Конспект урока окружающего мира
по теме: «Живое и неживое»
в 1 Б классе
МБОУ «Зубово — Полянская гимназия»
учителем начальных классов
Митрейкиной Верой Борисовной.
Образовательная система «Школа 2100»
2013-2014 учебный год
Раздел: Живые обитатели планеты.
Тема урока: Живое и неживое.
Основные цели урока:
1.Познакомить детей с живыми организмами и их свойствами; с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов.
2.Развить умение наблюдать, логически и творчески мыслить.
3.Воспитать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Формирование универсальных учебных действий:
1.Регулятивные УУД:
-
Формулировать тему и цель урока с помощью учителя.
-
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника, с опорой на свой жизненный опыт.
-
Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.
-
Переработать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
3. Коммуникативные УУД:
-
Слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог.
-
Работать с соседом.
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
4. Личностные УУД:
-
Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимания смысла учебной деятельности.
Оборудование:учебники «Я и мир вокруг» 1 класс ВахрушевА.А., рабочая тетрадь, компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор , экран, авторская компьютерная презентация, сделанная в программе Power Point по теме: «Живое и неживое», карточки для групповой работы.Плакаты «Живое и неживое» из комплекта наглядных материалов «окружающий мир» 1 кл.
Технологии:
Технология проблемного диалога, оценивание учебных успехов.
Логика построения урока:
-
Постановка перед учащимися учебной задачи: подготовительная работа; наблюдение и постановка проблемного вопроса; формулирование темы урока.
-
Деятельность учащихся по выполнению задачи: выделение признаков живых предметов и неживых предметов, применение полученных знаний при работе с учебником и тетрадью, введение правил по сохранению окружающей среды.
-
Подведение учащимися итогов деятельности: составление выводов.
-
Рефлексия: самооценка с помощью условных знаков (светофор).
Ход урока:
1 Организационный момент:
Наш сегодняшний урок необычный. У нас много гостей. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами. Пусть это утро несет нам радость общения.
— Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте, наш урок начнем с улыбки.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь. ( Слайд 1)
Психологический настрой на работу.
Учитель говорит:
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Ребята отвечают
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Учитель продолжает:
– А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
II Актуализация знаний и постановка проблемы.
— Рассмотрите фотографии на слайде (слайд 3)
– Что объединяет эти предметы? (Неживые)
– На какие 2 группы мы можем разделить эти предметы? (природа и изделия) (слайд
Вывод:
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.
Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.
Мы часто говорим «природа», «природу надо охранять». А что мы называем природой?
(Одновременно идет просмотр фрагмента фильма BBC « Природа»( презентация) и ребёнок читает стихотворение)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года – Это все вокруг… (природа)
— Рассмотрите следующий слайд (слайд 6-7).
— На какие 2 группы мы можем разделить все фотографии? (Живая и неживая природа)
— А кто догадался, какая будет тема нашего урока? (живое и неживое)
-А цель урока?(Как отличить живой организм от неживого предмета?)
(Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. Учитель записывает тему урока.
ΙΙΙ 3 Совместное открытие нового знания
Нас окружают предметы (физические тела) живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой — нет? (Предположения детей).
-
— Рассмотрим признаки живой и неживой природы. (слайд 8).
На рисунке изображены две звезды: морская и космическая.
Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.
Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.
Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.
Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.
Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
Признаки предметов живой природы
(На доске запись).
Живые организмы Неживые предметы
дышат
растут
питаются
размножаются или дают потомство
Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
2.Чтение вывода с учебника стр.47(слайд 9).
3.Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы. (слайд 10).
А).Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.
Б).Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.
IV. Применение нового знания. Учебник стр.47(слайд 11).
1. Рассмотрите рисунки. Догадайся, какие свойства живых организмов изображены на рисунках?
— кто на ней нарисован?
– Миша после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что она ему мала. Что произошло с Мишей?
– Какое свойство живых организмов? (Рост) (слайд 6)
– Кого изобразил художник на следующей картинке?
– Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.)
– Какое второе свойство живых организмов? (Дыхание)
– Что делает собака на следующей картинке?
–– Какое ещё свойство живых организмов мы можем выделить? (Питание)
– Кто нарисован на следующей картинке?
– Кем являются цыплята по отношению к курице?
– У всех ли живых появляются дети (потомство)?
V. Применение знаний
1.Игра «Поиск» — работа в группах (слайд 12).
— Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?
-Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульку нет
-Автомобиль, как и корова, потребляет (питается), но при этом не растет.
— Лошадь пьет воду, а насос пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса нет.
-Печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести он не может.
2 Задание. Назовите предметы, которые: (слайд 13).
дышат
растут
питаются
размножаются или дают потомство
VI. Опыт практической деятельности. Исследовательская работа.
Ученик- исследователь поставил перед собой задачу открыть тайну семян фасоли.
Сегодня познакомимся с результатами работы.
VII. Закрепление нового знания
1— Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут жить вечно?
Каждый живой организм существует в природе определенное время, а затем умирает. Поэтому мы должны беречь их и помнить, что природа наш щедрый друг. Она заботится о нас, дает нам все необходимое для жизни. А в ответ ждет от нас тепла, ласки, заботы и бережного отношения.
О чём просят эти живые существа? (слайд 15).
( Кормить, поливать, бережно к ним относится)
2.Работа в паре. Тетрадь стр.57
А сейчас продолжим работу в паре. Откройте тетради, найдите задание №3.
Обсудите и оцените, пожалуйста, действия Лены. Чтобы вы ей посоветовали? (слайд 16).
(1 ученик работает индивидуально по карточке)
Карточка 1. Представь: путешественники прибыли на остров, затерянный в океане. Исследовав его, они нашли глиняный кувшин, вокруг росли красивые яркие цветы, порхали бабочки и пели птицы. «Мы не первые на этом острове, – сказали путешественники, – до нас здесь уже побывали люди».
— Как они об этом узнали?
3. Обратите внимание на следующее задание. (Просмотр отрывка диафильма) (слайд17).
— Как Матроскин назвал Шарика?
— Почему Шарик на него так обиделся? ( Шарик – это живой организм. Его нельзя назвать вещью. Вещь – это неживой предмет. )
4. Связь живой и неживой природы. (слайд 18).
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связана между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.
— Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
— Без воды все живое погибает.
— Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
5.Тетрадь стр.57 №4
— А кто из вас может сформулировать правила поведения людей, чтобы их окружали живые существа?
6. А какие правила по сохранению природы вы еще знаете? (слайд 19).
Защита проектов. (Дети нарисовали плакаты)
Без взрослых с огнём развлекаться опасно.
Закончится может забава ужасно!
Погибнут деревья, и звери, и птицы…
В лесу костер разводить не годится!
Нельзя деревья обижать –
Ведь так жестоко поступать!
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут!
7. Охрана природы(слайд 20).
Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбам – вода, птицам – воздух, зверям – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!
VI. Рефлексия учебной деятельности самооценка.
-
Вспомните, какой была тема урока?
-
Что мы хотели узнать?
-
Нам это удалось?
-
-Чем отличается живая природа от неживой?
— Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» Выберите для себя лучик, который соответствует вашему настроению и дорисуйте. (слайд 21).
На уроке работать было легко, со всеми заданиями справился, на все вопросы мог ответить.
-
На уроке возникали трудности, но все было понятно.
-
На уроке было сложно, сам не мог формулировать Ответы, испытывал много трудностей.
-Пусть тепло ваших лучиков согреет всех наших гостей, подарите лучики..
Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями. Спасибо за проделанную работу.