Пастухова Т.Ф
Учитель начальных классов
МБОУ «Большеусинская СОШ»
Урок окружающего мира. 3 классе
(технология проблемно — диалогического обучения)
Тема: «Человек – защитник природы»
УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: открытие нового знания
Цель:
Задачи:
-
Повторить и расширить программный материал, связанный с охраной природы родного края;
-
Познакомить учеников с заповедными местами России;
-
Познакомить с растениями и животными из Красной книги
Предметные результаты:
Знать права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды. Российские заповедники условные обозначения Красной Книги России
Метапредметные результаты:
— Оценивают свою деятельность, дают оценочную характеристику деятельности других, ставят учебную задачу;
— Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, проблему урока, проводят анализ и синтез, логически рассуждают и доказывают;
— Развивают речь, навыки сотрудничества.
Личностные результаты:
Сохраняют учебную мотивацию, осознают практическую значимость материала урока.
Ожидаемые результаты:
-
усвоение алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное;
-
применять полученные знания.
Оборудование:
-
Конституция Российской Федерации;
-
Красная книга России;
-
Учебники;
-
Хрестоматии;
-
учебника «Окружающий мир» для 2-го класса, часть 2
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Мотивация к учебной деятельности
|
— Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно. Тихо садитесь. — Начать урок хочу словами замечательного французского писателя, поэта, профессионального летчика Антуана де Сент Экзюпери « Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за всё в ответе.» —Как вы понимаете эти слова
Пусть слова этого человека станут девизом нашего урока!
|
—Человек не может совершать необдуманные поступки, за каждый свой шаг он должен нести ответственность.
|
Постановка проблемы.
| — Во втором классе мы узнали об основных правах и обязанностях гражданина страны, которые записаны в Конституции Российской Федерации – основном законе страны. — Назовите эти права и обязанности, прочитав их ещё раз на стр. 114-115 учебника «Окружающий мир» для 2-го класса
— Просмотрите видеоролик о загрязнении окружающей среды — Кто виноват в загрязнении окружающей среды? — Какие обязанности в данном ролике не соблюдал человек? — Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? — Кто должен защищать природу? — Какова тема урока?
|
Ответы детей
Просмотр видеоролика
— В загрязнении окружающей среды виноват человек
— Разбрасывал мусор, жёг костры и т. д.
— Мы будем говорить о защите природы.
— Человек
— Человек – защитник природы.
|
Поиск решения. Формулирование нового знания
| — Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…». — Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры? – Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно — технического прогресса.
— Леса, луга, поля, болота, реки и озёра – природные богатства нашей страны. Природа и Родина неразделимы. Поэтому в России, как и в других странах мира, разработана государственная программа по охране природы. — Заглянем в Конституцию РФ. Прочитайте статьи 58, 42. — О чём говорится в этих статьях?
— Это касается не только взрослых, но и детей, тоже являющихся гражданами России.
|
-ответы детей
— Ст.58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» — Ст. 42 «… имеют право на благоприятную окружающую среду» |
Включение в систему новых знаний, повторение и самостоятельная работа. |
Рассмотрите рисунки животных, которые изображены на современных серебряных монетах. — Назовите их. — О чём напоминает государство своим гражданам, выпуская эти монеты? 2. Работа с учебником. стр 95-96 Чтение текста по частям — Какие специальные меры проводятся для спасения исчезающих животных и растений?
— Сколько создано в России заповедников? — Назовите заповедники с которыми познакомились. — С какими условными обозначениями в Красной Книге вы познакомились?
— Что означает красный флажок? Жёлтый флажок? Зелёный флажок?
3. Работа в группах по методике «Мозаика» 1 группа «Заповедники России» 2 группа «Путешествие по Астраханскому заповеднику» 3 группа «Где и почему люди камни охраняют?»
4. Заключительная беседа — Почему без знаний о природных сообществах невозможна охрана и защита природы? — Какой ущерб могут нанести природе промышленность и сельское хозяйство? — Заповедники и заказники той или иной страны являются её достоянием или богатством всего человечества?
|
Дети рассматривают монеты. Называют животных изображённых на монетах и рассказывают о чём напоминает государство своим гражданам, выпуская такие монеты.
— организация заповедников, охрана растений и животных в природных сообществах, запрет на охоту и вырубку лесов. В Росии повсеместно запрещена вырубка дубовых рощ, охота на тигров, бобров, ограничена охота на соболя. — 100
— Ответы детей — Исчезающие и редкие организмы в Красной Книге обозначены цветными флажками. — Красный – растения и животные, которые находятся на грани исчезновения; жёлтый – те, численность которых восстанавливается; зелёный – растения и животные, которых удалось спасти от исчезновения.
Дети каждой группы читают свой рассказ в хрестоматии. Затем объединяются в новые «мозаичные» группы. В каждой такой группе находится представитель из прежних групп В «мозаичных» группах ученики по очереди рассказывают одноклассникам, что узнали нового.
— Ответы детей |
Рефлексия
Домашнее задание | — Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:
Составить памятку для малышей по защите природы. | Дети высказывают своё мнение об уроке. |