Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»

г. Губкина Белгородской области

Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Домашние животные»

подготовила

учитель-логопед

Малышева Светлана Александровна

г.Губкин

2013

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности.

Воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование. Мольберт, коврограф, альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1», альбом «Мир природы. Животные», сд-проигрыватель, сд с записью животных пузырьковая колонна, надувные игрушки — домашние животные, плоскостные изображения домашних животных, контейнеры с карандашами, альбомные листы с изображение лошади по числу детей, большой кусок ткани зелёного цвета .

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Развитие слухового внимания и восприятия.]

Логопед приглашает детей в группу, в которой расставлены и развешены надувные игрушки —домашние животные включена пузырьковая колонна. Слышны звуки домашних животных.

Логопед. Мы с вами оказались на лужайке. Садитесь прямо на травку. Сегодня мы будем говорить о домашних животных, чтобы узнать много нового о жизни животных.

Дети и логопед садятся на ковер.

Логопед. Что мы слышим, сидя на травке?

Дети. Шум листвы, голоса животных.

Логопед выключает проигрыватель.

Логопед. Верно. А теперь вставайте. Давайте подойдем поближе к животным, чтобы разглядеть их.

Дети и логопед движутся по ковру.

2. Упражнение «На лужке». [Развитие общих речевых навыков.]

Логопед предлагает детям вновь сесть на ковер, ставит на мольберт альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1».

Логопед. Вот мы и оказались рядом с животными. А сейчас послушайте стихи о домашних животных, которые окружают нас.

Корова Бурёнка

В пятнистой рубашке,

Гуляла по травке

И ела ромашки.

Жевала и думала:

— Это легко,

Пастись целый день

И давать молоко.

Вот если б не слепни

И не было мух,

Не бил бы кнутищем

Сердитый пастух…

Но вспомнив про дом,

Облегчённо вздохнула:

— Мне хлебушка с солью

Даст бабушка Шура.

С. Лопатина

Жеребенок, что ты грустный,

Почему глаза покорны:

Не досталось травки вкусной –

Все табун сжевал проворный?

Ножки звонки, ушки тонки,

Хвост коротенький дрожит –

Очень трудно жеребенку,

Если мама убежит.

Ю. Первухина

По лужайке с травкою

Я хожу и чавкаю.

У забора с дыркою

Я стою и фыркаю.

У реки с осокою

Я лежу и чмокаю.

Хвостик закорюкою,

Радуюсь и хрюкаю!

В. Масалова

3. Упражнение «Узнай по контуру». [Развитие тактильного восприятия.]

Этот этап занятия может провести педагог-психолог. Он приглашает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны плоскостные изображения домашних животных. Педагог предлагает детям сесть вокруг куска ткани.

Педагог. А сейчас новая интересная игра. Положите руки «На травку», которую изображает эта ткань, найдите карточки с изображениями домашних животных и, ощупывая их, попробуйте узнать, кто на них изображен.

Дети просовывают руки под ткань, находят карточки, ощупывают их, называют животных. Педагог предлагает детям достать карточки из-под ткани и проверить правильность выполнения задания. Затем он убирает ткань и карточки.

4. Развитие общей моторики.

Конь

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскочу

И поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой

Помашу тебе рукой.

(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)

5. Упражнение «Подбери схему». [Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.1

Логопед пригашает детей к контейнерам с овсом, стоящим на столе. Рядом на мольберт педагог вновь ставит альбом «Живая природа».

Логопед. Опустите руки в контейнеры, достаньте то, что спрятано в корме для животных.

Дети опускают руки в контейнеры и достают схемы.

Л о г о п е д. Те дети, у которых звуковые схемы слов, должны подойти к картине, показать и назвать животных, к названиям которых подходят эти звуковые схемы.

1-й р е б е н о к. Моя схема подходит к слову лошадь.

Логопед. Верно.

2-йребенок. Моя схема подходит к слову корова.

Логопед. Правильно.

3-й ребенок. А моя схема подходит к слову поросёнок.

Логопед. Отлично. Вы просто молодцы! Теперь к картине подойдут те дети, которые достали слоговые схемы, и расскажут, к каким словам они подходят.

4-й ребенок. Моя схема подходит к словам лошадь, овца.

Логопед. Очень хорошо.

5-й ребенок. Моя схема подходит к словам корова, теленок.

Логопед. Чудесно!

6-й ребенок. А моя схема подходит к словам пёс, кот.

Логопед. Я горжусь вами! Это было самое трудное задание сегодня.

Логопед убирает альбом и схемы.

6. Упражнение «Заштрихуй лошадь». [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей за столы, раздает альбомные листы, на которых нарисовано контурное изображение лошади

Логопед. А сейчас послушайте стихотворение о лошади?

Цок-цок-цок – подковок стук!

Ветер раздувает гриву –

То бежит мой верный друг,

Головой трясёт игриво!

Верный друг мой — рыжий конь,

Что живёт в селе у деда.

Мы зовём его Огонь.

Как он ждал, что я приеду!

Ну, и я скучал… С конём

Вдоль села теперь несёмся!

Мы спешим на водоём –

С другом вместе искупнёмся.

В.Берестов

Логопед. Выполните штриховку изображения лошади так, как показано стрелками.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

7. Игра «Кто живет у бабушки» Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей к коврографу, помещает на него игровое поле, раскладывает на столе перед детьми плоскостные изображения домашних животных.

Логопед. Возьмите по одному изображению животного и найдите ему место на игровом поле.

Дети выполняют задание. Логопед убирает игру.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Педагоги предлагают детям перечислить все задания, которые они выполняли, и оценить работу друг друга.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопедия. — 2005.

2. Борякова, Н. Ю. Исследование лексико-грамматического компонента языка у дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова// Логопедия. — 2005.

3. univer5.ru›pedagogika/spetsialnaya-pedagogika.-…

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here