Конспект открытого урока
по окружающему миру в 4 классе по программе «Школа 2100» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов,
ГОУ СОШ №129 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга.
Тема урока: «Что человечество ценит больше всего».
Учитель: Яшкина Наталия Викторовна.
Цель: Научить учащихся объяснять общечеловеческие ценности.
(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке окружающего мира ; урок освоения новых знаний).
Задачи:
-
Познакомить учащихся с понятием «общечеловеческие ценности».
-
Формировать понимание и умение объяснять «общечеловеческие ценности».
-
Познакомить с различными памятниками архитектуры.
-
Воспитывать эстетический вкус.
-
Воспитывать уважение к народам мира.
-
Систематизация знаний и умений ( побуждающий диалог, проблемный диалог).
-
Создание проблемной ситуации и формирование учебной проблемы, предложение различных версий.
-
Актуализация имеющихся знаний.
-
Составление плана решения проблемы.
-
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
-
Выражение решения проблемы.
-
Применение нового знания.
-
Актуализация ЗУНов по теме.
-
Продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал).
-
Диалектически анализировать.
-
Выделять главное и существенное.
-
Продолжать развитие учебной самостоятельности школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности
-
Развивать умение работать самостоятельно и в парах.
-
Воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
-
Развивать умение самооценки.
-
Продолжать формировать УУД (личностных, познавательных, регулятивных).
Оборудование:
-
Для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс , 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с высказываниями.
-
Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, маркеры.
ХОД УРОКА:
Деятельность учащихся | |
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.
|
|
Вспомните, какие сказки, написанные в разных странах, вы знаете.
(На экране появляется запись: «Сказки написаны разными народами, в разных странах».) -Какие герои противостоят друг другу в этих сказках?
-Чем похожи друг на друга Иван-царевич, Золушка и Али-баба?
-Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники?
-А кто из героев всегда побеждает в сказках?
(На экране появляется следующая запись: «Сказки во многом похожи- добро побеждает зло».)
-Посмотрите на экран. Какой хочется вам задать вопрос?
3.Актуализация знаний. -Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло? -Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество? -Мы знаем, что мораль существует в любом обществе. А какие общественные группы человек может назвать своим сообществом? (Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы(семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники) и задание: какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе, а какие – вызовут в ней осуждение.
-Человечество является общественной группой? -У всех жителей планеты могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль? -Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.
-Проверим наши предположения по учебнику стр.106. -Что общего у всего человечества?
4.Поиск решения проблемы (открытие нового знания). А.Общечеловеческие ценности: мораль и культура.
(На экране проявляется высказывание (2 слайд) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.» -Именно это общечеловеческое правило позволяет понимать не только наши народные сказки, но и других народов. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, независимо от того, в какой стране появились сказки. ( На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».) -А вам хотелось бы отправиться по миру? -В каких странах хотели бы побывать, что увидеть? -Рассмотрите памятники архитектуры. (показывает слайды) -Чем они отличаются?
-Какие вам понравились больше всего, какие бы хотели увидеть в своём путешествии? -Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока? -Что объединяет все памятники культуры? -Значит, представление людей о красоте сходно? (на доску прикрепляется карточка: «стремление к красоте».) Б. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования. -Какие спортивные международные соревнования знаете? -Почему люди разных стран, культур с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях? -Проверим наши предположения по учебнику стр.108
(на доску прикрепляем карточку: «спорт, дружба, справедливость».)
5.Физкультминутка Вот мы руки развели, 6.Выражение решения проблемы.
-Вернёмся к вопросу урока. Что хотели выяснить?
-Посовещайтесь в группах и сформулируйте ответ на вопрос.
7. Применение новых знаний. -Что такое общечеловеческие ценности?
-Какое значение сейчас для людей имеют Олимпийские игры?
8. Работа с рабочей тетрадью. Страница72 №1. -Соотнесите общечеловеческие ценности с предметом их выражения.
9. Подведение итогов. -Что вы узнали сегодня на уроке? -Зачем нужно узнавать «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?»
10. Рефлексия деятельности. -Что помогло вам лучше разобраться в новой теме? — Что для каждого из вас было интересным на уроке? -Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? -А кому надо быть поактивнее? -Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?
11. Домашнее задание. — Учебник. Стр.109. выполнить 3-4 задание. -Рабочая тетрадь. Тема 20. Задание 2-4.
|
(ученики перечисляют сказки). «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Иван Царевич» и другие.
-Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.
-Они добрые…
-Они злые.
-Добрые герои.
(Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?» Проблема урока появляется на экране. 3. -С помощью совести человек может отделять добро от зла. -Мораль.
-Семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники.
(Ученики совещаются в группах, один из группы выходит к доске, прикрепляет карточку с названием общественной группы к доске и отвечает. Ответы могут быть такими: В семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.д. -Да.
-Наверно, могут.
(Ученики предлагают разные варианты: злоба и ненависть- это плохо, а добро и любовь- это хорошо. (дети находят материал и читают). -Моральные ценности.
4.
-Да.
-(дети отвечают).
-Созданы в разное время, в разных городах и странах, совершенно не похожи друг на друга. -Здания такие разные, а увидеть хочется всё!
-Красивы, памятники культуры.
-Каждый красив по-своему.
-Да.
-Олимпийские игры, Чемпионат мира, Европы. -Дружить с различными народами, побеждает сильнейший. -(дети работают с учебником). -Спорт- такое же достижение человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле. -Именно спорт способствует установлению мирных дружеских отношений между странами.
5.
6.
-Почему у разных народов, в разных странах сказки, написанные на разных языках, имеют много общего и понятны людям разных культур. -Представления людей о добре и зле во многом схожи, значит, общечеловеческая мораль. Кроме нравственных ценностей человека объединяют общие представления о красоте, справедливости, дружбе. -Общечеловеческие ценности- то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.
-Способствуют миру и дружбе народов, развивают дружеские отношения между странами мира, воспитывают новое поколение в духе взаимопонимания, дружбы и честной игры. 8.
(дети выполняют задание в тетради, а затем проверяют).
|