Республика Казахстан, Северо — Казахстанская область,

город Петропавловск

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13»

«Растения и животные пустынь»

( урок познание мира

для учащихся 4 класса)

Автор: учитель начальных классов

Шабарова Ботакоз Жаксылыковна

Предмет: «Познание мира» Дата ____ № урока ____________________

Тема: Растения и животные пустынь.

Цели урока: а) образовательная: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь (географическое положение , животный и растительный мир);б) развивающая: развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы ;в) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Тип урока: усвоение нового материала.

Ключевые понятия: пустыня – природная зона, растительный и животный мир пустынь.

Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация «Растения и животные пустынь»

Ход урока:

Ι.Организационный.

Этап актуализации знаний учащихся

— Какая бывает природа?

— Назовите признаки живой природы.

— В природе всё взаимосвязано.

— Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?

— Какие условия необходимы растениям для жизни?

— Какие условия необходимы животным для жизни?

— Климатические условия на территории нашей страны весьма разнообразны. Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах.

ΙΙ.Этап целеполагания.

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, ни травинки только песок.

— Как вы думаете, какую природную зону будем изучать на уроке?

— Да, это так. Тема, которую мы будем изучать на уроке, звучит так –

«Растения и животные пустынь».

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

а) Зона пустынь на карте Казахстана.

Зона степей на карте Республики Казахстан.

— Обратите внимание, как обозначается пустынная полоса на карте природных зон.

Вопросы:

1. Где расположена зона пустынь?

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

— Внимательно рассмотрите пустыню. Так выглядит пустыня ранней весной.

Типичные растения пустынь и их приспосабливаемость к жизни в пустыне.

— Посмотрим, какие растения растут в пустыне.

Разнообразие животных в пустыне. Приспосабливаемость к жизни в пустыне.

Типичные животные пустынь и их приспосабливаемость к жизни в пустыне.

— Богат и своеобразен животный мир пустынь. Животные пустынь – обитатели открытых пространств.

— Посмотрим, какие животные обитают в пустыне.

— Пользуясь инструкционной картой, иллюстрациями учебника (стр.78), определите, как животные приспособились к жизни в пустыне (открытая местность, засушливый климат, период бескормицы).

(Животные пустыни приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это им помогает спрятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к добыче.

ΙV. Физминутка

V. Подведение итогов урока.

VΙ. Рефлексия

VΙΙ. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника на стр. 52 – 53

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here