Кирченкова Юлия Михайловна
ГБОУ лицей № 572 Невского района
г.Санкт-Петербурга
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2014
Конспект
Окружающий мир 2 класс
Тема: «Что изображают на карте?»
Учитель начальных классов: Кирченкова Юлия Михайловна
Тип урока: открытие нового знания.
Цель:
-
Сформировать представления об изображении на карте рельефа поверхности Земли, изображении высот и глубин, о различных географических объектах.
-
Активизировать представления о понятиях: карта, глобус, план, масштаб.
-
Формировать навык чтения карты: определения по цвету географических объектов, глубины (глубже – мельче), высоты гор (выше – ниже).
-
Стимулировать творческую активность учащихся.
-
Способствовать воспитанию умения работать в коллективе, в группе.
Демонстрационный материал
-
Физическая карта мира.
-
Контурная карта (черно – белая).
-
Плакат «Что изображают на карте» (комплект «Наглядные материалы по «Окружающему миру» 2 класс).
-
Фото (рельефы Земной поверхности).
-
Изображения с условными обозначениями водоемов (глубин), равнин, гор (высот).
Раздаточный материал
-
План путешествия по классу.
-
Конверты с заданиями для команд.
-
Лист для рисования карты.
УМК
Образовательная система «Школа 2100»
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир «Наша планета Земля» учебник 2 класс часть 1. Рабочая тетрадь А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля).
Оборудование:
-
Интерактивная доска.
-
Компьютер.
-
Музыкальная запись «Вместе весело шагать…»
-
Компас.
Мотивация учебной деятельности.
(организационный момент)
Ребята, мы сегодня будем работать в группах-командах. Давайте вспомним правила работы в команде (каждый имеет право высказать свое мнение и должен услышать мнение своего товарища).
Сегодня мы отправимся в путешествие, прошу каждую команду придумать себе название.
А какие принадлежности вам помогут в пути? (каждая команда называет свои принадлежности)
А что такое карта? (определения понятий) Компас? План? Глобус? Масштаб?
Постановка проблемы
(Актуализация знаний)
И так начнем путешествие.
Что удобнее в дороге карта или глобус? Почему?
Как думаете, может ли быть изображение на карте мира в натуральную величину?
Как называется условная единица, которая показывает, во сколько раз уменьшено расстояние?
(Показывается черно – белая карта).
Можем ли мы совершить, путешествие, пользуясь такой картой? Почему?
Давайте подумаем, что на уроке нам предстоит выяснить и сделать? Какова будет тема урока? (показ слайда 1)
Совместное открытие знаний
Сейчас мы просмотрим фотографии тех мест, где мы, возможно, побываем (фото равнин, гор, морей.)
На карте с помощью чего мы можем показать, что здесь море, а здесь гора (с помощью цвета). Давайте ещё раз посмотрим, какие цвета в природе встречаются, когда видим водное пространство? (синий, голубой), когда горы (коричневый), равнины (зелёный)? Одинаковый ли цвет на всей поверхности моря?
Самый темный цвет показывает, что там глубоко или мелко?
Да, действительно, чем цвет темнее, тем глубже. Так же и горы, чем выше, тем темнее коричневый цвет. Для обозначения равнин используют зелёный и жёлтый (слайды)
Посмотрите на глобус. Чего на поверхности Земли больше: воды или суши.
Высоту измеряют над уровнем моря.
Откройте учебник на стр.130-131, найдите шкалу высот. Есть приборы, которые могут точно определить высоту гор над уровнем моря и отобразить на шкале высот.
Открываем стр. 93. 1. Кто взобрался на более высокую гору? 2.Кто ловит рыбу в более глубоком месте?
Самостоятельное применение знаний
Рассмотрим рисунки различных географических объектов (стр. 92 учебника) Открываем Рабочую тетрадь стр. 29 №1, выполняем задание (раскрасить контуры на схеме, чтобы получилась карта), отдельные ученики выполняют задание на интерактивной доске.
Сейчас каждая команда будет искать по плану — карте класса (кабинета) конверт с заданием, и выполнять в команде (раздаются каждой команде планы, в которых указаны направления, масштаб).
У каждой команды одно задание – нарисовать карту, но изображать географические объекты будут с разных источников.
1 команда – представлена фотография.
2 команда – словесное описание.
3 команда – с помощью макета.
Выполнение задания в группах.
Показывают и рассказывают, что изобразила каждая команда.
Рефлексия
Мы сегодня читали карту, оказывается можно читать не только книгу, но и карту.
Важно умение читать карту и почему?
Кому больше понравилось наносить на карту водные объекты идут на запад.
Кому горы идут на север.
Кому равнины — на юг.
Я хотела бы поблагодарить за творческие работы все команды и каждого в отдельности и рекомендую дома ещё раз изучить нашу тему «Что изображают на карте?», и по желанию можно нарисовать карту города или нашего района.