Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЛИЦЕЙ №9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова

Дзержинского района г. Волгограда

Конспект урока окружающего мира в

1 классе по теме: «Зима – покой природы»

Подготовила учитель начальных классов

Баркалова Надежда Михайловна

Окружающий мир

(Школа 2100)

Зима – покой природы.

Цели: познакомить учащихся с зимними явлениями в природе, учить определять признаки зимы, расширять знания об окружающем мире, воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

  1. Организация класса.

  2. Актуализация опорных знаний. Сообщение цели урока.

— Послушайте загадку и определите, о каком времени года говорится?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Слайд 1)

— Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, её признаках, о жизни растений и животных зимой и подумаем, как мы можем помочь животным зимой.

— Откройте учебники, с.50, посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что встречается только зимой. Обведите эти предметы синим цветом. То, что встречается и зимой, и в другие времена года, обведите зелёным карандашом, а то, что не встречается зимой, обведите красным цветом. (Аналогичная работа идёт на интерактивной доске).

— Какие месяцы считаются зимними? (Слайд 2)

— Как объяснить пословицы? (Слайд 3)

Декабрь год кончает – зиму начинает.

Январь году начало, зиме середина.

Вьюги да метели под февраль налетели.

  1. Работа над новым материалом.

  1. Определение признаков зимы, зимней погоды.

— Многое о зиме вам уже известно из своих собственных наблюдений. Поэтому мы сейчас определим приметы зимы. А для этого угадайте загадки:

Он слетает белой стаей Что за звёздочки сквозные

И сверкает на лету, На пальто и на платке,

Он звездой прохладной тает Все сквозные, вырезные,

На ладони и во рту. (Снег) А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)

Ни в огне не горит, И не снег, и не лёд,

Ни в воде не тонет. (Лёд) А серебром деревья уберёт. (Иней)

Щиплет уши, щиплет нос,

Но не страшен нам …(мороз)

— О чём же говорят нам слова: снег, снежинки, лёд, иней, мороз? (Слайд 4)

— А сейчас послушайте стихотворение, посмотрите на картинки и назовите признаки зимней погоды. (Слайд 5)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

— Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать?

1. С каждым днём становится всё холоднее.

2. Небо чаще покрыто облаками.

3. Осадки выпадают в виде снега.

4. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

2. Как образуются снежинки.

— Почему зимой осадки выпадают в виде снега?

— Что это такое снег? Как образуются снежинки?

— Вспомните сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют снежинки.

— В учебнике на с. 51 найдите и обведите настоящую снежинку. Объясните свой выбор. (Аналогично на интерактивной доске)

3. Вывод о состоянии неживой природы зимой.

— Снежинки, снег, лёд, облака, солнце – это тела живой или неживой природы?

— Какой вывод вы можете сделать о состоянии неживой природы зимой? (Солнце греет слабо, стоит низко над горизонтом, температура воздуха ниже 0, ночи длинные, дни короткие, небо пасмурное, закрыто облаками, осадки в виде снега.)

4. Физминутка. (Под вальсовую музыку) (Слайд 6)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши снегом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

5. Изменения в жизни растений.

— Все эти изменения в неживой природе оказали влияние на тела живой природы. И теперь мы отправимся в лес. (Слайд 7)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф.Тютчев

— Из предложенных веточек покажите веточки лиственных растений. А теперь хвойных растений.

— Все ли деревья сбросили листья?

— Как вы считаете, «умирают» ли лиственные деревья зимой?

— Докажите, что они живы. (Они спят, вернее «дремлют», т.к. под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето они накопили запасы пищи.)

— Сделайте вывод о жизни растений зимой.

6. Изменения в жизни птиц.

— А теперь давайте послушаем звуки зимы. (Звучит музыка.)

Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. «Хруст, хруст», — прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. «Тук, тук, тук», — трудится дятел, лесной санитар. «Пи-пи-пи», — тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. «Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?»- спрашивает молодая синичка. «Пинь-пинь-трр, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, — отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых». И снова тихо в лесу.

— Какие звуки вы услышали?

— Да, в лесу теперь очень тихо. Кажется, вымер лес, но это только кажется. Присмотрись хорошенько, весь снег в нём испещрён разными следами и следочками.

7. Выполнение задания «Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы?», с. 53. (Интерактивная доска)

— Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

8. Выбор зимующих птиц.

— Посмотрите на картинки и выберите тех птиц, которые остаются у нас на зиму. (Задание на интерактивной доске: вытянуть нужные картинки.) (Картинки: кукушка, воробей, сорока, журавль, ворона.)

— Почему с наступлением зимы птицы переселяются ближе к жилью человека?

9. Изменения в жизни диких зверей.

— А какие изменения произошли в жизни диких зверей? (Работа по группам. Дети смотрят на картинки и рассказывают о жизни зимой зайца, лисы, медведя, белки, ежа.)

10. Соотнесение видов корма с птицами и зверями. (Интерактивная доска)

— Чем питаются птицы и звери зимой?

— Посмотрите образцы корма для зимнего питания птиц и зверей. Определите, кто, чем питается зимой. (Задание на интерактивной доске. Картинки: шишки, грибы, кора деревьев, зерно, ягоды. Белка, синичка, заяц, медведь, мышь.)

11. Помощь животным зимой. (Слайд 8)

— Послушайте стихотворение Н. Рубцова «Воробей».

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедный,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

— В чём смысл стихотворения?

-Какую помощь вы можете оказать зимой животным?

— Как понимаете выражение: Покорми птиц зимой – и они отплатят тебе летом. (Слайд 9)

12. Вывод.

— Какие изменения произошли в жизни птиц и зверей с наступлением зимы?

13. Собери пословицы. (Интерактивная доска)

— Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года.

Мороз не велик, да большой мороз.

Спасибо, мороз, что стоять не велит.

Береги нос в на мороз.

Солнце – на лето, зима — снегу нанёс.

IV. Итог урока.

— Ни одно время года так не волшебно, как зима. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

— А как вы думаете, почему говорят, что «Зима – покой природы», что «зимой природа спит»?

— Прочитайте вывод в красной рамке на с. 53 учебника.

Дополнительно.

— Русский народ очень наблюдателен. Он подмечал, какая наша зима очень разная, свои наблюдения отражал в загадках, приметах. Отгадайте загадки на с. 53.

— Прочитайте приметы.

— Попробуйте объяснить, почему люди так решили.

— К теме зимы обращаются в своём творчестве поэты, художники, композиторы.

— Вот какой холодной, спокойной, величественной – рисует нам её А.С.Пушкин:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(Слайд 10)

— А вот как С.Я.Маршак рисует рассерженную вьюгу, разыгравшиеся бураны и вихри. С.53. (Слайд 11)

— Наша зима, действительно, очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная и с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.

Литература:

  1. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2008.

  2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана «Я и мир вокруг». I полугодие/ авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей/ Авт.-сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1994.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here