и чугун

Б) бронза

В) латунь

11. При добыче железной руды, её:

А) рубят

Б) взрывают

В) копают

12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:

А) в Аральской области

Б) в Костанайской области

В) в Павлодарской области

Ключ.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы..

9. Творческая работа.

Самостоятельная работа с контурными картами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

11. Рефлексия.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

— Чем занимались?

— Что нового вы узнали?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

— Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here