Кончухидзе О.В.
3 класс учебник Дмитриева Н.Я. Казаков А.Н.
Сезонные изменения в лесу. Зима. (урок открытия новых знаний)
Цель: систематизировать знания учащихся о жизни леса и его обитателях зимой через систему продуктивных заданий
Задачи:
-
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (о сезонных изменениях в природе, временах года)
-
Строить сообщение в соответствии с учебной задачей; формировать умение договариваться, приходить к общему при работе в парах, группе;
-
Развивать познавательную активность, наблюдательность
-
Способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе
Результат:
— устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой:
— приводить примеры представителей разных групп животных;
Для этого урока необходимы были знания следующих тем:
1 класс Неживая и живая природа. Разнообразие растений и животных.
2 класс Измерение температуры воздуха, снега. Явления природы. Снегопад. Снег и лед. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие.
Оборудование: карточки «Найди признаки зимы», «Узнай, чей след»
Карточка: Узнай, чей след?
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
|
|
|
Рассмотрите иллюстрации, какие изменения в неживой природе вы видите?
| Иллюстрации осени На прошлом уроке мы говорили об изменениях, которые происходят в жизни леса осенью.
| ЦЕЛЬ: Замотивировать детей на работу
УУД: личностные
|
(8 мин)
|
|
|
— Какие изменения произошли в растительном мире осенью? — Бывает ли листопад у хвойных растений? Почему? -Как меняется жизнь животных с приходом осени? Какие изменения происходят в их поведении, внешнем виде? Как вы думаете, с чем это связано?
— Как вы думаете, с какой темой сегодня мы познакомимся?
У: Сегодня мы продолжим путешествие по зоне лесов и познакомимся с новыми тайнами леса и его обитателей зимой.
У: Отгадайте загадку: Неожиданно метели с воем жутким налетели. Осень в страхе убежала, и она хозяйкой стала.
У: Как вы думаете, зима начинается с 1 декабря?
У: Предлагаю работу в парах. Выберите признаки зимы. 1. Водоемы покрыты льдом. 2. Земля покрыта снегом. 3. Листопад. 4. Сильный мороз, метель, вьюга. 5. Деревья стоят без листьев. 6. Осадки в виде дождя со снегом.
У: Но ведь зимой деревья тоже стоят без листьев?
У: Как повлияли эти изменения на изменения в живой природе?
|
Дети: Животные готовятся к приходу зимы. Ответы детей.
Д: будем говорить о зимних изменениях.
Д: зима.
Д: Нет. Она наступает, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, а с 1 декабря начинается по календарю.
Д: 1 2 4 признаки относятся к зиме, 3 5 6 к поздней осени.
Д: Да, когда стоят сильные морозы, мало снега. В суровые зимы погибают в основном молодые деревья. В малоснежные зимы садоводы засыпают фруктовые деревья снегом.
|
|
|
|
|
У: Предлагаю вам, используя иллюстрацию в учебнике, подумать какие изменения произошли в животном мире зимой.
У: Чтобы лучше почувствовать атмосферу зимнего леса, прочитайте зимнюю зарисовку, сделанную Виталием Бианки (читают учащиеся): «Холодно становится, холодно! Прошло красное лето…Стынет кровь, вялыми становятся движения. Забрались в щёлочки, скважины коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы-выходы своего высокого стовратного города. Забрались в самую глубину его, жмутся там, в кучи, потесней, — застывают так. Голодно становится, голодно! … Скрылись бабочки, мухи, комары, — и нечего стало, есть летучим мышам. Они прячутся в дупла, в пещеры, под крышу на чердаках. Повисают там вниз головой, прицепившись за что-нибудь коготками задних лапок. Запахиваются, как плащом, своими крыльями – засыпают. Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи».
У: Прочитаешь такие строки, и хочется с головой спрятаться под одеяло. А куда все-таки скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи?
У: Почему эти животные не могут вести зимой активный образ жизни?
У: На какие группы можно разделить животных зимой?
У: Приведите примеры каждой группы животных.
У: Почему животных первой группы заботливая Природа укладывает зимой спать? Обоснуйте свой ответ, опираясь на свои исследования, которые вы провели, когда изучали животных лесной зоны.
