Республика Казахстан, Северо — Казахстанская область,
город Петропавловск
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13»
«Растения и животные пустынь»
( урок познание мира
для учащихся 4 класса)
Автор: учитель начальных классов
Шабарова Ботакоз Жаксылыковна
Предмет: «Познание мира» Дата ____ № урока ____________________
Тема: Растения и животные пустынь.
Цели урока: а) образовательная: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь (географическое положение , животный и растительный мир);б) развивающая: развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы ;в) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
Тип урока: усвоение нового материала.
Ключевые понятия: пустыня – природная зона, растительный и животный мир пустынь.
Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация «Растения и животные пустынь»
Ход урока:
Ι.Организационный.
Этап актуализации знаний учащихся
— Какая бывает природа?
— Назовите признаки живой природы.
— В природе всё взаимосвязано.
— Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?
— Какие условия необходимы растениям для жизни?
— Какие условия необходимы животным для жизни?
— Климатические условия на территории нашей страны весьма разнообразны. Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах.
ΙΙ.Этап целеполагания.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, ни травинки только песок.
— Как вы думаете, какую природную зону будем изучать на уроке?
— Да, это так. Тема, которую мы будем изучать на уроке, звучит так –
«Растения и животные пустынь».
ΙΙΙ.Изучение нового материала.
а) Зона пустынь на карте Казахстана.
Зона степей на карте Республики Казахстан.
— Обратите внимание, как обозначается пустынная полоса на карте природных зон.
Вопросы:
1. Где расположена зона пустынь?
2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
— Внимательно рассмотрите пустыню. Так выглядит пустыня ранней весной.
Типичные растения пустынь и их приспосабливаемость к жизни в пустыне.
— Посмотрим, какие растения растут в пустыне.
Разнообразие животных в пустыне. Приспосабливаемость к жизни в пустыне.
Типичные животные пустынь и их приспосабливаемость к жизни в пустыне.
— Богат и своеобразен животный мир пустынь. Животные пустынь – обитатели открытых пространств.
— Посмотрим, какие животные обитают в пустыне.
— Пользуясь инструкционной картой, иллюстрациями учебника (стр.78), определите, как животные приспособились к жизни в пустыне (открытая местность, засушливый климат, период бескормицы).
(Животные пустыни приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это им помогает спрятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к добыче.
ΙV. Физминутка
V. Подведение итогов урока.
VΙ. Рефлексия
VΙΙ. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника на стр. 52 – 53