Автор: Шадрина Ольга Викторовна

Место работы: МОУ «Воткинский лицей»

Должность: учитель информатики

Дополнительные сведения: урок по теме «Общая характеристика текстового редактора», 7 класс

Урок для 7 класса по теме «Общая характеристика текстового редактора»

Цели:

  1. Познакомить с понятиями «Текстовый документ», «Форматирование», «Редактирование».

  2. Воспитывать умение слушать учителя, самостоятельно выполнять практическую часть урока

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами начнем изучение новой темы «Общая характеристика текстового редактора». Откройте тетради и запишите тему урока. Для начала давайте повторим тему прошлых уроков «Общая характеристика графического редактора». Я вам раздаю кроссворд, один на парту, внизу листа запишите свои фамилии и записывайте ответ в сам кроссворд. На задание вам дается 6 минут. После того как я скажу «стоп», все кроссворды вы передаете мне.

Кроссворд.

  1. Как называется редактор, прикладная среда которого предназначена для создания и редактирования рисунков? (графический)

  2. Как называется графическое изображение, когда вы создаете один из объектов, изменяется его параметры, а компьютер чертит его с уже измененными характеристиками? (векторное)

  3. Назовите наименьший элемент растрового изображения? (пиксел)

  4. Как называется изображение, представленное в виде двумерного массива точек, упорядоченных в ряды и столбцы? (растр)

  5. Как называется изображение, у которого есть произвольно выделенная часть рисунка? (фрагмент)

  6. Назовите одно из типовых действий над фрагментом? (масштабирование)

  7. Назовите инструмент графического редактора, который позволяет наносить краску на поверхность не сплошным слоем, а как бы рассеивая отдельные капельки? (распылитель)

  8. Назовите инструмент графического редактора, который предназначен для рисования объектов произвольной формы? (карандаш)

3

1

2

5

6

4

7

8

II. Новая тема

-Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Для этого использовали разнообразные инструменты. Сначала это было стило и вощеная дощечка. Им на смену пришли перо и бумага. Когда люди писали книги они старались очень точно записать свои мысли и художественно оформить текст. Чтобы получить еще один экземпляр такой книги, требовалось ее заново переписать. Но точной копии уже не получалось. И если при написании допускалась хоть одна ошибка на странице, приходилось эту страницу переписывать заново.

В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцев отпечатали первую книгу в 1564 году.

Современная технология позволяет подготовить любую книгу на компьютере. Пока книга хранится в электронном виде, она будет называться текстовым документом.

-Давайте запишем в тетрадях, что такое текстовый документ. Текстовый документ – это созданный в прикладной среде документ, состоящий из разнотипных объектов: текстов, рисунков, таблиц.

-Какие же общие режимы работы текстового редактора существуют? А всего их шесть.

  1. ввод – редактирование;

  2. поиск по контексту и замена;

  3. орфографический контроль;

  4. работа с файлами;

  5. печать;

  6. помощь.

-Мы с вами рассмотрим самый первый и основной режим работы – это ВВОД – РЕДАКТИРОВАНИЕ. Здесь мы должны разобрать, что такое редактирование и форматирование, чем редактирование отличается от форматирования.

Например,

1.Вы создали приглашение на праздник. Напечатали его для одного товарища, но друзей у вас много, одним приглашением не обойтись. Поэтому в готовом документе вам достаточно заменять имя приглашенного и печатать новые документы.

2.Вы написали книгу и вспомнили, что на сотой странице вы пропустили предложение. Что вы будете делать? А если в вашей книге, почти на каждой странице ошибки, что необходимо сделать? В вашей книге у названия каждой главы нужно поменять шрифт и размер шрифта, будем заново переписывать книгу?

Поэтому мы делаем вывод, что РЕДАКТИРОВАНИЕ – это процесс внесения изменений в документ.

