Пастухова Т.Ф

Учитель начальных классов

МБОУ «Большеусинская СОШ»

Урок окружающего мира. 3 классе

(технология проблемно — диалогического обучения)

Тема: «Человек – защитник природы»

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: 

Задачи:

  • Повторить и расширить программный материал, связанный с охраной природы родного края;

  • Познакомить учеников с заповедными местами России;

  • Познакомить с растениями и животными из Красной книги

Предметные результаты:

Знать права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды. Российские заповедники условные обозначения Красной Книги России

Метапредметные результаты:

— Оценивают свою деятельность, дают оценочную характеристику деятельности других, ставят учебную задачу;

— Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, проблему урока, проводят анализ и синтез, логически рассуждают и доказывают;

— Развивают речь, навыки сотрудничества.

Личностные результаты:

Сохраняют учебную мотивацию, осознают практическую значимость материала урока.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное;

  •  применять полученные знания.

Оборудование:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Красная книга России;

  • Учебники;

  • Хрестоматии;

  • учебника «Окружающий мир» для 2-го класса, часть 2

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно. Тихо садитесь.

— Начать урок хочу словами замечательного французского писателя, поэта, профессионального летчика Антуана де Сент Экзюпери « Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за всё в ответе.»

Как вы понимаете эти слова

Пусть слова этого человека станут девизом нашего урока!

Человек не может совершать необдуманные поступки, за каждый свой шаг он должен нести ответственность.

Постановка проблемы.

  • Актуализация знаний

  • Возникновение проблемное ситуации

  • Формулирование проблемы (выход на тему урока)

— Во втором классе мы узнали об основных правах и обязанностях гражданина страны, которые записаны в Конституции Российской Федерации – основном законе страны.

— Назовите эти права и обязанности, прочитав их ещё раз на стр. 114-115 учебника «Окружающий мир» для 2-го класса

— Просмотрите видеоролик о загрязнении окружающей среды

— Кто виноват в загрязнении окружающей среды?

— Какие обязанности в данном ролике не соблюдал человек?

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

— Кто должен защищать природу?

— Какова тема урока?

Ответы детей

Просмотр видеоролика

— В загрязнении окружающей среды виноват человек

— Разбрасывал мусор, жёг костры и т. д.

— Мы будем говорить о защите природы.

— Человек

— Человек – защитник природы.

Поиск решения.

Формулирование нового знания

— Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы». Этим же указом  Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

— Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры?

Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно — технического прогресса.

— Леса, луга, поля, болота, реки и озёра – природные богатства нашей страны. Природа и Родина неразделимы. Поэтому в России, как и в других странах мира, разработана государственная программа по охране природы.

— Заглянем в Конституцию РФ. Прочитайте статьи 58, 42.

— О чём говорится в этих статьях?

— Это касается не только взрослых, но и детей, тоже являющихся гражданами России.

-ответы детей

— Ст.58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

— Ст. 42 «… имеют право на благоприятную окружающую среду»

Включение в систему новых знаний, повторение и самостоятельная работа.

  1. Работа в парах.

Рассмотрите рисунки животных, которые изображены на современных серебряных монетах.

— Назовите их.

— О чём напоминает государство своим гражданам, выпуская эти монеты?

2. Работа с учебником.

стр 95-96

Чтение текста по частям

— Какие специальные меры проводятся для спасения исчезающих животных и растений?

— Сколько создано в России заповедников?

— Назовите заповедники с которыми познакомились.

— С какими условными обозначениями в Красной Книге вы познакомились?

— Что означает красный флажок? Жёлтый флажок? Зелёный флажок?

3. Работа в группах по методике «Мозаика»

1 группа «Заповедники России»

2 группа «Путешествие по Астраханскому заповеднику»

3 группа «Где и почему люди камни охраняют?»

4. Заключительная беседа

— Почему без знаний о природных сообществах невозможна охрана и защита природы?

— Какой ущерб могут нанести природе промышленность и сельское хозяйство?

— Заповедники и заказники той или иной страны являются её достоянием или богатством всего человечества?

Дети рассматривают монеты. Называют животных изображённых на монетах и рассказывают о чём напоминает государство своим гражданам, выпуская такие монеты.

— организация заповедников, охрана растений и животных в природных сообществах, запрет на охоту и вырубку лесов. В Росии повсеместно запрещена вырубка дубовых рощ, охота на тигров, бобров, ограничена охота на соболя.

— 100

— Ответы детей

— Исчезающие и редкие организмы в Красной Книге обозначены цветными флажками.

— Красный – растения и животные, которые находятся на грани исчезновения; жёлтый – те, численность которых восстанавливается; зелёный – растения и животные, которых удалось спасти от исчезновения.

Дети каждой группы читают свой рассказ в хрестоматии. Затем объединяются в новые «мозаичные» группы. В каждой такой группе находится представитель из прежних групп В «мозаичных» группах ученики по очереди рассказывают одноклассникам, что узнали нового.

— Ответы детей

Рефлексия

Домашнее задание

— Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

  1. Сегодня я узнал …

  2. Мне было интересно …

  3. Было трудно …

  4. Я научился …

  5. Теперь я могу …

  6.  Урок  дал мне для жизни …

  7. Мне захотелось …

Составить памятку для малышей по защите природы.

Дети высказывают своё мнение об уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here