Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №28»

Чистопольского района Республики Татарстан

Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Увлекательный мир дерева»

подготовила

воспитатель

Макарова Светлана Андреевна

г. Чистополь

2012

«Увлекательный мир дерева»

образовательная область «Познание».

занятие для детей 6 — 7 лет

 

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с понятиями: «опыт», «свойства»; со свойствами дерева.

2. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, как по ней определять возраст дерева.

3. Использовать опыт для нахождения истины.

Развивающие:

4. Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов. Продолжать развивать словарный запас, путем введения новых слов: свойства, опыт, теплопроводимость.

Воспитательные:

5. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Продолжать воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Интегрирование:

1. Образовательная область: Чтение художественной литературы.

Цель: рассказывание стихотворения; закрепить значения дерева для птиц, насекомых, человека.

2. Образовательная область: Социализация.

Цель: упражнять детей в словесной игре; в закреплении слов противоположных друг другу.

3. Образовательная область: Коммуникация.

Цель: продолжать работу по обогащению исследовательского словаря; побуждать детей интересоваться смыслом слов.

4. Образовательная область: Музыка.

Цель: развивать у детей слуховое восприятие – слышать шум деревьев в аудиозаписи, умение определить «мир» куда они попадают.

Оборудование и материалы:

1. Демонстрационный материал: посылка, в ней загадка про дерево, кора дерева тонкая и толстая, металлический предметы, картинки с изображением дерева, макет дерева, грамзапись шума деревьев, перочинный нож, ложки деревянная и металлическая.

2. Раздаточный материал: миски с водой, деревянные бруски, фартуки, металлические предметы, скрепка, лупа, кисть и краски, зубочистка, кора тонкая и толстая, по 1 спичке на каждого ребенка, схема выполнения опыта для каждой подгруппы.

Предварительная работа: 1. Наблюдение на прогулке за деревьями.

2. Дидактические игры: «Плавает — Тонет», «Скажи наоборот».

3. Заучивание стихов.

4. Чтение стихотворений о лесе, о разных деревьях.

5. Изготовление макета дерева.

6. Предложить родителям Леры вместе с дочкой в домашних условиях дать определение понятию: «опыт», а родителям Салиха — «свойство».

Ход занятия.

Вводная часть: (длительность 1 – 2 минуты)

Цель: создание интереса, эмоционального настроения к занятию.

Дети слышат шум деревьев в аудиозаписи.

— Стук в дверь. Приходит посылка.

— Ребята, хотите узнать, что в посылке? (Да).

Основная часть (длительность 25 минут)

Читаю письмо:

«Здравствуйте дети, я так хотел прийти к вам на занятие, но не успеваю, у меня очень много дел в лесу, поэтому я вам прислал посылку с загадкой».

Старичок – Лесовичок.

— Дети, предлагаю вам, отгадать загадку:

Нам в дождь и в зной

Поможет друг

Красивый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

(дерево)

— Верно, дерево (показываю макет дерева). Как вы думаете, дерево живое или нет? (Живое).

— Почему вы так думаете? (Потому что оно дышит, питается, растет и размножается).

— А как дышит дерево? (Листьями).

— Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

— Посмотрим, что еще в посылке. (Показываю кору и деревянные бруски).

— А для чего нужна кора? (Кора защищает дерево).

— А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал).

— А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, еще и ветки).

— Посмотрим, что такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку. Осторожно, придерживая рукой, отделяем часть кожицы. Что находится под ней? (Древесина).

— А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая).

— Да, мы легко отделим ее от древесины.

— Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: ствол и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая).

— Кожица – это тонкая кора, молодая.

— Как можно определить возраст дерева по коре, как вы думаете? (Чем дерево старше, тем кора толще и тверже).

— Перед вами на столе кусочки коры, найдем кору молодого дерева, какая она (она тонкая и мягкая).

— Теперь найдите кору старого дерева, какая она? (Толстая и твердая).

— Какие вы у меня молодцы, много знаете о дереве.

— Как вы думаете, каким может быть дерево еще? (Сухим, большим, зеленым, могучим, высоким…).

— Я вам предлагаю найти свойства дерева. Что такое свойство, нам расскажет Салих. (Свойство – это то, что отличает один предмет от другого).

— А для этого нам нужно превратиться в маленьких экологов и провести опыты. Что такое опыт, нам расскажет Лера. (Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его).

