Тема урока: Братья наши меньшие в твоей жизни

Дата проведения урока:

Вид занятия:

1. Беседа об искусстве.

2.Тематическое рисование в 5 классе.

Тема занятия:

  1. Анималистический жанр.

  2. Набросок животного в движении по памяти.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения анималистического жанра, его представителями;

  2. Формирование умения делать наброски животных в движении;

  3. Воспитание любви к природе, бережного отношения к животным. Приобщение учащихся к эстетической культуре.

Оборудование для учителя:

  1. Репродукции картин с изображением животных – бизоны из пещеры Альтамира, раненный бык из пещеры Ласко, изображения животных в Каповой пещере, графика- А. Дюрер «Кролик», Рембрандт « Лежащий лев»;

  2. Музыкальный видеоклип « В мире животных»;

  3. Документальный фильм BBC «День, когда родились картины»;

  4. Презентация « Из истории анималистического жанра»;

  5. Компьютер, проектор;

  6. Незаконченные рисунки с животными;

  7. Классная доска.

Оборудование для учащихся:

  1. Альбом;

  2. Карандаши простые, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося);

  3. Банки с водой;

  4. Кисти;

  5. Тетради- словари.

Мультимедийный экран

  1. Что перед тобой?

  2. Знаешь ли ты автора? Назови.

  3. Кто на ней изображен?

  4. Какие средства выразительности использовал художник?

  5. Как ты думаешь, о чем могут размышлять данные животные на картине?

  6. Понравилась ли тебе картина?

Дата проведения урока

А

с

м

т

н

и

а

л

и

Домашнее задание

  1. Написать мини доклад об одном из русских художников – анималистов — оценка «5»;

  2. Составить кроссворд по теме –

10 вопросов — оценка «4»;

5 вопросов — оценка «3».

Коллаж

Все животные- друзья!

Обижать нам их нельзя.

И котенка и зайчишку,

Белку, ежика и мишку,

Воробья, щенка, лягушку-

Пучеглазую квакушку-

Всех мы лаской обогреем,

Всех накормим, пожалеем.

Ход урока

Этапы урока

Время

ТСО

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Приветствие

3 минуты

Доска с рисунком художника

Пазлы

Музыкальный видеоклип «В мире животных»

Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с новым жанром в изобразительном искусстве. Совершим путешествие в прошлое и пополним наш багаж знаний, умений и навыков. Но, к сожалению, это не так просто! Наш старый друг, художник – Нарисуй-ка, зашифровал тему нашего урока. Поэтому вы должны составить из разбросанных пазлов его основную специализацию и разгадать тему нашего сегодняшнего урока!

Правильно, ребята, наш художник является художником- анималистом. Но кто же мне может ответить на вопрос «Что он изображает на своих картинах?»

Хорошо, чтобы вам не теряться в догадках я приготовила для вас музыкальный видеоклип, который поможет вам узнать, то над чем работает наш Нарисуй-ка, и кого сегодня постараетесь зарисовать вы.

Молодцы! Художники–анималисты, действительно изображают на своих картинах животных.

Учащиеся собирают из разбросанных пазлов слово «анималист»

Учащиеся отвечают на вопрос учителя

Учащиеся просматривают видеоклип, определяют предмет изображения художников –анималистов.

II. Сообщение темы урока

1минута

Тема нашего урока «Братья наши меньшие» Сегодня мы научимся делать зарисовки животных в движении и создадим собственный коллаж заповедника. А также отправимся в увлекательное путешествие в мир наскальных рисунков первобытных людей.

III .

Изучение нового материала

1. Сообщение теоретических знаний

16

минут

Презентация

«Из истории анималистического жанра»

Отрывок из фильма «День, когда родились картины»

Ну, вот мы готовы отправиться в удивительный мир анималистического жанра!

(лат. Animal— животное) – изображение животных в живописи, скульптуре,

и графике. Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVIIXVIIIв.

Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века.

Пещера Ласко находится во Франции, близ Монтиньяка (Дордонь) в сорока километрах от Перигё, на краю плато, над левым берегом р. Везер. Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под Везер к поместью Ласко проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти-то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад — великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита. Это изображения различных животных (лошадей, бизонов, оленей, быков и др.), которые полны движения и гармонии. На стенах пещеры аббатом Глори, работавшим здесь с 1952 по 1963 год, было обнаружено более 2000 изображений.

Ласко всегда представляла большой интерес не только для ученых, но и для многочисленных туристов. Частые посещения больших туристических групп привели к изменению микроклимата пещеры, что губительно сказывалось на изображениях. В 1963 году, решением министра культуры Франции А. Мальро, Ласко была выкуплена государством и закрыта для посетителей на 14 лет. Благодаря долгой и кропотливой работе целого коллектива археологов, биологов, химиков, спелеологов и геоморфологов живопись и графику пещеры удалось уберечь от разрушения. И сейчас вход в Ласко закрыт для туристов.

