Казённое учреждение ХМАО — Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Конспект урока для 1 класса
«Как пчёлки переносят пыльцу?»
подготовила
воспитатель
Романова Елена Антоновна
г Урай
2012
Цель: Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Задачи:
-
Формировать у детей представление о том, как пчёлы опыляют растения.
-
Расширять знания детей о насекомых и о среде их обитания.
-
Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.
-
Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Активизация словаря: Пыльца, опыляет.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением пчёл, разучивание пальчиковой игры «Пчёлки», просмотр и беседа по мультфильму «Первый урок», П/ игра «Медведь и пчёлы» -автор Лаптева Г.В.
Материал:
Ватные шарики, порошок-краситель желтого цвета, макеты цветов, пчёлка, цветы для украшения ковра (цветочная поляна), СD – Железновой Е.С. «Пальчиковые игры», проектор, экран, презентация к конспекту.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю, вас на полянку где растёт много цветов.
(Дети рассаживаются на ковре, украшенном цветами на маленькие подушечки.)
( Слайд №2)
Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете насекомых?
Дети: Пчела, муха, комар.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!
(Слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите, и действительно, на полянке, среди цветов живёт много насекомых: и пчёлы, и комары, и бабочки, и стрекозы.
Дети, посмотрите, какой красивый цветок вырос на нашей полянке.
Ой, а там, что – то есть.
(Воспитатель подходит к цветку и загадывает загадку.)
Кто жужжит и поёт,
Собирает сладкий мёд.
( Пчела)
Дети: Это пчела.
Воспитатель: Правильно, дети это пчела.
Посмотрите, какая пчела к нам прилетела.
(Воспитатель показывает пчёлку – игрушку.)
Воспитатель: Давайте, дети, мы с вами рассмотрим, что есть у пчёлки.
(Слайд №4)
(одновременно с показом слайда воспитатель показывает на игрушке строение пчелы.)
Воспитатель: Максим, скажи, пожалуйста, что же есть у пчёлки?
(Максим выходит, и берёт игрушку – пчёлку в руки.)
Максим: Голова, ноги, крылья.
Воспитатель: Молодец! Максим! Садись, пожалуйста.
Воспитатель: Луиза, подойди ко мне.
Расскажи, и ты нам, что есть у пчёлки.
Луиза: Животик, голова, лапки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали все части тела пчелы: у неё есть голова, брюшко, крылья и лапки.
Физминутка: Пальчиковая игра «Пчёлки» Железнова Е. С.
(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую игру «Пчёлки».)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
(После того как дети «полетали» как пчёлки, они садятся на сваи цветочки – подушечки.)
Воспитатель: А вы знаете, что тело у пчёлки покрыто мелкими волосками.
(Слайд №5)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что же у пчёлы на теле.
Что за жёлтые крупинки?
Дети: Шарики, комочки.
Воспитатель: Дети, это пыльца.
Пыльца – это скопление маленьких пыльцевых зёрен.
Их много, и они находятся в центре цветка.
(Воспитатель берёт цветок и показывает серединку.)
(Слайд №6)
Пчёлка перелетает с цветка на цветок, переносит на лапках пыльцу, т.е. опыляет растение.
Воспитатель: Ребята, а сейчас представим, что мы с вами пчёлки.
У вас на столах лежат, комочки ваты и цветочки.
— Представьте, что ватные шарики – это пчёлка, т.е. мы. Мы будем имитировать движения пчёлки.
Проходите и присаживайтесь за столы, где всё уже приготовлено.
Спинки держим ровно и начинаем выполнять. Прикоснёмся комочком к цветку. От одного цветка к другому.
(В макеты цветов заранее был насыпан порошок – краситель жёлтого цвета.)
( Дети выполняют эксперимент самостоятельно, а воспитатель наблюдает и если необходимо помогает.)
Воспитатель: Что осталось на ватных шариках?
Дети: Краска. (пыльца).
Воспитатель: Глеб, как ты думаешь?
Глеб: Это пыльца.
Воспитатель: Молодцы! К волоскам прилипли частички порошка – краски. Вот так же прилипает пыльца с растений к лапкам и тельцу пчёлки.
Воспитатель: Ребятки, наши цветы подарим пчёлке. Пусть она собирает пыльцу со своими друзьями и приносит нам мёд.
(Дети берут цветы и несут на коврик – полянку.)
(Слайд №7)
Ребятки, насекомых нужно беречь, они приносят нам пользу: бабочки опыляют растения, а пчёлки не только опыляют растения но, и приносят мёд.
А на следующем занятии мы с вами узнаем о пользе мёда.
Список используемой литературы:
-
Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.
-
Железнова Е.С. Пальчиковые игры. Издательство: Карапуз, 2008.