— Дерево мы с вами будем сравнивать с металлом.

— Приступим? (Да).

— Для этого нам нужно одеть фартуки.

Делю детей на 3 подгруппы: по уровню успеваемости (высокий, средний, низкий уровни). Первые шесть опытов провожу со всей группой детей, потом по одному предлагаю каждой подгруппе.

— (1 опыт). Мы сейчас с вами посмотрим дерево через кубик, потом через лупу. Что можно сказать о дереве? (Оно непрозрачное).

(2 опыт). Какая поверхность у деревянного бруска? (Шероховатая). А у металлической пластины? (Гладкая).

(3 опыт). Проверяем, что мягче дерево или металл. Проводим по дереву и по металлу зубочисткой. На каком из предметов остался отпечаток, след? (на дереве). Значит дерево мягче, чем металл.

(4 опыт). Смотрим, плавает ли дерево. Опускаем деревянный брусок и скрепку в миску с водой. Что произошло с предметами? (Дерево плавает в воде, а металл тонет).

— Оставляем брусок в воде, он нам пригодится позже. Возьмите другой брусок.

(5 опыт). Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом).

(6 опыт). Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Дети пробуют сломать гвоздь, не могут). Значит он какой? (Прочный). Попробуйте сломать спичку. (Спичка быстро ломается). Что можно о ней сказать? (Спичка хрупкая).

— А сейчас для каждой подгруппы я дам отдельное задание.

Раздаю схемы выполнения опыта.

— (7 опыт) Первая подгруппа (низкий уровень усвоения программы) будет проверять, хорошо окрашивается дерево или нет? Для этого нужно взять кисти, краски и проверить.

Выполняют

— (8 опыт) Вторая подгруппа (средний уровень усвоения программы) Каждое дерево имеет свой рисунок, на спилах. Берем лупу, рассматриваем.

Выполняют.

— (9 опыт) Задание для третьей подгруппы (высокий уровень усвоения программы). Дерево поглощает влагу и меняется в размерах. Вам нужно понаблюдать за бруском, который лежит в воде, и сравнить его с сухим бруском.

— Что может сказать первая подгруппа детей об опыте? (дерево окрашивается)

— Что может нового рассказать вторая подгруппа детей? (Что у каждого дерева есть свой рисунок, у меня нарисованы кольца, полоски, точки)

— Что может сказать третья подгруппа детей о проведенном опыте? (Дерево впитывает влагу, изменяется в размерах).

— Какие вы молодцы, у вас все хорошо получилось/ У Ромы немножко не так получилось, как хотелось бы увидеть. Но в следующий раз у него все хорошо получиться, даже еще лучше

— (10 опыт). Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? (дети с ответом затрудняются). Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Повторите (теплопроводимость).

— Дети, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч, и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое (гладкое), тонет (плавает), тяжелый (легкий)…

— Дети, а чем дерево может помочь людям? (Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.).

— А сейчас послушаем стихотворение про дерево.

Дедушка Дерево.
У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные, добрые руки…
Какая-то птица в руках суетится.
Какая-то птица на плечи садится.
Дедушка Дерево славный такой:
Белку качает большущей рукой…
Жучище примчался, и сел,
И качался, и всё восхищался,
и всё восхищался.
Стрекозы примчались и тоже качались.
И мошки примчались, и мошки качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались, качались, свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил….
У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки…
Наверно, их сто…
Или сто двадцать пять…
Чтоб всех покачать!
Чтоб всех покачать!
Э.Мошковская

Заключительная часть (2-3 минуты). Анализ занятия.

Цель: подвести итог занятия, выяснить, как дети усвоили материал. Нацелить на домашнее задание.

— Что мы нового сегодня узнали на занятии? (Свойства дерева и как их нужно находить, узнали, что такое «опыт» и «свойство»).

— А про кору, что нового вы узнали? (она бывает тонкой – на молодых деревьях, и толстой – на старых).

— От кого к нам пришла посылка? (от Старичка – Лесовичка).

— Сегодня я вам дам домашнее задание. В выходные дни сходите в лес, рассмотрите понравившееся вам дерево, придя, домой, выучите стихотворение про это дерево, а в детском саду расскажите его всем ребятам.

Список использованной литературы

1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.

2. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой…»

3. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here