Конспект урока окружающего мира во 2 классе
по теме «Изучение космоса»
Разработала:
Губарева Ю.М.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №125
г.Волгограда
Цель: обобщение знаний о космосе.
Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о космосе, вселенной, изучении космоса.
2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения рассуждать, работать в группе.
3. Воспитывать усидчивость, терпение, культуру общения: умение слушать товарища, высказывать свое мнение.
Форма проведения: групповая работа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: контрольно-оценочные листы для групп, листы с заданиями для групп, плакат с правилами работы в группе, учебник «Окружающий мир» В.И. Сивоглазов, грамоты.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Проверка готовности к уроку. Распределение по группам. (Сами учащиеся распределяются и садятся по группам. Всего 6 групп.)
-
Вводное слово учителя.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок. А о чем мы будем сегодня говорить, рассуждать, вы узнаете, отгадав кроссворд (на доске и в тетрадях к учебнику «Окружающий мир» на с.8.)
|
|
|
|
| 1 | а | т | л | а | н | т |
| |
|
|
|
| 2 | в | о | с | т | о | к |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | п | т | о | л | е | м | е | й |
|
| 4 | г | а | г | а | р | и | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | к | о | п | е | р | н | и | к |
|
|
|
| 6 | л | у | н | а |
|
|
|
|
|
7 | т | е | л | е | с | к | о | п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 | м | а | р | с |
|
|
|
|
|
| 9 | г | а | л | и | л | е | й |
|
|
|
|
| 10 | з | е | м | л | я |
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
-
Имя греческого героя, который поддерживает небо над Землей.
-
Название первого космического корабля.
-
Ученый, который считал, что Земля неподвижна и находится в центре Вселенной.
-
Космонавт, который первым облетел вокруг Земли.
-
Ученый, который считал, что в центре Вселенной находится Солнце.
-
Спутник Земли.
-
Прибор для наблюдения за небесными телами.
-
Одна из планет Солнечной системы.
-
Итальянский ученый, который изготовил прибор для наблюдения за небесными телами.
-
Планета, на которой существует жизнь.
— Ребята, какое слово получилось в красных квадратах по вертикали? (Астрономия.)
— А чем занимается эта наука? (Изучает небесные тела.)
— Верно. Сегодня мы проведем конкурс за звание лучшего астронома. За каждое правильно выполненное задание будет начислен 1 балл. По итогам победители получат грамоты. Мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе. (Дети вспоминают правила, опираясь на плакат.)
Правила работы в группе
-
Смотрю на собеседника.
-
Я слышу, я вижу.
-
Я согласен или не согласен.
-
Говорю свой ответ.
-
Доказываю свое мнение.
-
Приходим к согласию.
— Что теперь необходимо? (Распределить роли в группе.)
Участники группы
1. Лидер __________________________________________________
2. Организатор_____________________________________________
3. Критик _________________________________________________
4. Секретарь ______________________________________________
5. Докладчик______________________________________________
6. Хранитель времени ______________________________________
— Лидер – это командир вашей группы. Он будет отвечать за работу группы, принимать окончательное решение.
Организатор – отвечает за организацию работы команды, распределяет задания в процессе работы.
Критик – человек, который будет требовать доказательности вашего решения, принимать объяснения группы.
Секретарь – записывает все задания.
Докладчик – оглашает для других групп решение вашей группы.
Хранитель времени – следит за тем, чтобы группа уложилась в нужное время.
— Теперь распределите роли в своих группах. (В течение 5-8 минут обсуждение роли каждого участника и запись в листы.)
— Результаты работы группы вы будете отражать в контрольно-оценочных листах.
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | |
1.Продуктивность (правильность) |
|
|
|
|
2.Дружелюбность
|
|
|
|
|
3. Сплоченность
|
|
|
|
|
4. Распределение ролей |
|
|
|
|
5. Эмоциональное отношение (понравилась ли работа, довольны ли?) |
|
|
|
|
(Цвета критериев: красный – все отлично, синий – были неточности, зеленый – плохо.)
III. Основная часть. Конкурсы.
— Итак, наше первое конкурсное задание — «Древние представления о космосе». Какие древние народы и как представляли себе Землю?
| |
2. Они полагали, что Земля с одной стороны плоская и держится на спинах слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, которая плавает в океане. |
|
3. Они считали, что Земля стоит на трёх китах, плавающих в море. |
|
(После выполнения задания представитель каждой команды выходит к доске и озвучивает ответы своей команды. За каждый правильный ответ – 1 балл. Ответы: 1 – древние греки, 2 – древние индусы, 3- древние славяне)
— Второе задание – «Верны ли высказывания?» Если нет, то исправьте.
-
Древнегреческий учёный Клавдий Птолемей разработал свою систему мира: Земля неподвижна и находится в центре Вселенной, а вокруг нее вращаются планеты, Солнце и звёзды.
-
Польский учёный Николай Коперник создал первый телескоп.
-
Галилео Галилей сделал вывод, что в центре Вселенной находится Солнце, а вокруг него движутся Земля и другие планеты.
(1 – верно. 2 – неверно, первый телескоп создал Галилео Галилей. 3 – неверно. Этот вывод сделал Николай Коперник.)
— Третье задание – «Вставьте пропущенные слова».
А) Солнце, Луна, звёзды, планеты – это _______________________ тела.
Б) Планеты – это ____________________ небесные тела.
В) Солнце, планеты и другие небесные тела составляют _______________________________
Г) Луна — ________________ Земли и движется вокруг неё.
(А – небесные тела. Б – холодные. В – Солнечную систему. Г – спутник.)
— Четвертое задание – «Составьте рассказ из предложенных слов».
Юрий Алексеевич Гагарин, «Восток», 12 апреля, первый полёт, 1961 год, 1 час 48 минут, весь мир.
(Примерный рассказ: 12 апреля 1961 года произошел первый полет человека в космос. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. На корабле «Восток» он облетел Землю. Первый полет длился 1 час 48 минут. Об этом событии узнал весь мир!)
IV. Итог урока.
— Итак, наша работа подошла к концу. Предлагаю вам оценить работу вашей группы. На контрольно-оценочном листе закрасьте прямоугольники нужным вам цветом. (После выполнения задания обсуждаются итоги работы групп, кто как и почему так себя оценил.)
— А теперь подсчитаем количество баллов. (Награждение победителей грамотами «Знаток космоса».)
— На этом наш урок окончен.
Использованная литература
-
Атлас и контурные карты «Природоведение»./ред.Н.Д.Стоялова. – Омская картографическая фабрика, 2012.
-
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия: учеб.для 10 кл.сред.шк. – М.: Просвещение, 1987.
-
Сивоглазов В.И. Окружающий мир. 2кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2011.