Составила Ерохина Н.В.,
учитель начальных классов
МКОУ Центральная ООШ
Идринского района,
Красноярского края.
Урок окружающего мира в 4 классе
(образовательная система «Школа России»)
Тема: Природные зоны. Тундра.
Цель: Формирование у учащихся представления о тундре как природной зоне.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями природы тундры (условиями неживой природы, животным и растительным миром).
2. Развивать коммуникативные УУД через работу в группах.
3. Способствовать развитию познавательного интереса, воспитанию любви к природе.
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 минута).
2. Постановка цели. (1 минута)
— Сегодня на уроке окружающего мира вы будете не просто учениками, а станете путешественниками и исследователями. Вы готовы преступить к работе? Мы отправимся в путешествие по природной зоне тундры.
3. Актуализация опорных знаний. (3 минуты)
— Природа России очень разнообразна по своим климатическим условиям.
В чем уникальность и особенность климата России? (несколько климатических зон)
-Назовите их, покажите на карте.
— Где расположена зона тундры?
4. Создание проблемной ситуации. (3 минуты).
— А вы можете назвать животного, который является символом тундры, ярким ее представителем? (слайд «олень»)
— Опишите его. Назовите его характерные особенности( густая шерсть, широкие копыта, относительно небольшой рост).
— А теперь посмотрите на растение, характерное для данной природной зоны (слайд «карликовая береза»). Опишите его. (Невысокое растение, стелющееся по земле, мелкие листья).
— Что влияет на внешний вид животных и растений? (особенности климатической зоны, где они находятся).
— Правильно ли я вас поняла, что зона тундры имеет свои климатические особенности, которые и повлияли на животных и растения?
5. Решение поставленной проблемы. Работа в группах. (10 минут)
— В чем же особенность зоны тундры? Вот проблема, которую надо вам решить в ходе исследовательской работы на уроке. И с этой целью мы отправляемся в экспедицию в тундру.
(Класс делится на 5 групп: «геологи», «синоптики», «зоологи», «ботаники», «экологи». В каждой группе есть позиционное разделение ролей: руководитель группы, докладчик, оппонент, хранитель времени).
Задание для исследования:
1) геологи будут исследовать особенности географического положения зоны;
2) синоптики исследуют особенности климатических условий, сезонные изменения в природе зоны;
3) зоологи исследуют особенности животного мира;
4)ботаники изучают особенности растительного мира;
5) экологи исследуют влияние человека на природу тундры.
— В помощь вам для ведения исследований будет предложен текст учебника, вспомогательные карточки с вопросами, а также вы можете использовать энциклопедии, журналы и свой личный опыт. На доске схема:
Тундра
Географическое климат животный растительный деятельность
положение мир мир человека
Учащиеся класса работают в группах. Далее заслушиваются ответы докладчиков (7 минут), делаются общие выводы.
Выводы:
1. Холодные климатические условия связаны с географическим положением зоны тундры, но климат тундры мягче, чем климат Арктики, т.к. тундра расположена южнее.
2.К жизни в суровых условиях тундры приспособились немногие животные и растения, но растительный и животный мир тундры богаче , чем растительный и животный мир Арктики, что также обусловлено климатическими условиями.
3.Охране природы тундры необходимо уделять больше внимания, природа тундры в опасности.
Физминутка. (2 минуты)
6. Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам. (5 минут)
Учащиеся получают карточки с заданиями. При работе с карточкой каждый учащийся может спросить помощи у группы.
Карточка №1.
1. Чем объясняются суровые климатические условия тундры?
2. Что такое «вечная мерзлота»?
Карточка №2.
1. Сравни природные условия Арктики и тундры. В чем сходство и различие?
Чем ты можешь их объяснить?
2. В чем проявилось приспособление растений к условиям жизни в тундре? (Поясни на примере 1-2 растений).
Карточка №3.
1. В чем проявилось приспособление животных к условиям жизни в тундре? (Поясни на примере 1-2 животных)
2. Составь 2-3 цепи питания, характерные для тундры.
Карточка №4.
1. Назови коренных жителей тундры. Каковы основные занятия жителей тундры? Как ты думаешь, почему?
2. В чем заключается пагубное влияние человека на природу тундры? Что нужно сделать, чтобы защитить растения и животных тундры от вымирания?
7. Проверка индивидуальной работы. Корректировка знаний учащихся. 6 минут.(Учитель выслушивает ответы 1 человека от каждой группы, корректирует их с помощью класса.)
8.Итоговая рефлексия. (2 минуты)
-Что вам сегодня понравилось на уроке?
-В чем заключалась для вас наибольшая трудность?
— Какая информация показалась самой интересной?
9. Домашнее задание:
Подготовить рассказ об одном из животных, обитающем в зоне тундры.