Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г.о. Тольятти
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме
«Куликовская битва»
Подготовила:
учитель начальных классов
Пасеко Ирина Владимировна
2013-2014 учебный год
Тема: Куликовская битва
Цель урока: расширить знания детей по истории Руси.
Задачи:
1. Познакомить с ходом и историческим значением Куликовской битвы.
2. Способствовать развитию навыка поиска информации в различных источниках.
3. Формировать умение анализировать информацию, делать выводы, обобщать, давать оценку историческим событиям. Развивать устную речь.
4. Развивать интерес к истории Отечества.
5. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
-
Презентация «Куликовская битва»
-
Ноутбук
-
Проектор
-
Экран
-
Тест «Трудные времена на Руси».
-
Карточки для игры «Даты, события, люди»
-
Подборка книг и статей из сети Internet по теме урока для каждой творческой группы.
Ход урока
Слайд | Сообщение по теме | |
1. Организа-ционный момент.
| 1 |
|
2. Проверка домашнего задания.
| 2 | — На уроках окружающего мира мы путешествуем по «Страницам истории Отечества». — Вспомните, в каком веке мы побывали на прошлом уроке? (в XIII веке) — Какими историческими событиями запомнился вам XIII век? ( В 13 веке Русь попала в зависимость к Золотой Орде, произошли Невская битва, Ледовое побоище, наблюдалось возвышение Москвы…). — Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном историческом материале и поработаем с тестом. Перед вами листы бумаги, переверните их и приступайте к работе. Время – 2 минуты.
|
2.1. Тест «Трудные времена на Руси». | 3-10 | — Время вышло. Ручки положили. Взяли простой карандаш. Каждый проверяет свою работу (со слайда).
|
| 11 | — Оцените свою работу. (Нормы оценок на слайде.)
|
2.2. Таблица «Даты, события, люди».
| 12 | — У каждой группы на партах таблица «Даты, события, люди» и набор карточек. Заполните ячейки таблицы по строчкам соответствующими карточками. Время – 1 минута.
|
—
События | Люди | |
988 г. | Крещение Руси | князь Владимир |
1237г. | Нашествие монголо-татар на Русь | хан Батый |
15 июля 1240г. | Невская битва | князь Александр Невский |
5 апреля 1242г. | Ледовое побоище | князь Александр Невский |
1380г. | ? | ? |
—
13 | — Время вышло. Проверяем работу. ( со слайда ) — С каким событием можно соотнести эту дату?
| |
3.Постановка проблемы и формулировка темы урока.
| 14 | — Вот послушайте, что пишет летописец… (читают дети со слайда). «В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором ил, луками кольчугами и шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого». — О чем пишет летописец? (О подготовке к битве) |
| 15 | — Много раз враг приходил на нашу землю. Перед вами названия некоторых крупных битв: Сталинградская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва или «Мамаево побоище», Невская битва, Курская битва… — О какой же битве мы будем говорить сегодня на уроке? Вот послушайте, что пишет об этой битве летописец: «Хочу вам, братья, поведать, как случилась битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем… И поднялся князь восточной страны по имени Мамай… И захотел он разорить христианскую веру и всех христиан покорить себе…» — Как вы определили название битвы? (В летописи упоминается человек по имени Мамай). — Мамай – правитель Золотой Орды, талантливый полководец. — Итак, тема нашего урока – «Куликовская битва или «Мамаево побоище».
|
4. Целепола-гание.
| 16 | — Если речь пойдет о битве, то, что мы должны о ней выяснить? Предположения детей: 1. С кем была эта битва? 2. Почему она произошла? 3. Где она была? 4. Как происходил ход битвы? 5. Кто победил в этой битве? |
| 17 | — Работать мы будем по следующему плану: 1. Причины Куликовской битвы. 2. Подготовка к сражению. 3. Благословение Сергия Радонежского. 4. Поединок Пересвета и Челубея. 5. Ход Куликовской битвы. 6. Итог и историческое значение Куликовской битвы. |
5. Подготовительный этап. Вводное слово учителя.
| 18 | — Итак, путешествие в прошлое начинается. 1380 год. Русь по-прежнему поделена на удельные княжества и находится в подчинении Золотой Орды. В Москве княжит тридцатилетний праправнук Александра Невского — Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими.
