Государственное казенное образовательной учреждение для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья станицы Новолеушковской Павловского района Краснодарского края
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
Конспект урока для 8 класса на тему
«Страницы истории родного края»
( в рамках патриотического воспитания школьников)
Выполнил:
учитель истории ГКОУ школы-интерната
Грузинов Сергей Тимофеевич
ст. Новолеушковская 2014 год
Тип проекта: долгосрочный
Срок исполнения: январь – декабрь 2014 год
Участники проекта: учащиеся 8-11 классов, педагоги и замещающие родители ГКОУ школы – интерната ст. Новолеушковской
Образовательная область: познавательно – речевая
Характер контактов между участниками проекта:
внутри классные;
внутри школьные.
Содержание проекта.
-
Введение.
-
Актуальность выбранной темы.
-
Тема проекта
-
Цель проекта
-
Этапы реализации проекта
-
Ожидаемые от проекта результаты.
“Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте
будущее! В добрый путь к новым познаниям”.
А.Н.Ткачёв
Введение.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России, самобытность своего края, своей станицы.
Патриотическое воспитание школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Конечно, психологические особенности — это не догма, и у каждого ребёнка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Задача педагогов и замещающих родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, станице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к историческому наследию своей малой Родины.,.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств).
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному краю – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает учащихся.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Основной из задач коррекционных образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю».
Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все проведенные мероприятия помогут учащимся получить больше информации по истории родного края, истории станицы, в которой они живут.
Актуальность данного проекта заключается:
— во- первых в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых
форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, страны Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через замещающую семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»
— во-вторых в том, что наши дети в силу ограниченных возможностей здоровья мало знают о родном крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по классу, сострадают чужому горю.
Явно недостаточной является работа с замещающими родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель проекта: развитие интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям нашего края, воспитание патриотического сознания учащихся и чувства гордости за свою малую Родину, достижения своих земляков.
Задачи проекта:
-
воспитание интереса и уважения к истории своей страны, родного края;
-
приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах,
-
развитие и поддержка социально-значимой деятельности учащихся;
-
повышение мотивации учащихся к изучению истории Кубани.
-
воспитание бережного отношения к историческому наследию, ответственности за его судьбу.
-
развивать творческие способности учащихся, путем вовлечения их в общественную деятельность.
-
продолжить работу, направленную на привитие любовь к родному краю.
-
расширять знакомство с традициями и музыкальной культурой Кубани
-
формирование у детей бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
-
подобрать консультационный и разработать дидактический материалы.
Использованные ресурсы.
Учебно-лабораторное оборудование: фотоаппарат «Кodak», принтер, сканер, копир HP Photasmart C4283.
Интерактивная доска
Мультимедиаресурсы:
видеофрагменты;
фотографии.
презентации
Этапы реализации проекта.
Проект предполагается реализовать в 4 этапа:
-
Сбор информации, (январь 2014г.)
-
Выбор проблемы, (январь-февраль 2014г).
-
Разработка плана действий, (февраль 2014г.)
-
Реализация проекта, (февраль-декабрь 2014)
I этап. Организационный. Сбор информации (13.01.2014-31.01.2014)
Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего края, подбор фотографий, стихов и других литературных произведений о Кубани. Работа с различными информационными источниками. Сбор, анализ и систематизация информации, опрос, анкетирование, использование возможностей интернета, цифровых образовательных ресурсов.
II этап. Выбор проблемы. Разработка стратегии реализации проекта.
(01.02.2014-.15.02.2014)
«Страницы истории родного края»
Мы участвуем!
Социологический опрос: «Какие мы, жители края?»
Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных качеств школьников.
Анкетирование.
Анкета 1.
Уважаемые учащиеся!
Просим ответить на вопросы нашей анкеты. (При заполнении анкеты укажите, пожалуйста, дату и класс.)
Дата «__»______г.
Класс_________
Вопросы:
-
Знаете ли Вы что такое патриотизм?
-
Если да, то напишите, как Вы это понимаете.
-
Нет
-
Чувствуете ли Вы себя гражданином России?
