Конспект открытого урока

по окружающему миру в 4 классе по программе «Школа 2100» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов,

ГОУ СОШ №129 Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга.

Тема урока: «Что человечество ценит больше всего».

Учитель: Яшкина Наталия Викторовна.

Цель: Научить учащихся объяснять общечеловеческие ценности.

(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке окружающего мира ; урок освоения новых знаний).

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «общечеловеческие ценности».

  • Формировать понимание и умение объяснять «общечеловеческие ценности».

  • Познакомить с различными памятниками архитектуры.

  • Воспитывать эстетический вкус.

  • Воспитывать уважение к народам мира.

  • Систематизация знаний и умений ( побуждающий диалог, проблемный диалог).

  • Создание проблемной ситуации и формирование учебной проблемы, предложение различных версий.

  • Актуализация имеющихся знаний.

  • Составление плана решения проблемы.

  • Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

  • Выражение решения проблемы.

  • Применение нового знания.

  • Актуализация ЗУНов по теме.

  • Продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал).

  • Диалектически анализировать.

  • Выделять главное и существенное.

  • Продолжать развитие учебной самостоятельности школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности

  • Развивать умение работать самостоятельно и в парах.

  • Воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

  • Развивать умение самооценки.

  • Продолжать формировать УУД (личностных, познавательных, регулятивных).

Оборудование:

  • Для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс , 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с высказываниями.

  • Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, маркеры.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.

  1. Постановка проблемы.

Вспомните, какие сказки, написанные в разных странах, вы знаете.

(На экране появляется запись: «Сказки написаны разными народами, в разных странах».)

-Какие герои противостоят друг другу в этих сказках?

-Чем похожи друг на друга Иван-царевич, Золушка и Али-баба?

-Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники?

-А кто из героев всегда побеждает в сказках?

(На экране появляется следующая запись: «Сказки во многом похожи- добро побеждает зло».)

-Посмотрите на экран. Какой хочется вам задать вопрос?

3.Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло?

-Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество?

-Мы знаем, что мораль существует в любом обществе. А какие общественные группы человек может назвать своим сообществом?

(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы(семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники) и задание: какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе, а какие – вызовут в ней осуждение.

-Человечество является общественной группой?

-У всех жителей планеты могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль?

-Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.

-Проверим наши предположения по учебнику стр.106.

-Что общего у всего человечества?

4.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

А.Общечеловеческие ценности: мораль и культура.

(На экране проявляется высказывание (2 слайд) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.»

-Именно это общечеловеческое правило позволяет понимать не только наши народные сказки, но и других народов. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, независимо от того, в какой стране появились сказки.

( На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».)

-А вам хотелось бы отправиться по миру?

-В каких странах хотели бы побывать, что увидеть?

-Рассмотрите памятники архитектуры. (показывает слайды)

-Чем они отличаются?

-Какие вам понравились больше всего, какие бы хотели увидеть в своём путешествии?

-Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока?

-Что объединяет все памятники культуры?

-Значит, представление людей о красоте сходно?

(на доску прикрепляется карточка: «стремление к красоте».)

Б. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования.

-Какие спортивные международные соревнования знаете?

-Почему люди разных стран, культур с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях?

-Проверим наши предположения по учебнику стр.108

(на доску прикрепляем карточку: «спорт, дружба, справедливость».)

5.Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
(Зарядку делать вместе с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

6.Выражение решения проблемы.

-Вернёмся к вопросу урока. Что хотели выяснить?

-Посовещайтесь в группах и сформулируйте ответ на вопрос.

7. Применение новых знаний.

-Что такое общечеловеческие ценности?

-Какое значение сейчас для людей имеют Олимпийские игры?

8. Работа с рабочей тетрадью.

Страница72 №1.

-Соотнесите общечеловеческие ценности с предметом их выражения.

9. Подведение итогов.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Зачем нужно узнавать «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?»

10. Рефлексия деятельности.

-Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

— Что для каждого из вас было интересным на уроке?

-Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки?

-А кому надо быть поактивнее?

-Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?

11. Домашнее задание.

— Учебник. Стр.109. выполнить 3-4 задание.

-Рабочая тетрадь. Тема 20. Задание 2-4.

(ученики перечисляют сказки). «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Иван Царевич» и другие.

-Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.

-Они добрые…

-Они злые.

-Добрые герои.

(Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?» Проблема урока появляется на экране.

3.

-С помощью совести человек может отделять добро от зла.

-Мораль.

-Семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники.

(Ученики совещаются в группах, один из группы выходит к доске, прикрепляет карточку с названием общественной группы к доске и отвечает. Ответы могут быть такими: В семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.д.

-Да.

-Наверно, могут.

(Ученики предлагают разные варианты: злоба и ненависть- это плохо, а добро и любовь- это хорошо.

(дети находят материал и читают).

-Моральные ценности.

4.

-Да.

-(дети отвечают).

-Созданы в разное время, в разных городах и странах, совершенно не похожи друг на друга.

-Здания такие разные, а увидеть хочется всё!

-Красивы, памятники культуры.

-Каждый красив по-своему.

-Да.

-Олимпийские игры, Чемпионат мира, Европы.

-Дружить с различными народами, побеждает сильнейший.

-(дети работают с учебником).

-Спорт- такое же достижение человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле.

-Именно спорт способствует установлению мирных дружеских отношений между странами.

5.

6.

-Почему у разных народов, в разных странах сказки, написанные на разных языках, имеют много общего и понятны людям разных культур.

-Представления людей о добре и зле во многом схожи, значит, общечеловеческая мораль. Кроме нравственных ценностей человека объединяют общие представления о красоте, справедливости, дружбе.

-Общечеловеческие ценности- то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.

-Способствуют миру и дружбе народов, развивают дружеские отношения между странами мира, воспитывают новое поколение в духе взаимопонимания, дружбы и честной игры.

8.

(дети выполняют задание в тетради, а затем проверяют).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here