Составила Ерохина Н.В.,

учитель начальных классов

МКОУ Центральная ООШ

Идринского района,

Красноярского края.

Урок окружающего мира в 4 классе

(образовательная система «Школа России»)

Тема: Природные зоны. Тундра.

Цель: Формирование у учащихся представления о тундре как природной зоне.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями природы тундры (условиями неживой природы, животным и растительным миром).

2. Развивать коммуникативные УУД через работу в группах.

3. Способствовать развитию познавательного интереса, воспитанию любви к природе.

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 минута).

2. Постановка цели. (1 минута)

— Сегодня на уроке окружающего мира вы будете не просто учениками, а станете путешественниками и исследователями. Вы готовы преступить к работе? Мы отправимся в путешествие по природной зоне тундры.

3. Актуализация опорных знаний. (3 минуты)

— Природа России очень разнообразна по своим климатическим условиям.

В чем уникальность и особенность климата России? (несколько климатических зон)

-Назовите их, покажите на карте.

— Где расположена зона тундры?

4. Создание проблемной ситуации. (3 минуты).

— А вы можете назвать животного, который является символом тундры, ярким ее представителем? (слайд «олень»)

— Опишите его. Назовите его характерные особенности( густая шерсть, широкие копыта, относительно небольшой рост).

— А теперь посмотрите на растение, характерное для данной природной зоны (слайд «карликовая береза»). Опишите его. (Невысокое растение, стелющееся по земле, мелкие листья).

— Что влияет на внешний вид животных и растений? (особенности климатической зоны, где они находятся).

— Правильно ли я вас поняла, что зона тундры имеет свои климатические особенности, которые и повлияли на животных и растения?

5. Решение поставленной проблемы. Работа в группах. (10 минут)

— В чем же особенность зоны тундры? Вот проблема, которую надо вам решить в ходе исследовательской работы на уроке. И с этой целью мы отправляемся в экспедицию в тундру.

(Класс делится на 5 групп: «геологи», «синоптики», «зоологи», «ботаники», «экологи». В каждой группе есть позиционное разделение ролей: руководитель группы, докладчик, оппонент, хранитель времени).

Задание для исследования:

1) геологи будут исследовать особенности географического положения зоны;

2) синоптики исследуют особенности климатических условий, сезонные изменения в природе зоны;

3) зоологи исследуют особенности животного мира;

4)ботаники изучают особенности растительного мира;

5) экологи исследуют влияние человека на природу тундры.

— В помощь вам для ведения исследований будет предложен текст учебника, вспомогательные карточки с вопросами, а также вы можете использовать энциклопедии, журналы и свой личный опыт. На доске схема:

Тундра

Географическое климат животный растительный деятельность

положение мир мир человека

Учащиеся класса работают в группах. Далее заслушиваются ответы докладчиков (7 минут), делаются общие выводы.

Выводы:

1. Холодные климатические условия связаны с географическим положением зоны тундры, но климат тундры мягче, чем климат Арктики, т.к. тундра расположена южнее.

2.К жизни в суровых условиях тундры приспособились немногие животные и растения, но растительный и животный мир тундры богаче , чем растительный и животный мир Арктики, что также обусловлено климатическими условиями.

3.Охране природы тундры необходимо уделять больше внимания, природа тундры в опасности.

Физминутка. (2 минуты)

6. Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам. (5 минут)

Учащиеся получают карточки с заданиями. При работе с карточкой каждый учащийся может спросить помощи у группы.

Карточка №1.

1. Чем объясняются суровые климатические условия тундры?

2. Что такое «вечная мерзлота»?

Карточка №2.

1. Сравни природные условия Арктики и тундры. В чем сходство и различие?

Чем ты можешь их объяснить?

2. В чем проявилось приспособление растений к условиям жизни в тундре? (Поясни на примере 1-2 растений).

Карточка №3.

1. В чем проявилось приспособление животных к условиям жизни в тундре? (Поясни на примере 1-2 животных)

2. Составь 2-3 цепи питания, характерные для тундры.

Карточка №4.

1. Назови коренных жителей тундры. Каковы основные занятия жителей тундры? Как ты думаешь, почему?

2. В чем заключается пагубное влияние человека на природу тундры? Что нужно сделать, чтобы защитить растения и животных тундры от вымирания?

7. Проверка индивидуальной работы. Корректировка знаний учащихся. 6 минут.(Учитель выслушивает ответы 1 человека от каждой группы, корректирует их с помощью класса.)

8.Итоговая рефлексия. (2 минуты)

-Что вам сегодня понравилось на уроке?

-В чем заключалась для вас наибольшая трудность?

— Какая информация показалась самой интересной?

9. Домашнее задание:

Подготовить рассказ об одном из животных, обитающем в зоне тундры.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here