Окружающий мир, 4класс.
Тема: Опорно-двигательная система. Мышцы.
(Урок – практикум)
Цели: познакомить со строением и функциями мышц;
учить сравнивать особенности строения разных групп мышц;
выявить необходимые условия жизнедеятельности мышц;
научить учащихся способам предотвращения утомляемости мышц.
Информационно-методическое обеспечение : интерактивная энциклопедия «Мое тело», издательство «Просвещение», выставка энциклопедий о строении человека, плакат «Мышцы».
Ход урока
1.Проверка усвоения предыдущей темы.
Сообщения учащихся из рубрики «Это интересно» по теме: «Живые рычаги»
2.Введение в тему урока:
-
-Сейчас мы проведем вами любимую игру «Замри»: вы двигаетесь, принимаете разные позы, по сигналу ведущего: «Замри!» — застываете. (команда повторяется 5 раз)
-Что позволило вам принимать и держать разные позы? (Высказывания учащихся).
Вывод: это делают мышцы. Иначе их называют «мускулы», что по-латыни означает «мышата».
— Сможете ли вы ответить на следующие вопросы: Какие бывают мышцы? Как они работают? Кто руководит ими? Какие мышцы нашего тела самые важные? (Высказывания учащихся)
— Что мы должны сегодня сделать на уроке, чтобы ответить на эти вопросы правильно?
-
Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Высказывания учащихся)
-Тема нашего урока: «Опорно-двигательная система. Мышцы».
3.Совместная работа: учитель, ученики по исследованию мышц и их роли.
-
Выступление ученика с результатами своей исследовательской работы по теме: «Мышцы человека».
-
Просмотр интерактивной энциклопедии «Мое тело», раздел «Мышцы и их строение».
-
Работа с учебником. (Работа в парах)
-Какие бывают мышцы? (Высказывания учащихся).
-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике, с.40
Вывод: Мышцы разнообразны по величине и форме.
-Как же работают мышцы? Сейчас вы выполните задание учебника на с.40.
-Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите мышцы в области плеча и согните левую руку в локте. Опустите ее.
-Что вы видите, что чувствуете? ( Ребята высказывают свои наблюдения).
-Боле подробно, что происходит с мышцами, кто руководит ими, вы узнаете прочитав в учебнике на с40-41. (Чтение по цепочке).
-
— А какие мышцы нашего тела самые важные? (Высказывания учащихся)
-Более подробно вам расскажет Васильев Саша. Он подготовил сообщение по этой теме.
Вывод: на самом деле все мышцы одинаково важны, потому что у каждой из них есть своя функция, которую может выполнять только она одна.
-
-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.
— Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся)
Вывод: длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.
-
Работа с учебником.
— В учебнике на с.42. выполните задание №2 и сделайте вывод. Если кто-то затрудняется сделать вывод, то прочитайте текст на с.42.
(Заслушиваются выводы учащихся)
Физическая пауза.
-
Продолжаем наше исследование. Рубрика «Это интересно!»
-Перед вами рисунок строения мышцы. (У каждого ученика на парте).
Рассмотрите внимательно, как устроены наши мышцы.
Вывод: Скелетная мышца состоит из пучков мышечных волокон (2), в каждом из которых содержится более 1000 миофибрилл(3). В свою очередь, каждая миофибрилла состоит из множества параллельно лежащих белковых нитей двух типов: актиновых (тонкие)(4) и миозиновых (толстые) (5).
-
— Представьте себя артистом-мимом. Попробуйте без слов, только лицом изобразить страх, боль, радость, печаль.
-Что помогло вам это сделать? (Высказывания учащихся)
Вывод: зачитывается вывод на с.43-44 учебника.
4. Итог урока.
-На следующем уроке мы продолжим исследовать мышцы.
— Что интересного и нового вы сегодня на уроке узнали о мышцах?
— Смогли ли ответить в процессе исследования мышц на вопросы, поставленные в начале урока?
— Что надо делать, чтобы предотвратить утомляемость мышц?
5. Домашнее задание.
— Попробуйте доказать или опровергнуть справедливость пословицы: «Кто как работает, тот так и ест».
-Для пополнения рубрики «Это интересно!» постарайтесь найти ответы на вопросы:
Какая мышца самая большая? Какие мышцы самые быстрые?
Спасибо за урок!
( Автор: Николаева Л.В.)