План- конспект урока

по познанию мира 4 класс

Тема: «Природа земли. Обобщение по изученным темам»

Выполнила: учитель начальных классов

Зосько Татьяна Николаевна

Цель урока: дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы

Задачи: 1)расширить и систематизировать знания учащихся о природе

2) развивать познавательную активность детей, умение работать с планом, по карте Казахстану, обобщать , наблюдать , делать выводы;

воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование : Карточки , кроссворд, ребусы, коллекция полезных ископаемых

Ход урока

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я, ты, он, она —

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей!

-Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие. Проведем КВН между двумя умнейшими и сильнейшими командами.

И так начнем!

I Приветствие команд. Выбор капитанов.

-Перед тем как отправиться в путь , необходимо проверить , как команды подготовились к путешествию .

Вопросы капитанам.

Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).

-Что такое окружающий мир? (Окружающий мир – это природа и явления природы, а также предметы , сделанные человеком)

— Подпишите стороны горизонта.

II.Разминка командам.

Запишите ответ ( карточка каждой команде)

1.Какая сторона находится справа от полуденной тени.__________________

2.С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? _______________________________________________________________

3. Какую часть горизонта можно найти с помощью тени в полдень? ________________________________________________________________

4. Как называется умение находить север, юг, запад и восток? _________________________________________________________________

III.Практическая работа .

(Пользуясь условными знаками, данными в учебнике, сделайте схематический план местности.)

« К северу от школы раскинулась совхозная пашня, к западу –школьный фруктовый сад, а к югу- с двух сторон от грунтовой дорожке школьный огород и кустарники смородины. К востоку — раскинулось красивое озеро.»

IV Учитель: Итак, видим , что команды к путешествию готовы. Сейчас каждая команда определит по какой форме земной поверхности вы будете путешествовать на машине.

Команда 1. «Впереди, далеко, до самой линии горизонта пролегла широкая, прямая , как струна , дорога. Машина мчалась быстро, легко , весело, так что справа и слева едва успевали мелькать деревни, перелески, уходящие вдаль совхозного поля.» (это равнина)

Что характерно для равнины?

— Как люди используют равнины?

— Какими цветами показаны равнины на физической карте?

Команда 2. « Дорога была узкая. В отдельных местах справа от нас виднелся крутой обрыв, и тогда по краю дороги стояли ограждения из камня и бетона. Слева , как стена, стояла каменная громада. После поворота начался спуск, и мы поехали в обратном направлении. Машины ехали медленно». (это горы)

-Что характерно для гор?

Как люди используют горы?

Какими цветами показаны горы на физической карте?

— О какой форме поверхности говорится в отрывках?

V Учитель: На пути нам встретились звери и птицы.

Задание. Прочитать ребус и назвать какое это животное или птица .

( запишите на карточке ) Приложение

( Лиса, медведь ,хомяк, крот, сова, сорока, волк, )

VI .Учитель: Хозяйка подземных богатств

В свое царство не пустит нас,

Пока о наших кладах

Не услышим мы рассказ.

-Что такое полезное ископаемое? Где применяются полезные ископаемые?

Задание: отгадайте о каком полезном ископаемом идет речь? Найдите его в коллекции полезных ископаемых и месторождения на карте.

1. Добывают в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зёрен. (железная руда)

2.Чёрного цвета, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч. (каменный уголь)

3.Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (гранит)

4.Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.(известняк)

5.Тёмная, маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. (нефть)

6.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (песок)

7.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (глина)

-Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу).

Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения.

VI. К нам поступили жалобы от обитателей садов, лесов и огородов на человека, на его поступки и поведение в природе.

Задание: Разобрать жалобы , назвать имя жалобщика и ответить , обоснованная жалоба или нет.

1 Жалоба

— Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте, обижать или любить меня.

Ответ: Это сова, находится с 1964 года под охраной закона. Одна серая сова за ночь уничтожает тысячи полевок, которые уничтожают тонну зерна за лето.

2 жалоба

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас . Не нравится, что мы темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека , а не враги. Что же нам делать.? Обижают нас.

Ответ: Летучая мышь. Многие перед летучими мышами испытывают страх, но если учесть то, что эти животные играют важную роль в поддержании экологического баланса на планете земля, то этот страх не обоснован. Они спасают урожай от нашествия насекомых, поедая их целыми тоннами. В выигрыше остается не только сельское хозяйство. Сам человек получает неоценимую помощь от этих зверюшек, ведь одна мышь способна поглотить 600 комаров за один час. Пользу получают и растения, которые опыляются летучими мышами, чье питание состоит из цветочного нектара и пыльцы.

3 жалоба.

Сама знаю , что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут.

Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу. А главное – своими действиями не наносить ей вреда.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока, награждение победителей)

-Какую задачу ставили в начале урока?

-Какой вывод мы можем сделать после услышанного и увиденного?

-Скажите, пригодятся ли вам в жизни знания, которые вы получили на уроке?

VII Домашнее задание: творческая работа по заданию из учебника.

Родина! Если богаче ты,

Значит и мы богаче.

Значит сбудутся все мечты

Наши мечты ребячьи.

Если есть друзья на свете-

Все прекрасно, все цветет.

Всегда в беде надежный друг

Тебе протянет руку.

И дружбы этой не порвать

У народов Казахстана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here