Урок чтения и письма в 1 классе
по УМК « Начальная школа ХХI века».
Содержание:
1.Тема.
2.Цель.
3.Оборудование.
4.Формы работы.
5.Компетентность.
Тема: Письменные буквы Х, х.
Цели: 1.Развитие информационной компетентности учащихся:
а) формировать понятие о родственных словах,
об обозначении множественного числа существительных с
помощью окончания;
б) формировать навык написания письменных букв Х, х;
в) развитие умения классифицировать, анализировать,
сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас
учащихся.
2.Развитие коммуникативной компетентности:
а) развитие навыка вести диалог, публичные выступления;
навыки публичной групповой коммуникации.
Оборудование: рабочая тетрадь по письму, компьютер, проектор, ЦОР.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Структура урока:
1.Организационно-мотивационный этап.
Долгожданный дан звонок — — Я в школе на уроке.
Начинается урок. — Сейчас я начну учиться.
Вот книжки на столе, — Я радуюсь этому.
А вот — тетрадки. — Внимание мое растет.
Не хочется играть — Я, как разведчик, все замечу.
Сегодня в прятки, — Память моя крепка.
И недосуг дуть на корабль бумажный – — Голова мыслит ясно.
Сегодня в классе у ребят — Я хочу учиться.
Урок уж больно важный! — Я очень хочу учиться.
— Я готов к работе. Я работаю.
2. Повторение.
ЦОР. Диск – Оглавление учебника Русский язык ( Первые уроки ). 1 класс. Повторение. ( «Повторяем звуки и буквы» ).
Поле модельных ответов.
ЦОР. Диск – Оглавление учебника Русский язык ( Первые уроки ). 1 класс. Повторение. ( «Повторяем звуки и буквы» ).
3. Основная часть.
3.1. Вступительное слово учителя.
-
Мы продолжаем учиться читать, писать, а также наблюдать за словами.
-
Сегодня я вам расскажу сказку:
Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И
Больше всего она любила… А что любила — прочитайте:
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
Назовите одним словом. ( Фрукты ).
Скажите первые буквы и вы получите ИМЯ ДЕВОЧКИ. ( Галя ).
— Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя
раскапризничалась ( ведь она была маленькая и в школу не ходила ): «Не
буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как
вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой
страной царь. Прочитайте, как его зовут:
КАРАВАЙ!
-
Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь
все мои задания!» Поможем вернуться Гале домой? Тогда настройтесь на
серьезную работу.
3.2. Чтение, наблюдение над словами.
Задания на формирование информационной компетентности ( первый уровень,
аспект- извлечение первичной информации ):
а) — Прочитайте названия жителей его страны:
БУЛКИ БАРАНКИ ПРЯНИКИ
ПИРОГИ ЛЕПЕШКИ БАТОНЫ
КАЛАЧИ
— Назовите одним словом. ( Хлеб ).
Загадка: — Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
— Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего?
( Эти слова оканчиваются на –И (-Ы), они обозначают много предметов.)
— Как вы думаете, на что же указывает буква -И или -Ы в конце слова?
ВЫВОД: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают
окончания -И ( -Ы ).
б) — Соберите слова: БЕЛХ (хлеб )
ЯМОХК (хомяк )
ТОХОХ ( хохот )
— Какая одинаковая буква встречается в этих словах ? ( Буква Х ) .
-
Сегодня мы должны научиться писать букву Х, х.
Р.т. №2 по письму – с. 33 (показ учителем на доске).
ФИЗМИНУТКА.
1.Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю . ( Дети
приседают).
2. Из зернышка вырастает колосок . ( Вытягиваются вверх ).
3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют.
4. Удобряют и защищают от вредителей с самолета . ( Изображают самолет ).
5. Хлеб созрел, его убирает комбайн.
6. Везут на мукомольный завод и обмолачивают.
7. Из муки замешивают тесто.
8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.
в) — Работа с текстом.
Утро в деревне.
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет?
Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.
Вопросы по тексту:
-
Какое время суток описывается в тексте?
-
Какие звуки слышны утром в деревне?
-
Кто же играл на рожке? А кто такой пастух?
-
Что находится рядом с колхозом?
-
Кого встретили в лесу? Что он там делал?
-
Объясните значение слова ХВОРОСТ?
-
Что делали ребята на речке? Зачем они ловили рыбу?
-
Прочитайте выразительно 2 последних предложения.
— Кто был внимательным? Назовите слова, в которых встретился звук Х .
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Задание на формирование информационной компетентности ( первый уровень, извлечение вторичной информации ):
— Прочитайте слова на доске:
ХЛЕБ
ХЛЕБНЫЙ
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБОРОБ
ХЛЕБНИЦА
-
Можно ли назвать эти слова родственными ? (Можно , т.к. у них есть общая часть и общее значение.)
-
Объясните значения слов: хлебороб, хлебница.
-
Составьте устно с одним из этих слов красивое грамотное предложение.
— Фронтальная беседа:
— Что вы можете рассказать о том, как хлеб на стол пришел?
-
Какие МАШИНЫ нужны, чтобы вырастить хлеб?
-
На доске: ТРАКТОР
ГРУЗОВИК
КОМБАЙН
САМОЛЕТ
-
Кто РАБОТАЕТ на этих машинах? Назовите профессии людей.
На доске: ТРАКТОРИСТ
ШОФЕР
КОМБАЙНЕР
ЛЕТЧИК
Показ на ММ проекторе — презентация « От зерна до булки».
Задание на формирование коммуникативной компетентности ( первый уровень,
публичное выступление ) :
Работа в группах.
— Собери пословицы.
А) Без печки холодно, а без ХЛЕБА – голодно.
Б) Хлеб да вода — здоровая еда.
В) Нет хлеба — клади зубы на полку.
Г) И обед не в обед, коли хлеба нет.
Д) В дороге хлеб не помеха.
4. Обобщение.
— Понравились КАРАВАЮ ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей … Как вы думаете что? ( Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей . )
На доске: БУБЛИКИ, БАТОНЫ, БУЛКИ,
ПЛЮШКИ, САЙКИ, ПИРОГИ
ЗА СТОЛОМ И НА ПРОГУЛКЕ
УВАЖАЙ И БЕРЕГИ!
5.Рефлексия.
— Кто у нас в роли подводящего итоги урока?
-
Чему учились на уроке?
-
Что интересного узнали?
-
Какое задание оказалось трудным? Какое интересным?
-
Оцените свою работу на уроке:
— был внимательным, активным, не допускал ошибок;
— был недостаточно внимательным и активным, допускал ошибки;
— был невнимательным и малоактивным.
-
На прощание КАРАВАЙ подарил нам корзинку с сушками. Угощайтесь!
И гостей угощайте.
— Спасибо всем за работу.
Урок разработала учитель начальных классов
МОУ Лицея №33 г. Комсомольска-на-Амуре
Шакирова Алиса Михайловна.
Литература:
-
ж. «Начальная школа», 1997г., №11.
-
«Пословицы, поговорки, потешки»/Сост. ТарабаринаТ.И., Елкина Н.В.- Ярославль:Академия развития, 2000 г.
-
ЦОР.Русский язык (первые уроки)/ 1класс/ Повторение. (Повторяем звуки и буквы. (2)Глухие и звонкие согласные. (6) Особые согласные.)