План – конспект урока «Земля – кормилица»
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;
Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.
Воспитательная:воспитывать интерес к предмету, природе.
УУД:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, материал для опытов.
Ход урока
-
Организационный момент
-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.
— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Какое у вас настроение на начало урока?
II. Актуализация знаний учащихся.
1.Индивидуальная работа по карточкам
Опишите полезное ископаемое по плану:
а) Название;
б) Свойства;
в) Способ добычи;
г) Значение, применение.
Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.
2. Тест « Наши подземные богатства»
Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
а) археологи; б) геологи; в) строители.
2. К полезным ископаемым относятся…
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используются…
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из…
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают…
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают…
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, гранит.
7. В карьерах добывают…
а) известняк, песок. глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль. мел;
в) каменный уголь. антрацит, торф.
3.Работа с картой
— Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,
природного газа, торфа.
-Назовите полезные ископаемые Крыма.
III.Сообщение темы и целей урока
Сообщение темы и целей урока.
— В названии темы урока «… – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу.
( Земля. )
На доске и в тетрадях тема : «Земля – кормилица».
— Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.
IV. Открытие новых знаний
— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.
— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
— Какого цвета почва?
— Давайте выясним, что входит в состав почвы.
1. Практическая работа
Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.
Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.
Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.
2. Составление схемы «Состав почвы»
На доске составляется схема « Состав почвы»
ПОЧВА
воздух соли
вода гумус
песок глина
3. Физкультминутка
Потрудились — отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Работа с учебником
— Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?
— В природе существует большое число типов почв. Это зависит от
расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите
несколько основных типов почв на стр.161 учебника. Изучением
почв занимаются — почвоведы. Сравните данные образцы почв.
Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?
— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие
почвы в нашем крае?
— Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили
на вопрос « Почему землю называют кормилицей?»
5. Сказка о волшебной кладовой.
— Послушайте сказку о волшебной кладовой.
«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-
матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные
стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»
— Что называют волшебной кладовой? Почему?
— Что издавна делает земля-матушка?
— Как можно назвать землю?
— Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она — наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.
6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.
Чтение статьи учебника на стр. 162-163
— Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике и составим памятку «Как защитить почву на полях».
-
Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
-
сажать полезащитные полосы;
-
проводить снегозадержание;
-
правильно распахивать;
-
умеренно поливать и употреблять удобрения.
7. Тестирование.
— Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.
— У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
1)Характерными почвами нашего края являются…
а) черноземы;
б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы;
г) серые лесные почвы.
2)Черноземные почвы преобладают…
а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях;
г) в пустынях.
3)Плодородие почвы зависит от количества…
а) песка;
б) перегноя;
в) глины;
г) солей.
4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
а) вода;
б) воздух;
в) камни;
г) соли.
-
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
а) песок;
б) глина;
в) перегной;
г) ил.
6)В состав почвы входят…
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7)Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8)Один сантиметр почвы в природе образуется за…
а) 100-150 лет;
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет;
г) 1-2 года.
9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
8. Взаимопроверка.
— Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.
— Кто не допустил ошибок?
— Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.
V. Подведение итогов.
-Достигли мы поставленных в начале урока целей?
-Что узнали нового?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-Кто считает, что у него на уроке все получилось?
-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?
-Какое у вас настроение в конце урока?
(Выставление отметок за урок)
VI.Домашнее задание
Прочитать текст на стр.162 — 163
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.