Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №6 города Томска
Конспект урока окружающего мира
в 1 классе
«Где живут слоны»
Подготовила
учитель начальных классов
Серякова Елизавета Михайловна
г. Томск
2013
Цель урока:
Обучающая: Дать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с жаркими районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром; расширить общий кругозор.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение выделять главное существенное в учебном материале, сравнивать, рассуждать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал;
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что на Земле есть районы, где круглый год жарко; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; у учителя глобус, у детей на партах- схематическая модель глобуса; флажки для обозначения полюсов; фигурки животных; слайды о животном мире саванны и тропического леса; звукозапись «Песенки Красной шапочки»; у детей – цветная бумага, клей, ножницы- для аппликации.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||
Оргмомент Психологический настрой | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. | оооооо | ||||||||||||||||||||||||||||
Стадия вызова. а)Актуализация знаний
б)Постановка целей урока
| Муравьишка Вопросик спрашивает: «Помните ли вы, где мы побывали на предыдущем уроке?» Подчеркните красным маркером объекты, которые мы можем встретить в самых холодных районах Земли. А как называются эти районы? Поселите фигурки белого медведя и пингвина на схематическую модель глобуса (Приложение 1)
Прочитайте слова, которые мы не подчеркнули. В каких районах можно встретить эти объекты? Итак, в какое путешествие нас приглашает Муравьишка? А с какими животными мы там познакомимся? На доске появляется тема «Где живут слоны?» Итак, мы отправляемся в жаркие страны, к диким животным, чтобы узнать, какой там климат и какие удивительные животные там живут. Но к путешествию надо подготовиться. Откройте рабочую тетрадь с.33 и выполните задание 1. |
В районах, где всегда холодно и лежит снег. ПЕСОК ЛЕВ СНЕГ ЛЕД НОСОРОГ ТРАВА МОРЖ ТЮЛЕНЬ ЖИРАФ АЙСБЕРГ ЖАРА СЛОН Арктика и Антарктида
В жаркие страны. Лев, носорог, жираф, слон.
Шляпа, зонт от дождя, футболка, шорты, сандалии. | ||||||||||||||||||||||||||||
Стадия осмысления.
Прием «Веришь- не веришь»
| У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица.
Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…» Вы обсуждаете в паре. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока.
|
Наиболее вероятные варианты ответов
| ||||||||||||||||||||||||||||
б)Открытие новых знаний.
| Чтобы поближе познакомиться с жизнью слонов, мы отправимся в районы, где круглый год жарко. На столах у вас стоят глобусы. Для поиска на глобусе жарких районов учитель просит отыскать воображаемую линию- экватор, по обе стороны от которого и находятся жаркие районы. Там расположены поросшие, открытые пространства- саванны- степи с высокой травой и редко стоящими деревьями. Юг Африки- область саванн.
Так выглядят саванны (слайд1). Здесь встречаются огромные баобабы, живописные акации и пальмы. Летом здесь дожди, а зимой- сухой жаркий период. Саванны сменяются вечнозелеными влажными тропическими лесами. Их еще называют дождевыми (слайд 2). Утром солнце круто поднимается по безоблачному небу, и ночная прохлада быстро сменяется жарой. Днем становится душно, собираются тучи, после обеда начинается гроза с тропическим ливнем. К вечеру дождь стихает, небо светлеет, солнце заходит и тотчас наступает темнота. С восходом солнца все начинается сначала. Найдите на своих моделях жаркие районы и закрасьте их зеленым цветом. Как называются эти районы? Чем они похожи? Чем отличаются? |
Саванны, тропические леса. (ответы детей) | ||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах | — Итак, наше путешествие продолжается. Какие животные живут там, мы узнаем, исследуя эти районы. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ) Прочитайте текст в учебнике и скажите, какие животные живут тропиках, а какие в саваннах. Угадайте по «тени», что это за животное и «поселите» их на нашей модели (Приложение 2) |
В саваннах в наши дни обитают: слоны, бегемоты, носороги. Львы, гепарды охотятся за антилопами, зебрами, обезьянами. Тропики- раздолье для попугаев, павлинов, черепах, крокодилов. | ||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка «Песенка Красной шапочки» | Вас, наверное, утомили жара и зной. Предлагаю немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах с таблицей | — Для чего слону хобот? Какие виды слонов бывают и чем они питаются, вы узнаете из сообщений своих одноклассников. После прослушивания вам предстоит заполнить таблицу.
Заполнение «Сводной таблицы» Какой вид слонов живет в саваннах? Тропических лесах? Что такое саванна? Как по- другому называют тропические леса? Каких животных можно встретить в жарких районах?
| Сообщения учащихся. 1 ученик На суше нет животного больше и мощнее, чем африканский слон.(Слайд 3) Он живет в степях – саваннах- открытых пространствах, поросших травой. Неторопливый и спокойный, этот тяжеловес способен и плавать, и быстро бегать, и ходить по скалам. Африканская саванна-местообитание бегемотов, львов, жирафов, антилоп, зебр. 2 ученик В Индии слоны работают на плантациях, переносят тяжелые грузы, принимают участие в военных парадах. 3 ученик Слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, кору, цветы, плоды и семена растений. На поиск пищи и еду у слона уходит около 16 часов в день. 4 ученик Хобот слону нужен всегда! Он служит и носом, и губами, и руками. C помощью хобота слоны дышат, нюхают, едят и пьют, «берут» различные предметы.
Ученики вклеивают в таблицу карточки с надписями в процессе итоговой беседы.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа в парах | — Предлагаю вам вернуться в класс и сделать «фотографию» слона на память. Для этого выполним аппликацию. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Образец работы (Приложение 3) Анализ аппликации. Из какого материала сделана аппликация? Из каких геометрических фигур? Какого размера? Сколько нужно больших кругов? Маленьких? | Составление плана работы.
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Выставка работ учащихся. | Выполнение аппликации | ||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия Возврат к таблице «Веришь ли ты, что…» | — А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях. — Я снова читаю вопросы. В 3-й строке вы ставите нужный знак.
— По каким вопросам ваше мнение совпало? — Объясните, почему. — По каким вопросам изменилось? — Почему? |
Вероятный вариант ответов.
Ответы детей. | ||||||||||||||||||||||||||||
| Наше путешествие завершилось. | Саванны и тропические леса | ||||||||||||||||||||||||||||
| — Чем похожи эти районы? | Там всегда жарко | ||||||||||||||||||||||||||||
| — К каким животным в гости «ходили»? | Слоны | ||||||||||||||||||||||||||||
Самооценка (лесенка) | Покажи с помощью ступенек, как ты поработал на уроке. (Приложение 4)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Составить кроссворд с ключевыми словами нашего урока. |
|
Список используемых источников
Плешаков А.А Учебник окружающего мира, 1 класс. – Москва: Просвещение, 2012
Плешаков А.А Рабочая тетрадь к учебнику окружающего мира, 1 класс. – Москва: Просвещение, 2012
Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир учебника Плешакова, 1 класс. – Москва: «ВАКО», 2012
Козырь Е. П Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) rus.1september.ru/articles/2009/07/07
А.Климова Тест «Лесенка»: проверка самооценки детей. http://dnevniki.ykt.ru/А_Климова/506948
Проснякова Н.А., Цирулик Т.Н.: Технология. Умные руки 1 класс, Москва: издательство «Дом Федорова», 2011
http://dic.academic.ru