Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с. Ковалёвского Краснодарского края
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
« На Кубани вырос я…»
Подготовила
учитель русского языка
Дусенко Светлана Борисовна
с. Ковалёвское
2014
Цели и задачи урока:
-
Расширять знания учащихся о Кубани, вызывать положительную мотивацию к изучению родного края.
-
Развивать навыки анализа, способствовать активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); расширять, обогащать, активизировать словарный запас детей; развивать у учащихся способность эстетического восприятия.
-
Воспитывать гражданскую позицию, эстетический вкус, речевую культуру, любовь к родному языку, к родному краю.
Оборудование:
карта Краснодарского края;
книги кубанских прозаиков и поэтов;
портрет В.Бакалдина;
наглядное пособие «Русские писатели на Кубани»;
учебные пособия по кубановедению (справочный материал);
иллюстрации из книги «Родная Кубань»;
набор открыток « Екатеринодар »;
фотографии с видами городов края;
кубанские национальные костюмы;
дифференцированные задания (с диалектными словами);
конверты с «подсказками»
Предварительная подготовка:
последовательная работа учащихся по заданным темам (с помощью учителя, родителей);
творческая работа учащихся (сочинение стихов, посвященных Кубани).
Ход урока:
-
Кубань – жемчужина России.
Вступительное слово учителя:
Ребята! Каждый из вас любит свой дом, свою улицу, свое село. Слагаясь воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который, в свою очередь, — часть нашей великой страны. Благодатная, теплая и гостеприимная земля Кубани – это наша малая родина. Краснодарский край называют житницей России, потому что на плодородном черноземе здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны: так много курортов рассыпано по побережьям Черного и Азовского морей! И хотя слова рекламы: «Если есть на земле рай, то это – Краснодарский край!» — звучат немного пафосно, но в глубине души нам хочется с ними согласиться.
Я не рос среди берёз,
я не рос под елями,
мне не пел седой мороз
вьюгами-метелями,
я черемух не ломал
ночью под окошками,
сок берёзы не пивал
и грибов не собирал
целыми лукошками.
На Кубани вырос я,
мне родне, понятнее
наши южные края:
степи необъятные,
горы хлеба до небес,
ветки вишен алые,
если лес – так южный лес
перед перевалами.
И понятен мне прибой,
дикий ли, задумчивый…
Разговор волны с волной
как стих заучивал
Я запомнил у крыльца
тополя зелёные,
черномазого скворца
песни немудреные,
в завитушках виноград,
горы седовласые
и поток, что вечно рад
меж теснин отплясывать…
Но, наверно, потому,
что рожден в России я,
не пойму, в каком краю,
где у нас красивее.
Вид везде знакомый, свой,
близким с детства кажется –
над Окою ли рекой,
на Кавказе кряжистом.
Велики у нас края –
вся земля российская,
и везде она – моя…
Потому и близкая.
2. И так восторжествуй, Екатеринодар…
Историческая страница.
Слово учителя сопровождается демонстрацией иллюстраций и открыток.
Русские люди жили на Кубани издавна. Еще в начале XVIII века на эту вольную землю приходили беглые крепостные; одно за другим возникали здесь поселения донских казаков-некрасовцев, участников Булавинского бунта 1707 года.
Освоение Прикубанья Россией началось в конце XVIII века. На постоянное жительство сюда (вскоре после того, как Екатерина II уничтожила Запорожскую Сечь) переселяли казаков с Дона и Украины, а затем и крестьян. После заселения край был разделен на 40 куреней. Где кому жить-вековать, решала беспристрастная жеребьевка.
Екатеринодар разместился рядом со старой суворовской крепостью. Насыпали вал, поставили вышки – всё Закубанье как на ладони! Три четверти года река защищала крепость гибким широким поясом, а зима наводила мосты, и положение крепости ухудшалось: всякую минуту, и днем, и ночью, можно было ожидать нападения горцев. На месте сегодняшнего города были болотистые места: вокруг крепости бушевали травы, поднимались комары, вечерами оглушал лягушачий хор. И именно отсюда, от Карасунского Кута, наши предки провели плугом первую борозду в степи: это была будущая улица Красная.
В городе были построены двух – и трехэтажные здания, церкви, водопровод. Улицы были освещены фонарями, мостовые – вымощены булыжниками. Сегодня Краснодар – город нескольких микрорайонов, светлый, зеленый и очень красивый. Сколько же труда приложили наши предки, чтобы сделать его таким, восстановить после Великой Отечественной войны – и сохранить аромат старины, той неповторимости, которая выделяет Краснодар среди других городов!
3. Край хлебов и песен – край наш Краснодарский!
Литературная страница.
Кубань богата традициями. Наши предки пришли сюда с Украины и со всей России, потому и язык здешних поселенцев был необычным: перемешались говоры украинские и русские. Перемешались и традиции.
Щедрик, ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски.
Каков жанр этого стихотворения? (Колядка или щедровка).
Знаете ли вы другие колядки?
Когда ходят колядовать или щедровать? (На Святки, от Рождества до Крещения)
Где можно узнать другие кубанские колядки и щедровки? (В хрестоматии «Литература Кубани», составитель Ю.Г.Любимцев и другие).
Учитель демонстрирует книгу.
В этой хрестоматии собраны произведения кубанских поэтов и прозаиков. Здесь и сказки, и стихи, и рассказы. Читая эти произведения, вы многое узнаете о прошлом и настоящем нашей земли.
Сегодня я расскажу вам об одном из наших известных поэтов, чьё стихотворение прозвучало в начале урока.
