Тема урока: Братья наши меньшие в твоей жизни
Дата проведения урока:
Вид занятия:
1. Беседа об искусстве.
2.Тематическое рисование в 5 классе.
Тема занятия:
-
Анималистический жанр.
-
Набросок животного в движении по памяти.
Цели:
-
Познакомить учащихся с историей возникновения анималистического жанра, его представителями;
-
Формирование умения делать наброски животных в движении;
-
Воспитание любви к природе, бережного отношения к животным. Приобщение учащихся к эстетической культуре.
Оборудование для учителя:
-
Репродукции картин с изображением животных – бизоны из пещеры Альтамира, раненный бык из пещеры Ласко, изображения животных в Каповой пещере, графика- А. Дюрер «Кролик», Рембрандт « Лежащий лев»;
-
Музыкальный видеоклип « В мире животных»;
-
Документальный фильм BBC «День, когда родились картины»;
-
Презентация « Из истории анималистического жанра»;
-
Компьютер, проектор;
-
Незаконченные рисунки с животными;
-
Классная доска.
Оборудование для учащихся:
-
Альбом;
-
Карандаши простые, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося);
-
Банки с водой;
-
Кисти;
-
Тетради- словари.
-
Что перед тобой?
-
Знаешь ли ты автора? Назови.
-
Кто на ней изображен?
-
Какие средства выразительности использовал художник?
-
Как ты думаешь, о чем могут размышлять данные животные на картине?
-
Понравилась ли тебе картина?
Дата проведения урока
-
А
с
м
т
н
и
а
л
и
Ход урока
Время |
ТСО |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент 1. Приветствие |
3 минуты |
Доска с рисунком художника
Пазлы
Музыкальный видеоклип «В мире животных» |
Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с новым жанром в изобразительном искусстве. Совершим путешествие в прошлое и пополним наш багаж знаний, умений и навыков. Но, к сожалению, это не так просто! Наш старый друг, художник – Нарисуй-ка, зашифровал тему нашего урока. Поэтому вы должны составить из разбросанных пазлов его основную специализацию и разгадать тему нашего сегодняшнего урока!
Правильно, ребята, наш художник является художником- анималистом. Но кто же мне может ответить на вопрос «Что он изображает на своих картинах?» Хорошо, чтобы вам не теряться в догадках я приготовила для вас музыкальный видеоклип, который поможет вам узнать, то над чем работает наш Нарисуй-ка, и кого сегодня постараетесь зарисовать вы. Молодцы! Художники–анималисты, действительно изображают на своих картинах животных.
|
Учащиеся собирают из разбросанных пазлов слово «анималист»
Учащиеся отвечают на вопрос учителя
Учащиеся просматривают видеоклип, определяют предмет изображения художников –анималистов. |
II. Сообщение темы урока
|
1минута |
|
Тема нашего урока «Братья наши меньшие» Сегодня мы научимся делать зарисовки животных в движении и создадим собственный коллаж заповедника. А также отправимся в увлекательное путешествие в мир наскальных рисунков первобытных людей.
|
|
III . Изучение нового материала 1. Сообщение теоретических знаний | 16 минут | Презентация «Из истории анималистического жанра»
Отрывок из фильма «День, когда родились картины» | Ну, вот мы готовы отправиться в удивительный мир анималистического жанра! (лат. Animal— животное) – изображение животных в живописи, скульптуре, и графике. Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVII—XVIIIв. Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века. Пещера Ласко находится во Франции, близ Монтиньяка (Дордонь) в сорока километрах от Перигё, на краю плато, над левым берегом р. Везер. Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под Везер к поместью Ласко проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти-то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад — великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита. Это изображения различных животных (лошадей, бизонов, оленей, быков и др.), которые полны движения и гармонии. На стенах пещеры аббатом Глори, работавшим здесь с 1952 по 1963 год, было обнаружено более 2000 изображений. Ласко всегда представляла большой интерес не только для ученых, но и для многочисленных туристов. Частые посещения больших туристических групп привели к изменению микроклимата пещеры, что губительно сказывалось на изображениях. В 1963 году, решением министра культуры Франции А. Мальро, Ласко была выкуплена государством и закрыта для посетителей на 14 лет. Благодаря долгой и кропотливой работе целого коллектива археологов, биологов, химиков, спелеологов и геоморфологов живопись и графику пещеры удалось уберечь от разрушения. И сейчас вход в Ласко закрыт для туристов. Второй не уступающей пещере Ласко по своей значимости является пещера Альтамира. Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. Обнаружена графом Марселино Санз де Саутуолом. Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон — роспись низкого потолка в одном из «залов» пещеры слева от входа. Общая площадь плафона — около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур. Открыта была в 19 веке. Чтобы ближе познакомиться с наскальными рисунками древних людей вашему вниманию предлагается фильм BBC ««День, когда родились картины»;
На этом история анималистического жанра не закончилась, а приобрела широкую популярность, как зарубежном, так и в России. Представителями данного жанра в России являются: В. Ватагин, И. Ефимов, А. Сотников. Зарубежном –это А.Дюрер, Рембрандт. Вот их картины «Кролик» и «Лежащий лев» (презентация слайд № 10,11) Скажите пожалуйста на вопросы.
