Тема: Кто такие рыбы?
Цель урока: формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.
Задачи: сформировать понятие «рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуей»;
познакомить с речными и морскими рыбами;
учить находить части тела рыбы;
учить делать выводы;
развивать кругозор, речь детей.
Оборудование: интерактивная доска с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Проверьте, все ли готово к уроку у вас на партах?
— Тихо сели.
— Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо быть внимательными и активно работать на уроке.
2. Проверка ранее изученного.
— Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?
— Назовите насекомых из перечисленных животных (задание на доске — божья коровка, бабочка, стрекоза, муха, кузнечик).
— Почему вы так решили? Назовите отличительный признак насекомых.
— Наш Муравьишка Вопросик – насекомое? Покажите части тела Муравьишки и назовите их.
3. Актуализация знаний.
Однажды Муравьишка встретил спешащую куда-то Черепаху и спросил: «Куда ты торопишься?»
«Я спешу к реке, а кого там встречу, догадайся», — ответила Черпаха.
Загадка.
В воде они живут.
Нет клюва, а клюют. (рыбы)
Муравей говорит: «Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы».
— Мы сегодня попробуем объяснить Муравью, кто такие рыбы.
— Назовите тему урока.
— Как вы думаете, что новое мы сегодня откроем для себя на уроке?
— Какую поставим цель?
— Где можно получить информацию о рыбах?
— Зачем нам это пригодится в жизни?
4. Изучение нового материала.
— Отгадайте загадки
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (щука)
Он колючий, но не еж,
А речная рыба …. (ёрш)
В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это …(сом)
— Где живут эти рыбы? (в реке)
Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница …(акула)
— Где живет эта рыба? (в море).
— О каких рыбах мы будем говорить? Одним словом назовите – море, река – это …. Вода.
— Значит, рыбы – это какие животные? (водные)
— Начнем со строения тела рыбы. Рассмотрим рисунок и назовем части тела.
— Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы легче плавать. Плавники и хвост помогают плавать. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивается влево и вправо, погружается и всплывает. Хвост толкает рыбу вперед. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.
— Чем покрыто тело у большинства рыб?
— На листочках нарисуем «одежду» рыб.
Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
— Назовите отличительный признак этой группы животных, чтобы Муравьишка запомнил.
— В какой воде рыбам лучше жить? (в чистой)
5. Физкультминутка.
Рыбки плавали, плескались
В чистой, тепленькой воде,
То сомкнутся, разомкнутся.
То зароются в песке.
6. Первичное осмысление и закрепление.
— Мы уже сказали, что рыбы могут жить в реке и в море. Рассмотрим примеры речных рыб, морских рыб (на доске).
— Выполним задание в учебнике с.35.
— Ребята 1 варианта описывают на выбор речную рыбу, 2 варианта – морскую рыбу.
Задание: Назвать рыбу, описать ее размер, форму тела, окраску туловища, плавников, особенности частей тела (рта, глаз, плавников). Если затрудняетесь с названием откройте учебник на с.90.
— Выполним задание в тетради с. 24.
Найди дом для рыбы.
Речная — зелёный цвет.
Морская — синий цвет.
7. Итоги урока. Рефлексия.
— Сделаем вывод вместе с Мудрой Черепахой – кто такие рыбы? Приведите примеры речных рыб, морских рыб.
— Чем покрыто тело у большинства рыб?
— Откройте дневник и оцените свою работу.
— Спасибо за работу.
— Урок окончен.