-
Да
-
Нет
-
-
Какими качествами должен обладать житель Краснодарского края? Выберите 5 качеств, которые соответствуют Вашему представлению:
-
Нравственность
-
Эгоизм
-
Безразличие к себе и окружающим
-
Чувство долга
-
Приверженец идеалам, ценностям, традициям общества
-
Гражданственность
-
Духовность
-
Любовь к малой Родине
-
Безответственность
-
Безграмотность
-
Знаете ли вы, что такое малая Родина?
-
Если да, напишите, как вы это понимаете.
-
Нет
-
Какими качествами должен обладать житель России?
-
Честность
-
Толерантность
-
Мужество
-
Самообладание
-
Сострадание
-
Грубость.
-
Хамство
-
Соблюдает законы
-
Уважает других людей
-
Нравственный,
-
Активный,
-
Жестокий,
-
Злой.
Благодарим за сотрудничество
Анализ полученных данных
Результаты опроса. Делается диаграмма ( среднее звено, старшие классы)
-
Знаете ли Вы что такое патриотизм? ( в %)
-
Чувствуете ли Вы себя гражданином России? ( в %)
-
Какими качествами должен обладать житель Краснодарского края? ( в %)
-
Знаете ли вы, что такое малая Родина? (учащиеся объясняют, что значит для них «малая Родина»).
Анкета 2.
«Знаете ли вы историю своего родного края?»
Уважаемые учащиеся!
Просим ответить на вопросы нашей анкеты.
Дата «__»______г.
Класс_________
Вопросы:
-
Знаете ли Вы историю возникновения нашего края, его названия?
-
Когда был образован Краснодарский край?
-
Кем был образован Краснодарский край?
-
Когда образована наша станица?
-
Откуда пришли на Кубань первые переселенцы?
-
Что Вы знаете об улицах нашей станицы? В честь кого они были названы?
-
Тебе нравится жить в своей станице?
-
В каком году построена наша школа?
-
Ваш пол.
-
Возраст.
Спасибо за сотрудничество!
Вывод:
Быть жителем края Знать историю своего
края, своей станицы
История Родины –
каковы её составляющие?
История жизни, История городов, поступков людей населенных пунктов История
малой
Родины
История казачества
Зарождение основ
православной культуры
III этап. Разработка плана действий (05.02.2014-20.02.2014)
Чтобы пробудить интерес к истории родного края
провести с учащимися
Викторины
Беседы. Методические выставки
Классные часы, внеклассные мероприятия.
Экскурсии по историческим местам станицы
Конкурсы стихов и рисунков
Экскурсии в музей
а) ст. Павловской
б) г. Тимашевска
в) г. Краснодара
Провести встречи:
-
С участниками Великой Отечественной войны
-
Казаками станицы Новолеушковской
Посетить:
-
Свято-Успенский храм станицы Павловской
-
Казанский храм станицы Новолеушковской
-
Комнату Боевой Славы при совете ветеранов ст. Новолеушковской
Выбор оптимального варианта деятельности.
В результате синтеза и анализа идей, мною был выбран основной вариант работы через презентации в программе Power Point, Эта программа понятна с первого знакомства, управление ею является максимально простым, имеется возможность компоновать материал по своему усмотрению. Программа позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, слайды, видео- и аудио фрагменты и т.д.), то есть дает возможность заняться творчеством и знакомить учащихся с историей и жизнью края виртуально.
План действий по реализации проекта.