— Наружность Дмитрия так описывается летописцем: «Очень крепок и мужественен, и телом велик, и широк, и плечист, борода и волосы черны, взором дивен». В летописи прославляется строгая жизнь Дмитрия, отвращение от забав, отмечаются его благочестие, незлобие, образованность». Именно такой человек мог бросить вызов поработившей Русь Золотой Орде.
|
6. Изучение нового материала.
| 19 | — Как развивались исторические события, вы узнаете, работая самостоятельно в группах. Я прошу первую группу подготовить сообщение по первому пункту плана. Вторая группа рассматривает второй вопрос плана. Третья группа – третий, четвертая – четвертый… Ваши помощники – текст учебника и дополнительная литература на столах. Время на подготовку к ответу – 7 минут.
|
—
Слайд | Сообщение по теме | |
6.1. Причины Куликовской битвы
| 20 | Сообщение первой группы: — В 1374 году произошло важное событие: князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Орде. — Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? — Мамай, тогдашний правитель Золотой Орды, пришёл в ярость. Он решил наказать Русь за неповиновение. Летом 1380 года русская разведка донесла, что огромное войско Мамая идет на Русь.
|
6.2. Подготовка к сражению. Формирование единого русского войска.
| 21 | Сообщение второй группы: — Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против Орды. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Впервые Русь смогла объединить почти все свои силы для борьбы с Ордой.
|
6.3. Благословение Сергия Радонежского. | 22 | Сообщение третьей группы: — По всей стране люди молились о даровании победы русскому оружию, просили Бога о защите русской земли. А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. — По преданию основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил князя на битву с врагом. — Сергий Радонежский предсказал: «Врагов Руси ждет погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь!» |
| 23 | — Он осенил князя крестом и дал в помощники двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до пострига были боярами и прославились необыкновенной силой и воинским искусством. — Подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?… |
Физминутка. Гимнастика для глаз. |
|
|
| 24 | Учитель: — В конце августа 1380 года русские полки по трем дорогам вышли навстречу вражеской силе. |
| 25 | Они шли на юг, к Дону. Здесь между Доном и его притоком – рекой Непрядва располагается Куликово поле. — Утром 7 сентября русские полки переправились через Дон и сожгли за собой мосты. — Как вы думаете, почему?….
|
| 26 | — Князь Дмитрий приказал сжечь мосты через Дон, чтобы никто из воинов даже не думал об отступлении. Он сказал: «Победим или умрем. Нет нам назад дороги! Честная смерть лучше позорной жизни!».
|
| 27 | — Утром следующего дня, 8 сентября, на поле опустился густой осенний туман. — Перед началом битвы князь Дмитрий Иванович объехал все свои полки. Ратники клялись биться до последнего вздоха. К полудню туман рассеялся, и князь Дмитрий велел полкам выступать. |
6.4. Поединок Пересвета и Челубея.
| 28 | Сообщение четвертой группы: — По преданию сражение началось поединком богатырей: русского – Пересвета и татарского – Челубея. Разогнав коней, они ударили друг друга копьями, и оба упали замертво.
— Как вы понимаете, что такое «поединок»? (ученик работает с толковым словарем)
— «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. Она была написана в 1943 году — На переднем плане картины мы видим поднявшихся на дыбы могучих коней, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. — Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. — Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага. — На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. — Как вы думаете, для чего проводились поединки богатырей перед битвой? — Победа в поединке обещала победу и в сражении, воодушевляла воинов, придавала им сил и мужества. |
6.5. Ход Куликовской битвы.