| Учащиеся работают с тетрадями, конспектируют основные понятия урока.
Учащиеся описывают картины при помощи предложенной схемы. |
2. Физкультминутка
IV. Актуализация знаний | 1-2 минуты
1-2 минуты |
| Вы наверное устали?. Поэтому наш Нарисуй-ка предлагает нам прерваться на физкультминутку.
Немного передохнули и теперь необходимо приступать к работе. Посмотрите на доску, наш художник хотел изобразить заповедник с животными, но нарисовал лишь некоторые их части. Ваша задача заключается в том, чтобы быстро по памяти их дорисовать, точнее сделать наброски. Как вы знаете набросок- это произведение графики, живописи, бегло и быстро исполненное. Главная назначение наброска- быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Он может исполняться с натуры, по памяти или воображению. Ваш набросок будет исполнен при помощи вещей памяти и воображения. Каждое животное должно находиться в движении. Для этого в первую очередь обратите внимание на выполнение наброска корпуса животного и его головы. А позже, когда будет нарисован общий контур, можете приступать к изображению наиболее мелких деталей. Ребята не забывайте! Все животные- друзья! Обижать нам их нельзя. И котенка и зайчишку, Белку, ежика и мишку, Воробья, щенка, лягушку- Пучеглазую квакушку- Всех мы лаской обогреем, Всех накормим, пожалеем | Учащиеся выполняют упражнения предложенные учителем.
|
V. Практическая работа |
10-15 минут |
Коллаж на доске
Рисунки с недорисованными животными |
Задание. Выполнить набросок животного в движении простым карандашом, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося). Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль качества выполняемой работы. |
Учащиеся выполняют набросок животного, заполняют коллаж. |
VI. Итог урока 1. Оформление коллажа. 2. Подведение итогов по уроку 3. Домашнее задание
|
3 минуты |
|
Ну, вот в нашем заповеднике поселились множество животных. Которых мы не только на картинах, но и в реальной жизни будем охранять и заботиться. А сейчас мы вспомним, что нового мы узнали на уроке. Для этого мы сыграем в игру «Снежный ком». Я начинаю, следующий повторяет мое предложение и добавляет свое и т.д. (Например: Сегодня на уроке мы говорили о анималистическом жанре…) Оценки за урок. Домашнее задание:
10 вопросов — оценка «4»; 5 вопросов — оценка «3».
|
Учащиеся играют в дидактическую игру «Снежный ком», что помогает им повторить новый материал. |
Список использованной литературы
-
Дереклеева Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа // Москва, ВАКО- 2006;
-
Живопись: Энциклопедия // Москва., 1999;
-
Плотникова Н. Энциклопедия искусства // Москва., РОСМЭН- 2007;
-
Педагогическое творчество №9 // А.В. Мерзлов — 2007;
-
Мультимедийный диск Энциклопедия изобразительного искусства // ИДДК, ООО «БИЗНЕССОФТ»- 2005.
Ссылки:
http://www.artunframed.com/rembrandt_2.htm
http://www.nuip.net/
http:// BestReferat.ru
http://raskraska.narod.ru/animals/monkey.html
Примеры для выполнения практического задания