Мероприятие | Дата | Оборудование | класс |
| |
1 | Выбор проблемы. Разработка стратегии реализации проекта Анкетирование учащихся Анализ полученных данных. | Январь- февраль | анкеты | 8 — 11 |
|
2 | Декада Кубановедения а) Мультимедийная викторина с использованием интерактивной доски « Край наш кубанский!» б) Классные часы:
в) Экскурсии в школьный музей. г) Конкурс стихов кубанских авторов. д) Конкурс рисунков е) Экскурсия в школьный музей для замещающих родителей. Урок истории «Кубань в концеXVIII в.» Урок истории « Кубань в годы Великой Отечественной войны» | февраль |
Презентация Интерактивная доска
Презентация Интерактивная доска Презентация Интерактивная доска Презентация Интерактивная доска |
8 — 9
8 — 11
9 — 11
8 — 11
9
все классы все классы
8
9 |
|
3 | Виртуальная экскурсия «Памятники Краснодара». Урок истории «Кубань в 60-80 годы XX века»
| март | Презентация Интерактивная доска | 8 – 11
9 |
|
4 | Беседа: «Хозяйство и быт населения Кубани в XIX-XX на примере станицы Новолеушковской». Посещения храма станицы Урок истории « История станицы Новолеушковской» | апрель | Презентация Интерактивная доска | 8 – 11
9 8 |
|
5 | «Памятники кубанским казакам в Краснодарском крае» Виртуальный фотоальбом Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Экскурсия к мемориалу Славы в центре станицы Посещение комнаты Боевой славы Урок истории « Кавказская война» | май |
| 10в и 10а
11
7
9
8 |
|
6 | Экскурсия по центральной улице станицы с осмотром исторических зданий Встреча с казаками станицы | сентябрь |
| 10 – 11
7-11 |
|
7 | Беседа «Православные храмы Кубани» Посетить Свято-Успенский храм в ст. Павловской Урок истории «Краснодарский край в начале XX в.» | октябрь | Презентация Интерактивная доска | 8 – 9
7
9 |
|
8 | Виртуальный журнал «Кубань моя – степная дочь России». Урок истории «Кубань в годы революции и Гражданской войны» | ноябрь | Презентация Интерактивная доска | 8 – 11
9 |
|
9 | Беседа: « Традиции и обычаи кубанских казаков». Урок истории «Краснодарский край в 20-30 годы XXв.» Подведение итогов работы по проекту | декабрь |
| 8
9
8 — 11 |
|
|
|
|
|
|
|
IV этап. Реализация проекта. Сроки.
январь 2014 года
Определение темы проекта, формулирование его основной мысли, уточнение цели, исходного положения.
Начало подбора информации.
Утверждение плана проведения мероприятий.
январь-февраль 2014 года.
Проведение анкетирования.
Анализ данных: составление диаграмм, вычисления процентных отношений
Проведение мероприятий
февраль – май, сентябрь – декабрь 2014 года.
Проведение запланированных мероприятий
Подведение итогов работы по проекту.
Итоговый опрос
Анкета № 1
Уважаемые учащиеся!
Просим ответить на вопросы нашей анкеты по итогам проекта.
Дата «__»______г.
Класс_________
-
Понравился ли вам подобный вид работы по проекту?
-
Что понравилось в проекте? Почему?
-
Что не нравиться в проекте? Почему?
-
Чтобы вы хотели изменить в проекте?
5. Хотите ли вы, чтобы презентации, викторины и другие материалы по кубановедению использовались на уроках истории, географии, биологии, русского языка и литературы?
да
нет
6. Считаете ли вы, что применение расширенного объема материалов по кубановедению делает изучение предметов более увлекательным?
да
нет
7. Хотите ли иметь возможность доступа к изученным материалам у себя дома?
хочу
не хочу
7. Считаете ли вы, что участие в проекте помогло вам больше узнать об истории Кубани?
да
нет
8. Хотели ли бы вы участвовать в создании подобных работ?
да
нет
Анкета № 2
Дорогой друг! Ваше мнение окажет неоценимую помощь для дальнейшего развития проекта. Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты.
Дата «__»______г.
Класс_________
Оцените по пятибалльной системе проект ___
1.Содержание проекта интересно
да
нет
2.Содержание проекта полезно
да
нет
3.В проекте много новой информации
много
мало
4.Информация усваивается и запоминается легко
да
нет
5.Задания к учебной деятельности в рамках проекта интересны.
интересны
не интересны
6. .Задания к учебной деятельности в рамках проекта полезны
да
нет
7. Для меня ничего нового не было
да
нет
8.Считаю, что можно было бы глубже осветить материал проекта.