| 29 | Сообщение пятой группы: — Началась битва, сшиблись русское и татарское войска. — «Ударили мечи о мечи. Боевые топоры сошлись с топорами. Устремились к щитам и кольчугам пики. Запели смертельную песню стрелы. Перемешались конные, пешие…» (из книги Сергея Алексеева «Рассказы из русской истории».) — Хан Мамай наблюдал за сражением с Красного холма. — А где же находился князь Дмитрий?… — Князь Дмитрий снял с себя княжеские одежды, надел доспехи дружинника и бесстрашно бился в первых рядах вместе с другими воинами. — Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача? |
| 30 | “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
|
| 31 | Память об этой битве сохранилась в торжественных словах летописи: « …И лилась кровь, как вода, и пало мёртвых бесчисленно от обеих сил, от татарской и русской… Копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, пыль закрывала солнечные лучи, мечи сверкали молнией, а люди падали, как трава под косой… Всюду мертвые лежали, и не могли кони ступать по мертвым. Не только от оружия умирали, но и под конскими копытами, от великой тесноты задыхались, потому что не могло вместить поле Куликово такое множество…» |
| 32 | — Начали враги теснить русских ратников. Вот-вот одержат верх… И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. — «Сорвался с места засадный полк…» (из книги С.П.Алексеева «Рассказы из русской истории»). Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.
|
| 33 | — После битвы все поле было усеяно погибшими. Среди мертвых тел нашли израненного князя Дмитрия, которого спасли только крепкие доспехи. Павших в бою хоронили целых шесть дней. Победа далась дорогой ценой… — Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, славили победителей. — К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему? (Погибло много воинов.) — Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны. |
| 34 | В честь всех погибших воинов благодарными потомками в 1848 году на Куликовом поле был установлен памятник. |
6.6. Итог и историческое значение Куликовской битвы.
|
| «…Однако Орда была всё ещё не сломлена. После «Мамаева побоища», так назвали историки эту битву, еще не раз Русь терпела набеги татар и не скоро окончательно освободилась от ига, а русские князья еще долго признавали себя зависимыми от монгольского хана и платили ему дань…» (Из «Рассказов по Отечественной истории», с. 86)
|
| 35 | — Как вы думаете, в чем значение победы русского войска на Куликовом поле? — Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. — Победа дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной. |
| 36 | — Дополним нашу таблицу недостающими данными…
|
7. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа.
|
| — Как вы думаете, почему русские полки одержали победу в Куликовской битве?
Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ. |
| 37 | — Наш урок подходит к концу, закончим его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова. Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой!
|
8. Оценка деятельности учащихся.
| — Сегодня на уроке работали пять творческих групп учащихся. Оцените работу ребят в своей группе и обоснуйте оценку. | |
9. Домашнее задание.
| Учебник, с. 70 – 74, вопросы и задания, рабочая тетрадь. В дополнительных источниках найти материал по теме: «Вооружение русского воина в Куликовской битве» и/или «Вооружение ордынского воина».
|
Приложение
Тест «Трудные времена на Руси».
1. В 13 веке поход монголо-татар на Русь возглавил хан..
а) Чингисхан;
б) Батый;
в) Темучин.
2. Какой русский город первым оказался на пути монголо-татарского войска?
а) Рязань,
б) Владимир;
в) Новгород.
3. Какой русский город монголо-татары прозвали «злым городом»?
а) Новгород;
б) Рязань;
в) Козельск.
4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) выкуп;
б) налог;
в) дань.
5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли..
а) монголы;
б) шведы;
в) рыцари — крестоносцы.
6. Разбил шведов на реке Неве князь…
а) Александр;
б) Ярослав;
в) Владимир.
7. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над швёдами?
а) Мудрый;
б) Невский;
в) Вещий.
8. Когда состоялось Ледовое побоище?
а) 5 апреля. 1242 года;
6) 20 мая 1242 года;
в) 5 апреля 1421 года.
Источники
-
http://victor-matorin.ru/kartiny/5/eng
-
http://xn--1-7sb7akeho.xn--p1ai/russkie-hudozniki-19-veka/kivshenko-aleksej.html/attachment/prepodobnyj-sergij-blagoslovlyaet-d-donskogo
-
http://www.belrussia.ru/forum/viewtopic.php?t=326
-
http://www.mdetstvo.ru/catalog.php?id=54489
-
http://www.bibliopskov.ru/dialog.htm