«Мир вокруг нас» 4 класс
Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цели урока:
-
Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
-
Ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
-
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование:
-
Презентация «Лес»;
-
Видеофильм о животных;
-
Раздаточный материал;
-
Тесты.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
— Знаниями о луге поделитесь, друзья.
Каждый дома трудился не зря.
1). Игра «Узнай меня»
— Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
( пастушья сумка)
— Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос.
( коростель)
— Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мёртвых животных.
(жук – могильщик)
— Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами.
( кузнечик)
— На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)
— Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
( колокольчик)
— Стоит кудряшка, белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
( ромашка)
2). Выполнение теста «Луг – природное сообщество» (4 человека)
Ответы: 1-а; 2-в; 3-а; 4-а; 5-в.
3) Устный ответ у доски.
— Почему луг называют природным сообществом?
3. Работа по теме урока.
1). Презентация о лесе.
1. Загадка о лесе (1 слайд)
2. Стихотворение о лесе читает учитель. (2 слайд )
— Постарайтесь сформулировать тему урока.
«Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
3. Уточнение информации о лесе.
— Что такое лес?
(Лес – это территория земли, занятая деревьями, кустарниками, животными, живущими в нём).
— Каково значение леса в природе?
( — Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.
— Лес – место отдыха для человека.
— Лес – источник древесины.
— дом для животных, растений, грибов.)
(3 слайд)
— Чем является лес для животных?
(домом)
— А какой это дом?
(большой, многоэтажный)
— В природе тоже существуют лесные «этажи». Только в лесу этажи называют по-другому. Кто знает, как?
(ярусы)
— Расположите «ярусы» леса в порядке возрастания.
(травы, кустарники, деревья)
На доске:
кустарники
Кустарники
травы
2) Задания для групп.
— Из всех картинок выберите только те, которые подходят вашему заданию и соотнесите с «ярусами».
1 гр. – верхний ярус
2 гр. – средний ярус
3 гр. – нижний ярус
( выбираете сразу все картинки и 1 ученик вывешивает на доску)
3) Про грибы.
— Загадка про грибы:
И на горке и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы)
— Как вы считаете, нужны ли грибы лесу?
(предположения детей)
4). Чтение в учебнике на стр.179 статьи «Нужны ли лесу грибы?»
— Так каким будет ваш ответ?
(ответы детей)
(4 слайд)
Учитель: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Они поддерживают круговорот веществ в лесу.
4. Уточнение информации о животных.
1). Беседа по вопросам:
— Кого в лесу найти достаточно трудно?
(зверей, птиц, насекомых)
— Почему?
(Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев и траве)
— Назовите животных нашего края.
(ответы детей)
2). Просмотр видеофрагментов и слайдов презентации.
— Как животные приспособились к жизни в лесу? (вопрос на доске)
Слайды – 5-15
3). Закрепление знаний о животных.
— Расположите зверей, птиц, насекомых по месту их обитания в лесу.
( Детям даются картинки с изображением животных)
1 гр. – нижний ярус
2 гр. – верхний ярус
3 гр. – средний ярус
(Вывешивают на доску к деревьям, кустарникам, травам)
4). Беседа учителя с учениками.
— Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?
(Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки)
— Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Чья это работа?
(Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых, личинок)
— Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.
(- Растения являются средой обитания, жилищем для животных.
— Животные питаются растениями.
— Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.
— С помощью животных происходит размножение растений.
— Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.
— Значит лес, это …. (природное сообщество)
5) Цепи питания животных.
— Приведите примеры природных сообществ, или пищевых цепей леса.
(Ответы детей)
Цепи питания – 16 слайд
— Пример учителя:
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука – короеда.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Как вы думаете, вред или пользу приносят короеды лесу?
( молодым польза, а старым нет)
Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
-
Подведение итогов урока.
— Скажите пожалуйста, почему лес называют природным сообществом?
17 слайд
— Почему человек не должен вмешиваться в жизнь леса и изменять её?
(ответы детей)
6. Домашнее задание
1) Тест – 18 слайд
Каждому даётся тест на листочке, на обороте напишите ответы используя стр. учебника стр. 175-181