Предмет: Окружающий мир, 1класс.

УМК: Школа России.

Учитель: Быченкова Серафима Александровна, МБОУ СОШ №6 г. Владимир

Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Предметная область: «Окружающий мир» (автор: А.А.Плешаков)

Класс: 1 (часть 1)

Тема: Как зимой помочь птицам?

( урок – моно — проект, урок сообщения новых знаний)

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 1 класса через проект по теме «Как зимой помочь птицам?»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

— развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование чувства любви к родной природе, родному краю.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-формирование умения работать с новой информацией по теме ( отбирать, выстраивать в логике, обобщать);

-овладение способностью принимать и удерживать учебную задачу;

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах;

-формирование начальных форм рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Освоение знаний по теме «Как зимой помочь птицам?»

Ключевые вопросы для детей: Какие птицы зимуют в наших краях? Как можно сделать кормушку для птиц? Какой корм подходит для подкормки птиц?

Оборудование урока ( создание подготовленной информационно – образовательной среды) : ПК, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир», 1 класс, часть 1, А.Плешаков, рабочие тетради, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (CDpc ), А. Плешаков, картинки зимующих птиц, шапочки птиц, корм для птиц, верёвочка, ножницы, бумажные пакеты из — под молока или сока, цветные карандаши, листы самооценки.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Позитивный настрой на урок

Выбирают цвет настроения

Личностные

2

Актуализация знаний, организация деятельности по выходу на тему, задачи урока

Организует работу в группах, в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, учебных задач урока

Работают в группах, вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, объясняют свой выбор

Познавательные, коммуникативные

3

Организация взаимодействия с учащимися по освоению содержания новой темы

Использует электронное приложение к учебнику, задаёт вопросы, дополняет информацию, организует работу с учебником, организует работу в статичных группах

Просматривают материалы диска, отвечают на вопросы, задают вопросы, обмениваются мнениями, работают с учебником, находят отличительные признаки, выполняют задания в группах, используя подготовленный материал

Познавательные, коммуникативные

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

4

Закрепление (работа в центрах)

Организует работу в центрах, выступает в роли помощника – фасилитатора,

Выполняют задания в центрах, обмениваются мнениями, делают выбор, презентуют свои работы

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

5

Рефлексия деятельности (итог урока)

Выдает листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению

Заполняют листы самооценки

Регулятивные

Ход урока

I Организационный момент.

Прежде, чем мы начнём работать, с помощью смайликов покажите, с каким настроением вы пришли на урок?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

А о чём он, как узнать?

Загадки нужно отгадать.

II Актуализация знаний. Организация деятельности по «выходу» на тему, задачи урока.

Объединитесь в четвёрки, прочитайте загадки, подберите ответ и прикрепите к доске.

(у каждой четвёрки по две загадки) См. приложение 1.

-О ком были загадки?

-Вспомните, кого называют птицами?

-Какую пользу приносят птицы?

-Что необходимо для жизни птиц?

-На какие группы можно разделить птиц из загадок?

(домашние и дикие, перелётные и зимующие)

-Послушайте стихотворение.

Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку-

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Е.Благинина

-В какое время года птицам особенно тяжело и почему?

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

-А теперь откройте учебник и прочитайте задачи нашего урока.

III Организация взаимодействия с учащимися по освоению содержания новой темы .Оставьте на доске только зимующих птиц.

-Что бы вы хотели узнать о зимующих птицах?

-Вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях?

Просмотр CD диска

-Что интересного вы узнали о зимующих птицах?

-Рассмотрите этих птиц в ваших учебниках.

-Положите фишки рядом с теми птицами, которых вы встречали у нас.

-Найдите и назовите отличительные признаки каждой птицы.

(Дополнительные сообщения учителя) См. приложение 2.

Какие птицы нарисованы на стр.75?

-На ветках какого дерева они сидят? Чем питаются?

-Это природные птичьи столовые. Поэтому рябину надо беречь.

Физ.минутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки — на плетень,

Тири — тири, тень-тень-тень.

-Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко голодают.

-Как вы думаете, когда им особенно приходится трудно?

-Что же надо делать, чтобы помочь птицам зимой?

Отгадайте загадку.

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовёт обедать,

Крошек отведать. (кормушка)

-У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего они сделаны? Какие птицы к вам прилетают?

Рассмотрите в учебнике на стр.74, какие кормушки для птиц можно сделать, обсудите в парах. Какие кормушки вы считаете менее удачными. Почему?

Работа в группах.