У: Можно ли по-другому разделить животных на группы?
У: Есть ли среди животных, которые ложатся в спячку те, которые делают запасы?
У: А среди животных, которые ведут активный образ жизни?
У: Значит, зимой животных можно разделить на следующие группы:, те, которые ложатся в спячку, и которые ведут активный образ жизни и тех, которые делают запасы на зиму и нет. Легко ли прожить тем животным, которые не делают запасов?
У: Значит, звери как то еще подготовились к зиме?
У: Зимой очень сложно выжить животным, им не хватает корма. Подумайте, как человек может помочь животным зимой.
Работа в парах: | Д: На две группы. К первой группе относятся животные, которые ложатся в спячку. Ко второй группе отнесем тех, кто ведет активный образ жизни.
Д: Эти животные проводят зиму в спячке.
Д: Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для них нет корма. Это холоднокровные животные.
Д: На две группы. К первой группе относятся животные, которые ложатся в спячку. Ко второй группе отнесем тех, кто ведет активный образ жизни.
Д: К первой группе отнесем медведя, ежа, барсука, змей, мышей. К другой группе отнесем зайца, лису, лося, волка.
Д: Ёж питается насекомыми, ящерицами, змеями, а их зимой в лесу нет. Для барсука и медведя также нет пищи в зимнем лесу, поэтому с осени они отъедаются, а всю зиму спят.
Д: Да, на тех, кто делает запасы на зиму, и на тех, кто не запасает ничего.
Д: Да, например барсук, мыши.
Д: Есть, белка.
Д: Очень сложно, так как зимой может выпасть много снега и корма будет не видно, трудно хищникам, так как звери прячутся, их сложнее найти.
Д: Многие звери поменяли окраску, стали незаметными.
Д: Можно в лесу устраивать кормушки для животных, например для лосей, приносить сено, хлеб. |
|
|
|
|
У: В любом путешествии нужно соблюдать правила, которые помогают обеспечить безопасность жизнедеятельности. В зимнем лесу есть опасность получить обморожение. Как вы будете действовать при обморожении? • Если вы увидели, что у вашего товарища резко побелела кожа щёк, ушей, носа, если у вас самих побелели пальцы рук, а ноги перестали чувствовать боль, нужно срочно принимать меры. • Сухой варежкой или рукой круговыми движениями разотрите обмороженные места, пока они не порозовеют. Снегом не трите – можно поцарапать кожу. • Если мёрзнут ноги – попрыгайте, побегайте, пока они не отогреются. • Если обмороженное место нельзя отогреть на улице, бегите домой. Дома отогрейте его тёплой, но не горячей водой, осторожно оботрите мягким полотенцем. • Обязательно выпейте горячего чая.
|
|
УДД: личностные |
|
|
|
У: Зимой в лесу необычайно красиво. Особенно красив снег, ведь там можно увидеть множество следов. Предлагаю вам прочитать следы.
Работа в группах «Узнай, чей след» на карточках написаны названия животных и нарисованы следы животных. Ученикам необходимо соединить след и животного.
У: Ребята, что же можно сказать о птицах зимой?
У: Каких птиц можно встретить в лесу?
У: Приведите примеры птиц, которые прилетают к нам на зиму.
У: Какой вывод зимнего путешествия можно сделать? |
Д: Птиц тоже необходимо подкармливать, иначе они могут погибнуть.
Д: В это время можно встретить оседлых птиц и зимующих.
Д: Снегири, свиристели…
Д: Всем трудно в зимнем лесу, поэтому человек должен помогать животным, не дать погибнуть в морозы.
|
ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания
УДД: познавательные коммуникативные |
|
|
|
— Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Что интересного вы узнали сегодня на уроке? Какое открытие сделали?
-А сейчас возьмите след зверя, раскрасьте его в соответствии: Зеленый Желтый Красный
|
|
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
|
|
|
|
-Посмотрите, с каким настроением мы закончили урок, я думаю, что с таким же настроением вы выполните домашнее задание. 1. подготовить рассказ о жизни животных зимой 2. подготовить рассказ о жизни птиц зимой 3. составить правила поведения в зимнем лесу
|
| УУД: познавательные, |