Второй не уступающей пещере Ласко по своей значимости является пещера Альтамира.

Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. Обнаружена графом Марселино Санз де Саутуолом. Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон — роспись низкого потолка в одном из «залов» пещеры слева от входа. Общая площадь плафона — около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур. Открыта была в 19 веке. Чтобы ближе познакомиться с наскальными рисунками древних людей вашему вниманию предлагается фильм BBC ««День, когда родились картины»;

На этом история анималистического жанра не закончилась, а приобрела широкую популярность, как зарубежном, так и в России. Представителями данного жанра в России являются: В. Ватагин, И. Ефимов, А. Сотников. Зарубежном –это А.Дюрер, Рембрандт.

Вот их картины «Кролик» и «Лежащий лев» (презентация слайд № 10,11)

Скажите пожалуйста на вопросы.

  1. Что перед тобой?

  2. Знаешь ли ты автора? Назови.

  3. Кто на ней изображен?

  4. Какие средства выразительности использовал художник?

  5. Как ты думаешь, о чем могут размышлять данные животные на картине?

  6. Понравилась ли тебе картина?

Учащиеся работают с тетрадями, конспектируют основные понятия урока.

Учащиеся описывают картины при помощи предложенной схемы.

2. Физкультминутка

IV.

Актуализация знаний

1-2 минуты

1-2 минуты

Вы наверное устали?. Поэтому наш Нарисуй-ка предлагает нам прерваться на физкультминутку.

  1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторите 5-6 раз.

  2. Исходное положение- сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

  3. Исходное положение –стоя. «Замочек»- вести одну руку за голову, вторую- за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

Немного передохнули и теперь необходимо приступать к работе. Посмотрите на доску, наш художник хотел изобразить заповедник с животными, но нарисовал лишь некоторые их части. Ваша задача заключается в том, чтобы быстро по памяти их дорисовать, точнее сделать наброски. Как вы знаете набросок- это произведение графики, живописи, бегло и быстро исполненное. Главная назначение наброска- быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Он может исполняться с натуры, по памяти или воображению. Ваш набросок будет исполнен при помощи вещей памяти и воображения. Каждое животное должно находиться в движении. Для этого в первую очередь обратите внимание на выполнение наброска корпуса животного и его головы. А позже, когда будет нарисован общий контур, можете приступать к изображению наиболее мелких деталей.

Ребята не забывайте!

Все животные- друзья!

Обижать нам их нельзя.

И котенка и зайчишку,

Белку, ежика и мишку,

Воробья, щенка, лягушку-

Пучеглазую квакушку-

Всех мы лаской обогреем,

Всех накормим, пожалеем

Учащиеся выполняют упражнения предложенные учителем.

V. Практическая работа

10-15 минут

Коллаж на доске

Рисунки с недорисованными животными

Задание. Выполнить набросок животного в движении простым карандашом, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль качества выполняемой работы.

Учащиеся выполняют набросок животного, заполняют коллаж.

VI.

Итог урока

1.

Оформление коллажа.

2. Подведение итогов по уроку

3. Домашнее задание

3 минуты

Ну, вот в нашем заповеднике поселились множество животных. Которых мы не только на картинах, но и в реальной жизни будем охранять и заботиться. А сейчас мы вспомним, что нового мы узнали на уроке. Для этого мы сыграем в игру «Снежный ком». Я начинаю, следующий повторяет мое предложение и добавляет свое и т.д. (Например: Сегодня на уроке мы говорили о анималистическом жанре…)

Оценки за урок.

Домашнее задание:

  1. Написать мини доклад об одном из русских художников – анималистов — оценка «5»;

  2. Составить кроссворд по теме –

10 вопросов — оценка «4»;

5 вопросов — оценка «3».

Учащиеся играют в дидактическую игру «Снежный ком», что помогает им повторить новый материал.

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа // Москва, ВАКО- 2006;

  2. Живопись: Энциклопедия // Москва., 1999;

  3. Плотникова Н. Энциклопедия искусства // Москва., РОСМЭН- 2007;

  4. Педагогическое творчество №9 // А.В. Мерзлов — 2007;

  5. Мультимедийный диск Энциклопедия изобразительного искусства // ИДДК, ООО «БИЗНЕССОФТ»- 2005.

Ссылки:

http://www.artunframed.com/rembrandt_2.htm

http://www.nuip.net/

http:// BestReferat.ru

http://raskraska.narod.ru/animals/monkey.html

Примеры для выполнения практического задания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here