А теперь попробуйте отобрать корм для птиц. Объединитесь в четвёрки (на партах коробочки с разным кормом)

Отчёт командиров (Что выбрали? Что отложили? Почему?).

Прочитаем вывод в учебнике на стр.75

Хорошо читающий ученик выразительно читает с экрана стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»

IV Работа в центрах (закрепление знаний)

1 Центр мастеров.

  • Откройте рабочую тетрадь на стр.

  • Прочитайте схему- инструкцию.

  • По инструкции изготовьте кормушки.

2 Центр театрализации.

  • Выбери роль.

  • Найди нужную шапочку.

  • Приготовься выразительно прочитать или рассказать.

3 Центр науки.

  • Прочитайте.

  • Выберете нужные предложения, чтобы составить меню для птичьей столовой.

Отметьте их зелёным кружочком.

4 Центр живописи.

Узнай птицу и раскрась.

5 Центр чтения.

  • Прочитайте загадки.

  • Выберете рисунок-отгадку и приклейте.

Защита проектов

Что будем оценивать в каждой группе?

  • Правильность

  • Быстрота

  • Аккуратность

Каждая группа делится своей информацией и оценивает свою работу.

V Итог

  1. Коллективное обсуждение полученной информации.

  • Что узнали нового?

  • Что понравилось на уроке?

  • С кем понравилось работать?

2.Самооценка.

Оцените цветом свою работу на уроке и работу вашей группы.

Жёлтый — молодец.

Зелёный — хорошо, но мог бы и лучше.

Красный — нужно постараться, не доволен.

Я —

Группа —

Приложения

Приложение №1

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

2. Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.

3. Синяя косынка,

Тёмненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать её…

4. Воздух режут без усилья,

Как серпы кривые крылья.

Промелькнёт – не разглядишь,

Так летает только…

5. Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар!»

6. На шесте – дворец,

На дворце – певец,

А зовут его…

7. Чёрный, проворный,

Кричит «крах»,

Червякам враг.

8. Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не глядит,

А время знает.

9. Посередь деревьев кузнецы куют.

10. Днём спит,

Ночью летает

И прохожих пугает.

11.Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

12 Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

.

Приложение №2

Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. — «Вора бей! Вора бей!» — кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина  снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики.

Летом синица питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала. С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.

Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название. Гнездится в лиственных, хвойных лесах, а также садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами. Поползень— шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тцит» либо более протяжные «тци-ит», из-за которых их когда-то прозывали «ямщиками».

Приложение №3

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет- их счесть

Видеть тяжело.

А ведь в вашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Центр чтения

1 Мне едою служат крошки,

Я хитёр и шаловлив,

Суетлив,

Чив – чив!

2 Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

3 Чернокрылый, красногрудый,

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

4 По дереву – вниз головой!-

Бежит в одежде голубой.

5 Засвистели: «Свири – свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей…

Меню для птичьей столовой

  • Арбузные семечки

  • Дынные семечки

  • Яблоко

  • Крошки белого хлеба

  • Дольки шоколада

  • Банан

  • Семечки подсолнуха

  • Кусочки солёного сала

  • Пшено

  • Овёс

  • Кедровые орешки

  • Кусочки несолёного сала

  • Крошки чёрного хлеба

  • Ягоды рябины, черёмухи

  • Молоко

  • Веники из лебеды, крапивы, репейника

Инсценирование

Как вы думаете, умеют ли птицы разговаривать?
Писатель Николай Николаевич Сладков подслушал их разговоры и записал в книге «Разговоры животных».  Послушаем, о чем же разговаривают птицы.

Сорока, снегирь, свиристель.

Сорока: Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… пальмы, бананы, жарища!
Снегирь: Это смотря на какой зимовке, сорока!
Сорока: На какой, на какой – на обыкновенной!
Снегирь: Обыкновенных зимовок, сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я – Снегирь, а это – Свиристель.
Сорока: Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? У вас снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Что же это за курорт?
Свиристель: У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковее. Но главное – это рябина. Рябина для нас дороже всего на свете!

– Узнали этих птиц?

Воробей и Синица

– Угадай, Синица, какое оружие самое страшное?
– Знаю, знаю, ружье!
– Не угадала!
– Знаю, знаю, пушка!
– Снова не угадала!
– Знаю, знаю… Не знаю!
– Рогатка. Из пушки-то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки – только успевай отскакивать! Уж я-то знаю, я-то воробей стреляный!
– О какой беде нам поведал воробей?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here