Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Цветочная фантазия»
подготовили
учитель-логопед Бушуева Людмила Вениаминовна,
музыкальный руководитель Квасова Ольга Алексеевна,
воспитатель по изодеятельности Чецкая Елена Сергеевна
Архангельск 2013
Цель: Уточнить и обогатить знания детей о цветах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
учить подбирать наиболее точные определения при описании предметов в натюрморте;
-
способствовать развитию у детей эстетического вкуса на примере художественных и музыкальных произведений;
-
закреплять навыки коллективной работы с красками, бумагой и кисточками и нетрадиционными материалами: штампы, трафареты, палочки;
-
закреплять умение классифицировать цветы на полевые, комнатные, садовые;
-
закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
-
развивать художественные представления путём целостного восприятия красоты живой природы;
-
развивать двигательную активность, танцевальное творчество через игры и упражнения;
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование:
-
искусственные и живые цветы;
-
мультимедийная презентация: кроссворд «Цветы» (слайды с 3 по 12);
-
репродукция картины Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (слайд № 13);
-
иллюстрации цветов (слайды с 14 по 26);
-
игра «4-й лишний» (слайды 27, 28);
-
разрезные азбуки по количеству детей; символы звуков;
-
акварельные краски, кисти, штампы, палочки, трафареты, баночки с водой;
-
музыкальный центр, аудиозаписи.
Предварительная работа:
-
Рассматривание иллюстраций цветов, классификация их: садовые, комнатные, полевые;
-
Беседы о цветах;
-
Составление и пересказ описательных рассказов о цветах;
-
Дидактические игры на обобщение и классификацию;
-
Рисование цветов различными способами;
-
Музыкально-ритмические движения, способствующие развитию музыкального творчества.
ХОД НОД:
1. Организационный момент
Звучит музыка. Зал украшен разными цветами. На экране слайд № 2. (кликнуть мышью по значку «звоночек», зазвучит музыка). Заходят дети.
Учитель – логопед: — Здравствуйте, дорогие мои друзья! Сегодня наша встреча посвящена цветам. Посмотрите, сколько их в нашем зале (дети рассматривают цветы).
2. Основная часть
Учитель – логопед:
— Да, очень красиво сегодня здесь. Ребята, а вы хорошо знаете цветы? Сможете их узнать?
У меня кроссворд для вас.
Разгадаем его враз!
На слайдах (№ 3 – 12) предлагается кроссворд для разгадывания.
Учитель – логопед хвалит детей за правильные ответы.
Воспитатель по ИЗО:
— А я, ребята, приглашаю вас пройти в картинную галерею (на слайде № 13 появляется картина Фёдора Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»)
— Сейчас мы с вами будем рассматривать очень интересный натюрморт.
(рассматривание картины сопровождается муз. И. Крутого «Имровизация»).
Воспитатель по ИЗО:
— Перед вами картина Фёдора Толстого. Как, по-вашему, она называется?
Дети: — Букет. Букет цветов. Цветы. Цветы и птичка. Цветы, бабочка и птичка.
— Какой это жанр?
Дети: — Это натюрморт.
— О чем рассказывает картина?
Дети: — Картина рассказывает о красоте живой природы.
— Какие цветы написал художник?
Дети: — Цветы живые и очень красивые.
— Расскажите о птичке.
Дети: У птички яркое оперение: белая грудка, желтые крылышки, красная мордочка.
— Какими словами можно описать бабочку и гусеницу?
Дети: — Они очень хрупкие и беззащитные.
— Что вам нравится в картине? Почему?
Дети: — Мне нравится бабочка. Она напоминает о лете и тепле.
— Мне нравится птичка, она самая яркая на картине.
— Мне нравятся цветы. Они красивые. Я могу их подарить маме.
Учитель – логопед:
— А сейчас я предлагаю вам ещё одно интересное задание.
(на слайдах № 14 — 26 появляются иллюстрации различных цветов), дети называют растение и говорят, к какой группе цветов оно относится: полевые, комнатные, садовые.
Музыкальный руководитель:
— Дорогие ребята! Весной и летом вы часто бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы, и вы собираете большие букеты ландышей, фиалок, колокольчиков. А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе, они занесены в «Красную книгу», их надо беречь. Поэтому я для вас сегодня приготовила красивый букет искусственных цветов, с ними мы можем танцевать много раз и они будут нас радовать, как живые (раздаёт детям цветы в руки)
— Вслушайтесь, ребята, в замечательную музыку композитора П. И. Чайковского «Вальс цветов» и подумайте, какие чувства, какое настроение, она выражает.
Слушание музыки: «Вальс цветов» муз. П.И.Чайковского
— Вот теперь, ребята, я хочу, чтобы вы стали одним целым со своим цветочком, чтобы вы вжились в образ цветка, показали его красоту в танце. Но этот танец вы должны придумать сами, будьте точны и внимательны в выборе танцевальных движений.
Танцевальное творчество: «Вальс цветов»
(звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского)
Учитель – логопед:
— Есть ещё игра для вас! Поиграем мы сейчас!
Детям предлагается игра «4-й лишний» (на слайдах № 27, 28). 27-й слайд: РОЗА, ХЛОРОФИТУМ, ГЕРАНЬ, КАКТУС; 28-ой слайд: ЗВЕРОБОЙ, ФИАЛКА, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛАНДЫШ. Дети выделяют лишний цветок, объясняют свой выбор, затем выкладывают названия лишних цветов и схемы этих слов из букв разрезной азбуки. Под руководством учителя-логопеда дети проводят ЗБА этих слов.
По гиперссылке возвращаемся к слайду № 2 (кликнуть мышью по значку «звоночек», зазвучит музыка).
Воспитатель по ИЗО:
— Дети, мы с вами будем рисовать букет цветов, используя, кроме красок и кисточек, нетрадиционные материалы: штампы, трафареты, палочки.
Во время работы звучит негромкая музыка.
3. Итог занятия
Учитель – логопед:
— Молодцы, ребята! Спасибо! Я всем вам хочу напомнить: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны.
Список использованной литературы
1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.- Просвещение, 1991.
2. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: Гном и Д, 2002.