Урок окружающего мира
Класс 4
Тема: Природные зоны
Цели:
1. Сформировать у учащихся понятие «Природные зоны»; учить находить и показывать их на карте полушарий.
2. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетная карта; схема-таблица.
Ход урока
-
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Добрый день! Начинаем урок окружающего мира.
— Скажите, над каким разделом мы работаем? (Природа России).Слайд 1
О чем мы говорили на прошлом уроке? Чтобы продолжить путешествие по России, давайте повторим.
II. Проверка домашнего задания.
Задание 1
Игра «Я знаю географические объекты». Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.
Давайте поработаем в группах. Для каждой группы я подготовила карточки. Вы должны в группах прочитать название географических объектов, найти на карте и выбрать какой объект лишний и почему. Когда группа будет готова поднять руки.
1) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
2) Ладожское, Саяны, Онежское, Каспийское;
3) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
2 задание
Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)
1-группа
Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану
2-группа
Какие моря относятся к Тихому океану
3-группа
Какие моря относятся к Атлантическому океану
О т в е т:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
III. Работа над новой темой.
Учитель.
— Со всеми заданиями вы справились, продолжим наше путешествие.
_ Скажите, чем отличаются моря Северного Ледовитого океана от морей Атлантического океана? (температурой воды).
— А как вы думаете, двигаясь с севера на юг, меняется только температура, или еще что-то? (природа, растения, животный мир).
Слайды о растительном и животном мире. Слайд 2-13
Но почему, же это происходит?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС???? (предположения детей)
-Чтобы вы сделали, чтобы ответить на этот вопрос?
Работа с учебником стр.74
Прочитайте и попробуйте найти ответ на наш вопрос, в чем причина смены природы в направлении с севера на юг
Слайд 14
Работа с картами Физическая карта России и Карта природных зон России
— Посмотрите внимательно на карты и скажите, чем они похожи? Чем отличаются?
-рассмотрите карту природных зон, поясов и скажите, что обозначают разные цвета…
— посчитайте, сколько у вас получилось природных зон. Давайте проверим. И в этом нам поможет наш научный источник Учебник стр 74 1 абзац
Давайте их запишем, и сразу будем находить, и показывать на карте
-
Арктические пустыни (как вы думаете, почему их назвали пустыни?)
-
Тундра
-
Лесотундра
-
Тайга
-
Смешанные и широколиственные леса
-
Лесостепи
-
Степи
-
Полупустыни
-
Пустыни
-
Субтропики
— Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а как же происходит смена природы на горах? Вспомните, как выглядит природа гор? Как же это явление называется, вы узнаете, прочитав на стр.75. (высотная поясность)
— А теперь скажите, над какой темой мы сегодня работали? (Природные зоны России) Слайд 15
— Как вы думаете, все ли мы теперь знаем о каждой природной зоне? Чем будем заниматься на следующем уроке? Правильно. А изучать каждую природную зону мы будем по следующему плану стр.71. Прочитайте. О какой зоне будем говорить на следующем уроке?
Географическое положение |
|
Освещенность |
|
Растительный и животный мир |
|
Деятельность человека |
|
Географическое положение | Северный Ледовитый океан. Северные моря. Острова |
Освещенность | Полярный день и полярная ночь. Северное сияние |
Растительный и животный мир | Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли. Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | Научные станции, рыбный промысел, охота. Северный морской путь |
.
Домашнее задание. Стр75. Задание по выбору. Приготовить сообщение о растениях или животных Арктики