МОУ СОШ № 20

Урок – зачет в 8 классе по теме:

«Природные зоны»

Автор урока: Федченко Людмила Георгиевна

Учитель географии МОУ СОШ №20

Полевской 2010

Подведение итогов полученных учащимися знаний определяет уровень усвоения темы. Проверяется способность каждого ученика умению применять знания на практике.

  1. Оргмомент

  2. Проведение географического диктанта (назвать природную зону, ответ записывать одним словом)

Вопросы:

  1. Преобладают хвойные породы деревьев, почва подзолистая? (тайга)

  2. Расположена в Прикаспии и Восточном Предкавказье? (пустыня и полупустыня)

  3. Хорошо развита травянистая растительность, почва чернозем? (степь)

  4. Почвы не развиты, лишь кое-где на скалах мхи и лишайники, хозяин природной зоны — белый медведь? (арктическая пустыня)

  5. Мхи, лишайники, кустарники, из животных северный олень, песец, лемминг? (тундра)

  6. Дуб, клен, липа, береза а так же ель и сосна? (смешанные и широколиственные леса)

Тему сегодняшнего урока можно легко определить по вопросам географического диктанта- «Природные зоны»

Цель урока: «Определить уровень своих знаний по заданной теме».

Сегодня у нас урок – зачет, будем работать в группах. Будут предложены задания как письменные, так и устные, оценка выставляется в зачетный лист. Общая оценка выставляется по среднему баллу.

Время зачета 25 минут, в группах по 4 человека, включая старшего по группе. Один ученик выполняет работу письменно «Визитную карточку», другой устно задание «Найди ответ». Третий работает со старшем в группе «Знаю ли я карту». Через 5 минут происходит смена работы в заданиях.

Визитная карточка природной зоны

Маршрутная карточка по теме «Природные зоны России» команды

Этапы похода

оценка

Итоговая оценка

Набрали очки «Страна вопросов»

Узнайте природную зону

Угадай природную зону

аукцион

Дружите ли вы с картой

Задание выполняется письменно. Учащийся составляет сравнительную характеристику 2 природных зон по выбору учителя.

Сравнение лесных зон

План

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Внешний облик

Климатические особенности

Почва

Флора

Фауна

Оценка условий для жизни и хозяйственной деятельности человека

Экономические проблемы

Выводы: общие черты и различия, их причины

Найди ответ.

На данном этапе ученики отвечают на вопрос, в ответ должны отразить взаимосвязь компонентов природы.

  1. Почему жизнь большинства обитателей арктических пустынь связанна с водой?

  2. В чем проявляется влияние многолетней мерзлоты на природу тундры и лесотундры?

  3. Как животные тундры приспособились к условиям жизни?

  4. Как животные лесной зоны приспосабливаются к условиям жизни в лесу?

  5. Как недостаток влаги влияет на другие компоненты природной зоны степей – почвы и растительность?

  6. От чего зависит набор и количество высотных поясов?

  7. Каковы характерные черты лесотундры?

ЗНАТОКИ КАРТЫ

На контурной карте определите названия природных зон, которые обозначены буквами. Стрелками укажите, в какой природной зоне обитают показанные на рисунках представители флоры и фауны. Установите влияние климатических условий на животный мир.

ТЕСТОВАЯ ПОВЕРКА

Каждый ученик получает лист с тестами (выполняется фронтально в течении 10 минут).

  1. Зона тундр располагается:

  1. на Северу России;

  2. на Севере России и побережье Северного Ледовитого океана;

  3. на Севере России на побережье Северного Ледовитого океана, в арктическом климатическом поясе.

  1. Из животных в тундре встречаются:

  1. птицы;

  2. птицы и млекопитающие;

  3. птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся.

  1. Увлажнение на большой части таежной зоны:

  1. недостаточное;

  2. достаточное;

  3. избыточное.

  1. Наибольшие площади в тайге занимает:

  1. ель;

  2. сосна;

  3. пихта;

  4. лиственница.

  1. Дерново-подзолистые почвы по сравнению с подзолистыми более плодородны, так как:

  1. ослабляется промыв почвы;

  2. ослабляется промыв почвы и увеличивается объем растительной массы.

  1. Распределите леса по мере увеличения количества ярусов растительности:

  1. тайга;

  2. широколиственные леса;

  3. смешенные леса (ответ А,Б,В)

  1. Главной причиной безлесья степей является:

  1. недостаточное увлажнение;

  2. малое количество осадков;

  3. теплое, продолжительное лето.

  1. Представителями животного мира степей является:

  1. суслики и тушканчики;

  2. суслики, тушканчики и полевки;

  3. суслики, тушканчики, полевки, сайгаки.

  1. Главной причиной небольшого количества осадков в зоне полупустынь является:

  1. внутриконтинентальное положение территории;

  2. господство в течении года пониженного атмосферного давления.

  1. Для полупустынь характерны растения:

  1. злаки;

  2. злаки и полыни;

  3. злаки, полыни, осоки.

  1. Главная отрасль сельского хозяйства полупустынь:

  1. животноводство;

  2. растениеводство.

Взаимопроверка тестов. Выставление оценок

Информация о домашнем задании. Составить «Визитную карточку природной зоны своей местности».

Итог урока. Подведение итогов зачета, выставление итоговой оценки учеником и перенос их в журнал. Учитель благодарит ребят за работу на уроке, отмечает слаженную работу групп, представляет слово консультантам об ответах учащихся в группах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here