Основное правило редактирования:

  1. Выделить объект

  2. Выполнить команду или действие по редактированию

Например,

Пекарь стремиться к тому, чтобы торт у него был не только вкусный, но и красиво оформлен. Модельер, когда шьет одежду он старается сделать так, чтобы одежда была и удобной и красивой. Пользователь, работающий на компьютере, оформляет документ по своему вкусу.

Поэтому мы можем сказать, что ФОРМАТИРОВАНИЕ – это процесс представления внешнего вида документа или его отдельных объектов в требуемой форме.

Под форматирование понимается:

  1. расположение строк (длина строки, межстрочное расстояние, выравнивание текста);

  2. размеры полей, страниц.

-Итог: Так чем же редактирование отличается от форматирования?

III. Практическая работа

-Сейчас вы должны выполнить лабораторную работу, закрепив знания о редактировании и форматировании. Когда вы сядете за компьютеры, на вашем рабочем столе будет открыт текст «РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». Задания написаны в лабораторной работе.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА

В текст, введенный с клавиатуры, может вкрасться ошибка. Все возникающие ошибки можно разделить на три типа: лишняя буква, неверная буква, пропущенная буква.

Для устранения ошибок используются соответствующие методы: удаление, замена, вставка.

Применение перечисленных методов поможет вам отредактировать текст, введенный с клавиатуры. После текст, введенный с клавиатуры можно использовать для создания текстового документа.

Задание 1.Отформатируйте и отредактируйте текст.

Технология работы

Заголовок:

  1. Выравнивание по центру

  2. Начертание полужирное

  3. Шрифт: Arial

Основной текст

  1. Абзацный отступ:

  • поместить курсор на начало первой строки;

  • переместить мышкой на линейке маркер границы первой строки абзаца (верхний маркер) в положении 2 см;

  • повторить предыдущие действия, установив границу первой строки для второго абзаца – 1 см; для третьего абзаца – 4 см.

  1. Выравнивание по ширине

  2. Межстрочное расстояние сделать полуторное:

    • выделить текст;

    • зайти ФОРМАТ – АБЗАЦ;

    • найти вкладку ОТСТУПЫ И ИНТЕРВАЛЫ (вверху располагается);

    • ИНТЕРВАЛ МЕЖДУСТРОЧНЫЙ – ПОЛУТОРНЫЙ;

    • ОК.

  3. Первое предложение: начертание – подчеркнутое, курсив.

  4. Лишняя буква, неверная буква, пропущенная буква – начертание полужирное.

Задание 2.Знакомство с основными технологическими операциями форматирования абзацев:

    • использование команды основного меню ФОРМАТ/АБЗАЦ;

    • использование панели инструментов;

    • использование контекстного меню;

    • использование команды основного меню ВСТАВКА/ДАТА И ВРЕМЯ.

Выполните следующие преобразования в тексте:

  • установите всему тексту новые параметры;

  • установите первым трем абзацем тип выравнивания ПО ЦЕНТРУ;

  • установите последнему абзацу тип выравнивания ВПРАВО;

  • дополните документ абзацами с текущей датой и временем.

Технология работы

      1. Установите всему тексту новые параметры. Для этого выполните следующие действия:

        • выделите весь документ, выполнив команду основного меню ПРАВКА/ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ;

        • выполните команду основного меню ФОРМАТ/АБЗАЦ;

        • выберите вкладку ОТСТУПЫ И ИНТЕРВАЛЫ;

        • установите в этом окне следующие значения параметров:

— Отступы: слева: 0,2;

справа: 0,2;

первой строки: 0,8;

    • Выравнивание: установите флажок напротив типа «по ширине»;

    • Маркированный: уберите флажок.

    • Интервал: перед абзацем: 0пт;

после абзаца: 6пт;

межстрочный: двойной;

    • подтвердить исполнение кнопкой ОК.

IV. Подведение итогов

— Сегодня на уроке вы узнали, чем отличается редактирование текста от форматирования. За практическую работу оценка ставится (Ф.И.)

Литература

    1. Н. Макарова «Информатика. 7 класс»

    2. Н.Д. Угринович «Информатика. 8 класс»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here