Урок чтения и письма в 1 классе

по УМК « Начальная школа ХХI века».

Содержание:

1.Тема.

2.Цель.

3.Оборудование.

4.Формы работы.

5.Компетентность.

Тема: Письменные буквы Х, х.

Цели: 1.Развитие информационной компетентности учащихся:

а) формировать понятие о родственных словах,

об обозначении множественного числа существительных с

помощью окончания;

б) формировать навык написания письменных букв Х, х;

в) развитие умения классифицировать, анализировать,

сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас

учащихся.

2.Развитие коммуникативной компетентности:

а) развитие навыка вести диалог, публичные выступления;

навыки публичной групповой коммуникации.

Оборудование: рабочая тетрадь по письму, компьютер, проектор, ЦОР.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Структура урока:

1.Организационно-мотивационный этап.

Долгожданный дан звонок — — Я в школе на уроке.

Начинается урок. — Сейчас я начну учиться.

Вот книжки на столе, — Я радуюсь этому.

А вот — тетрадки. — Внимание мое растет.

Не хочется играть — Я, как разведчик, все замечу.

Сегодня в прятки, — Память моя крепка.

И недосуг дуть на корабль бумажный – — Голова мыслит ясно.

Сегодня в классе у ребят — Я хочу учиться.

Урок уж больно важный! — Я очень хочу учиться.

— Я готов к работе. Я работаю.

2. Повторение.

ЦОР. Диск – Оглавление учебника Русский язык ( Первые уроки ). 1 класс. Повторение. ( «Повторяем звуки и буквы» ).

Поле модельных ответов.

ЦОР. Диск – Оглавление учебника Русский язык ( Первые уроки ). 1 класс. Повторение. ( «Повторяем звуки и буквы» ).

3. Основная часть.

3.1. Вступительное слово учителя.

  • Мы продолжаем учиться читать, писать, а также наблюдать за словами.

  • Сегодня я вам расскажу сказку:

Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И

Больше всего она любила… А что любила — прочитайте:

ГРУША

АПЕЛЬСИН

ЛИМОН

ЯБЛОКО

Назовите одним словом. ( Фрукты ).

Скажите первые буквы и вы получите ИМЯ ДЕВОЧКИ. ( Галя ).

— Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя

раскапризничалась ( ведь она была маленькая и в школу не ходила ): «Не

буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как

вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой

страной царь. Прочитайте, как его зовут:

КАРАВАЙ!

  • Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь

все мои задания!» Поможем вернуться Гале домой? Тогда настройтесь на

серьезную работу.

3.2. Чтение, наблюдение над словами.

Задания на формирование информационной компетентности ( первый уровень,

аспект- извлечение первичной информации ):

а) — Прочитайте названия жителей его страны:

БУЛКИ БАРАНКИ ПРЯНИКИ

ПИРОГИ ЛЕПЕШКИ БАТОНЫ

КАЛАЧИ

— Назовите одним словом. ( Хлеб ).

Загадка: — Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

— Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего?

( Эти слова оканчиваются на –И (-Ы), они обозначают много предметов.)

— Как вы думаете, на что же указывает буква -И или -Ы в конце слова?

ВЫВОД: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают

окончания -И ( -Ы ).

б) — Соберите слова: БЕЛХ (хлеб )

ЯМОХК (хомяк )

ТОХОХ ( хохот )

— Какая одинаковая буква встречается в этих словах ? ( Буква Х ) .

  • Сегодня мы должны научиться писать букву Х, х.

Р.т. №2 по письму – с. 33 (показ учителем на доске).

ФИЗМИНУТКА.

1.Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю . ( Дети

приседают).

2. Из зернышка вырастает колосок . ( Вытягиваются вверх ).

3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют.

4. Удобряют и защищают от вредителей с самолета . ( Изображают самолет ).

5. Хлеб созрел, его убирает комбайн.

6. Везут на мукомольный завод и обмолачивают.

7. Из муки замешивают тесто.

8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.

в) — Работа с текстом.

Утро в деревне.

Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет?

Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.

Вопросы по тексту:

  • Какое время суток описывается в тексте?

  • Какие звуки слышны утром в деревне?

  • Кто же играл на рожке? А кто такой пастух?

  • Что находится рядом с колхозом?

  • Кого встретили в лесу? Что он там делал?

  • Объясните значение слова ХВОРОСТ?

  • Что делали ребята на речке? Зачем они ловили рыбу?

  • Прочитайте выразительно 2 последних предложения.

— Кто был внимательным? Назовите слова, в которых встретился звук Х .

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Задание на формирование информационной компетентности ( первый уровень, извлечение вторичной информации ):

Прочитайте слова на доске:

ХЛЕБ

ХЛЕБНЫЙ

ХЛЕБУШЕК

ХЛЕБОРОБ

ХЛЕБНИЦА

  • Можно ли назвать эти слова родственными ? (Можно , т.к. у них есть общая часть и общее значение.)

  • Объясните значения слов: хлебороб, хлебница.

  • Составьте устно с одним из этих слов красивое грамотное предложение.

— Фронтальная беседа:

— Что вы можете рассказать о том, как хлеб на стол пришел?

  • Какие МАШИНЫ нужны, чтобы вырастить хлеб?

На доске: ТРАКТОР

ГРУЗОВИК

КОМБАЙН

САМОЛЕТ

  • Кто РАБОТАЕТ на этих машинах? Назовите профессии людей.

На доске: ТРАКТОРИСТ

ШОФЕР

КОМБАЙНЕР

ЛЕТЧИК

Показ на ММ проекторе — презентация « От зерна до булки».

Задание на формирование коммуникативной компетентности ( первый уровень,

публичное выступление ) :

Работа в группах.

— Собери пословицы.

А) Без печки холодно, а без ХЛЕБА – голодно.

Б) Хлеб да вода — здоровая еда.

В) Нет хлеба — клади зубы на полку.

Г) И обед не в обед, коли хлеба нет.

Д) В дороге хлеб не помеха.

4. Обобщение.

— Понравились КАРАВАЮ ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей … Как вы думаете что? ( Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей . )

На доске: БУБЛИКИ, БАТОНЫ, БУЛКИ,

ПЛЮШКИ, САЙКИ, ПИРОГИ

ЗА СТОЛОМ И НА ПРОГУЛКЕ

УВАЖАЙ И БЕРЕГИ!

5.Рефлексия.

— Кто у нас в роли подводящего итоги урока?

  • Чему учились на уроке?

  • Что интересного узнали?

  • Какое задание оказалось трудным? Какое интересным?

  • Оцените свою работу на уроке:

— был внимательным, активным, не допускал ошибок;

— был недостаточно внимательным и активным, допускал ошибки;

— был невнимательным и малоактивным.

  • На прощание КАРАВАЙ подарил нам корзинку с сушками. Угощайтесь!

И гостей угощайте.

— Спасибо всем за работу.

Урок разработала учитель начальных классов

МОУ Лицея №33 г. Комсомольска-на-Амуре

Шакирова Алиса Михайловна.

Литература:

  1. ж. «Начальная школа», 1997г., №11.

  1. «Пословицы, поговорки, потешки»/Сост. ТарабаринаТ.И., Елкина Н.В.- Ярославль:Академия развития, 2000 г.

  1. ЦОР.Русский язык (первые уроки)/ 1класс/ Повторение. (Повторяем звуки и буквы. (2)Глухие и звонкие согласные. (6) Особые согласные.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here