можно
достаточно
9.Ваша общая оценка проекту.
Практическая работа в рамках проекта.
1. Сбор и систематизация материалов, соответствующих теме проекта.
2. Составление презентаций
3. Работа с программой Power Point , интерактивной доской.
Ожидаемые от реализации проекта результаты.
— готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
устной речи и слухового восприятия,
— осознание учащимися своей роли в жизни общества,
— значение истории своей страны, своей малой Родины
— повышение качества учебно-познавательной деятельности
— удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности
— умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
— умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств информационных и коммуникационных технологий
— умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
— привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.
Комментарии и рекомендации по использованию данного проекта
Кубановедение – это сложный, многогранный, интегрированный предмет, в котором соединяются:
— структурно-ориентированные дисциплины – биология, экология, охрана природы, география, физика, позволяющие изучить устройство мира;
— смысло-ориентированные – литература, искусство, помогающие ребенку ощутить «себя в мире», вписать личность в мировой и национальный культурный процесс;
— позиционно-ориентированные – история, обществознание, предполагающие коммуникативно-диалоговый способ моделирования окружающей действительности.
Особенностью данного проекта является универсальность и интегрированность. Так, например, его материалы целесообразно использовать на уроках истории, русского языка и литературы, географии, основ православной культуры и др. как региональный компонент.
Собранный материал может стать основой для проведения внеклассных мероприятий на темы по истории Кубани, связанные с воспитанием гражданственности и патриотизма, а также может служить сопроводительным текстом к экскурсии в музей кубанской старины. Конкретный проект может быть использован как в среднем звене, так и в старшем.
Что касается принципа работы, то различные формы работы позволяют создать образное представление об истории нашего края и станицы, жизни и быте казаков, художественной культуре Кубани. Выбранные методы позволяют без особого труда вести работу, направленную на патриотическое воспитание учащихся. Ее эффективность будет более высокой, т. к. имеет место подкрепление видеоматериалами. Наилучшего результата можно ожидать в том случае, если видеоряд подкрепляется эмоциональным рассказом учителя и практической работой учащихся.
Поспеши сохранить историю
И гордись, что в земле Кубанской
Есть твой город – малая родина,
Твоё детство, твой мир, твой дом.
Проект разработан с учетом следующих законодательных нормативно- правовых документов:
-
Конвенция о правах ребенка
-
Конституция РФ 1993 года.
-
Закон «Об образовании» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
-
ФЗ от 21.11.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
-
ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
-
ФЗ от 24.07.1998 № 1204-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-
Устав школы
-
Приказы директора
Финансирование проекта.
Бюджет проекта.
№п/п | Статья расходов | Сумма |
|
1. | Канцтовары | 200-00 | |
2. | Призы для мероприятий | 500-00 | |
.
| 3. | Изготовление анкет | 200-00 |
|
|
| |
|
| Итого: | 900-00 |
Источники:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
Константинова В.Г. «Применение компьютерных технологий в обучении».
А.Г.Карманов. Информационные технологии на уроках истории. (http://www.profskill.ru/index.html)
Ю.Н.Алексеев. Создание анимированных карт в приложении Power Point . [email protected].
А.И.Чернов. Компьютер на уроках истории, обществознания и права. (http:lesson-history.narod.ru)
Правило Вера Ивановна. Презентация «Исторические памятники города Краснодара»
Савченко Наталия Ивановна. Город Горячий Ключ, Краснодарский край
МБОУ ООШ№7.Презентация «Памятники кубанским казакам в Краснодарском крае»
Загорулько Людмила Викторовна. Презентации по кубановедению. МБОУ СОШ №6 им. Ф.И.Ярового ст.Новолеушковской.
http://edu-lider.ru/kak-sozdat-obrazovatelnyj-proekt/
http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/sozdanie-setevykh-proektov/metod-proektov-i-setevoi-proekt
http://www.kakprosto.ru/kak-84316-kak-napisat-obrazovatelnyy-proekt
http://filolingvia.com/publ/454-1-0-3742