Познание мира
Тема: «Воздух. Состав воздуха.»
Цели:
-
Закрепить знания учащихся по теме «Воздух и его состав». Вспомнить физические свойства воздуха. Познакомить с понятием «атмосфера». Определить значение воздуха для человека, растений и животных.
-
Развивать познавательные способности, мышление, речь, умение работать в команде, умение слушать.
-
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный тип урока.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, практический, самостоятельная работа, самооценивание.
Оборудование: презентация, листы А3, маркеры, учебник, карточки, стикеры, плакат «Слои атмосферы».
Форма работы: групповая, самостоятельная.
Ход урока:
-
Орг. момент.
Всем, всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
-
Психологический настрой.
А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему вашему телу, по рукам, ногам. И его столько, что оно уже не вмещается в вас. Ребята давайте, пошлём немного тепла и света всем людям нашей планеты, чтобы все люди, а особенно дети на планете Земля были здоровы.
-
Деление на группы.
4 группы – Тропосфера, Стратосфера, Мезосфера, Термосфера.
3.Сообщение темы и целей урока.
Загадка:
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же.
Без него мы жить не можем. (Воздух)
— Сегодня на уроке мы начинаем изучение раздела «Воздух и погода». Прочтите тему нашего сегодняшнего урока. «Воздух. Состав воздуха».
-
Актуализация опорных ЗУН.
1 Задание.
Кое — что о воздухе вы уже знаете. Обсудите в группах. Какими свойствами обладает воздух? (на листах А4).
(Без формы, без цвета, без запаха, упругий, поддерживает горение, сжимается и разжимается, нужен всем…)
-
Работа по теме урока.
-
Состав воздуха. Изучение материала в учебнике на стр. 61-62. Разделить круг на процентное соотношение состава воздуха.
-
Работа по таблице. Свойства воздуха. Дети чертят таблицу в тетрадь.
-
№
Свойства воздуха
1
2
3
4
5
Задание 2.
1 группа – Опыт.
Помашите рукой у лица, что ощущаете?
А теперь подуйте на руку, что чувствуете? (Сделайте вывод)
Вывод: эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки.
Воздух можно по-разному ощущать, хотя его мы и не видим.
Вывод: Он невидимый, значит он прозрачный.
2 группа-Опыт.
Возьмём пустой стакан и проверим, что там действительно ничего нет. Поднести пустой стакан отверстием вниз к воде и потихоньку опускай его в воду. Ты почувствуешь легкое сопротивление. Вода не входит в стакан: что ей мешает? (Воздух).
— Наклоните стакан в бок ,и воздух вышел из стакана и освободил место для воды. Вывод: воздух есть везде.
3 группа- Опыт.
Зажигаем свечу. Она горит. Накрываем ее стаканом. Наблюдаем. Почему свеча погасла? Вывод: воздух помогает огню гореть.
4 группа – Опыт.
Запах у воздуха есть? Внюхайтесь, что вы чувствуете? А вкус имеет воздух? Попробуем его лизнуть. Разбрызгайте дезодорант. Что вы чувствуете?
Вывод: не имеет запаха и вкуса. Но передает чужие запахи.
Вот мы с вами и заполнили таблицу.
Свойства воздуха | |
1 | Невидимый, прозрачный |
2 | Воздух везде, в любом предмете |
3 | Упругий, принимает форму резиновых предметов |
4 | Поддерживает горение. |
5 | Не имеет запаха и вкуса. Но передает чужие запахи |
ФИЗМИНУТКА. серебрянка
3. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера. Слово «атмосфера» происходит от двух слов «атмос» — дыхание, «сфера» — шар. Другими словами, атмосфера это воздушная оболочка Земли. Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим по дну воздушного океана.
Зачем же нужна атмосфера?
Воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью — стоградусные морозы.
4.Работа с дополнительным материалом.
Задание 3.
1.Воздушная оболочка, атмосфера, состоит из нескольких слоев. У поверхности земли имеются водяные пары. Из них образуются облака. Из этого слоя выпадают осадки. Во втором слое содержание газов уменьшается. Из – за отсутствия водяных паров облака здесь не образуются. В следующих слоях содержание газов, совсем незначительно. За ними начинается безвоздушное пространство.
2.Воздушный слой – защитник Земли. Он предохраняет ее от сильного перегрева или переохлаждения. Отсутствие воздушного слоя на Луне приводит к тому, что днем поверхность ее раскаляется до +120 градусов, а ночью остывает до -160 градусов. В таком температурном интервале не может существовать ни одно земное существо.
3. Воздушный слой не пропускает различные вредные лучи на Землю. Он предохраняет Землю от метеоритов, большинство которых сгорает в воздухе, не долетев до ее поверхности. Это явление называется звездопадом. Вы, наверное, наблюдали, как падают звезды. Это обломки небесных тел, сгорающих в воздушном слое. Но иногда метеориты все – таки долетают до Земли.
4.Голубизна неба или его облачность зависят от воздушного слоя. Чем толще воздушная оболочка, тем голубея небо. Голубое небо радует и вдохновляет человека, способствует созданию замечательных произведений поэтами и музыкантами. Однако, если небо всегда будет голубым и безоблачным, веселое настроение продлится недолго. Вода с поверхности Земли полностью испарится. Человек без еды может прожить – месяц, без воды – неделю, без воздуха – несколько секунд. (обмен информацией в группах).
Обсуждение и запись информации.
Итог урока:
– На какие вопросы мы искали ответы?
— На все ли ответили?
– Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
Если вам сегодня все было понятно и доступно приклейте стикеры со своим именем на слой тропосферы. Не все понятно – на стратосферу. Совсем не интересно и не понятно – на слой мезосферы.
Домашнее задание. с.70-71 пересказ.
Оценивание. Посчитайте сколько фишек у каждой группы. Посмотрим, какая группа сегодня работала активно и правильно.