Виталий Борисович Бакалдин родился в Краснодаре 16 июня 1927 года. Еще мальчиком (переезжая по стране вместе с отцом-строителем) поэт побывал в Северной Осетии, на Черноморском побережье и на Дальнем Востоке. Война застала его в Краснодаре пятнадцатилетним. Полгода немецкой оккупации и бои за освобождение города оставили неизгладимый след в сердце юноши. В 1943-м семья переезжает в Уссурийск, где будущий поэт заканчивает школу. В победном 1945-м Виталий Бакалдин поступает в Краснодарский пединститут, после окончания работает учителем русского языка и литературы, становится завучем, награждается значком «Отличник народного просвещения». Трепетное отношение к русскому слову нашло выражение не только в педагогике, но и в творчестве: уже в 1952 году выходит первый сборник поэта «Моим друзьям». Здесь начинается блестящий творческий путь: Виталий Бакалдин членом Союза писателей, десять лет возглавляет писательскую организацию Кубани, более четырех лет – главный редактор альманаха «Кубань». В его стихах – не только красота Кубанского края, но и необъятные дали России, изящество и точность русского классического стиха.
Леса, снега…
Русь-матушка,
я из страны степной.
А где-то здесь, под камушком,
остался пращур мой.
От Ярославля до Твери –
монастыри, монастыри.
По всем речонкам русским,
по всем посёлкам узким.
Там иноками строгими
в сторожевой бессоннице
маячат над дорогами
торжественные звонницы.
Стоит окаменелое,
недрогнувшее, древнее…
И сколько в этой древности
неодолимой верности,
исконной, величавой,
не падающей ниц!
Здесь началась держава
космических границ…
Русь-матушка, в новинку
мне древний облик твой,
но я твоя кровинка –
там, в стороне степной.
— Подготовленные выступления учащихся по стихотворениям В.Бакалдина.
— Плакат «Русские писатели на Кубани»:
«Лермонтов на Кубани».
«Пушкин на Кавказе».
4. Далеко ступили казачьи кони…
Географическая страница.
Знаете ли вы:
В какой части света расположен Краснодарский край? (В Азии: граница между Европой и Азией проходит по Кумо-Манычской впадине).
Краснодар находится ближе к северному полюсу или экватору? (Ровно посередине: Краснодар лежит на 45-й параллели).
Какая река края впадала раньше в другое море? (Кубань: до 1919 года, когда прорыт канал от Кубани к приазовским лиманам, она несла воды в Чёрное море).
Почему древние греки называли Керченский пролив Боспором (в переводе – «Бычий брод»)? (Из-за мелководья).
Много ли серебра в водах Черного моря? (Хотя на тонну воды приходится миллиграмм серебра, в пересчете на объем моря это составляет 537 тонн).
Какое растение называется «огнь-трава» и чем оно интересно? (Ясенец кавказский: при цветении выделяется много эфирных масел, которые могут воспламеняться, и тогда на коже появляются ожоги).
Какие животные предсказывают наступление бурь на море? (Многие, но наиболее примечательны чайки и медузы).
Назовите самого мелкого хищника нашего края? (Ласка: она живет повсеместно и истребляет мышей и полёвок).
Какие племена заселили наш край 2000-2500 лет назад? (Меоты и сармиты; они занимались земледелием, скотоводством, охотой, и рыболовством).
Какие государства Европы могли бы разместиться на территории края? (Дания – 43 тыс. кв. км., Голландия – 34 тыс. кв. км., Люксембург – 2,6 тыс. кв. км., Монако – 1,5 тыс. кв. км., Ватикан – 4,5 тыс.кв. км. И останутся незанятыми 3600 кв. м.).
5. «Посидим, побалакаем».
Мы часто слышим в речи окружающих слова местного диалекта. Давайте проверим, все ли значения их нам ясны. Понятна ли нам « балачка».
Индивидуальные задания каждому ученику (из таблицы). Если ученик затрудняется, предложить конверт с «подсказкой».
Значение | «Балачка» | Значение | |
Бачить Вовна Вродливо Видсиль Гай Гарно Голка Город Гылка Геть Драбына Дружина Думка Загадка Зараз Злякаться Кавун Качка Кокушко
| Видеть Шерсть Красиво Отсюда Лес, роща Красиво Игла Огород Ветка Вон Лестница Жена Мысль Забота, проблема Сейчас Испугаться Арбуз Утка Яйцо | Намысто Ненька Пип Пишки Постолы Працювати Пытать Ратуйте Рясно Снидать Стрыбати Ховать Худоба Цюкнуть Шануваты Швидко Шкода Шукать Ясочка | Бусы Мать Поп, священник Пешком Обувь, лапти Трудиться Спрашивать Спасите, помогите Густо, обильно Завтракать Прыгать Прятать Скот Ударить Уважать, ценить Быстро, скоро Вред, озорство Искать Солнышко, светик
|
6. А в песнях ты, земля родная.
Музыкальная страница.
Инсценировка песен: «Гандзя», «Варэнички».
7. Итоги урока подводят ученики.
Обосновывают предложенные учителем тезисы (записаны на доске):
Кубань бережно хранит традиции.
Для полного овладения русским языком нужно общение с простыми сельскими жителями.
Чтобы стать настоящим гражданином, нужно следовать словам В.Бакалдина (текст у каждого ученика):
« Кубань!
Ты дышишь новизной…
Ведь счастье не за тридевять
неведомых земель.
Трудом людским добытое,
сегодня,
в наши дни,
лежит для всех открытое –
лишь мимо не шагни…»
( Учащиеся объясняют, как они понимают слова кубанского поэта, какой смысл вложен в них).
Чтение учащимися своих стихов о Кубани.
Список использованной литературы:
-
Виталий Бакалдин. Краснодарское книжное издательство 1968
-
Воспитание интереса к урокам русского языка. Издательство «Просвещение». Москва 1965
-
Ю. Любимов. Хрестоматия «Литература Кубани». Краснодарское книжное издательство.