МБОУ « Петропавловская СОШ им. Героя Советского Союза Д. А. Жукова»

Составила и провела урок учитель начальных классов Стребкова Г. И.

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цели:

  1. создать условия для формирования понятия « птицы»;

  2. выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;

  3. выбрать принадлежности животного к своей группе;

  4. уметь отстаивать свою точку зрения, организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:

— самоопределение;

— нравственность

регулятивных УУД:

— контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД:

1. общеучебных:

— поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);

— умение анализировать обьекты с целью выделения в них существенных признаков;

— умение ставить, формулировать и решать проблемы

2. информационных:

— работа с разными видами информации;

коммуникативных УУД:

— инициативное сотрудничество;

— планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Звуки птиц», презентация, учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши, кормушка с кормом,

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО — МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

— Вновь звенит для нас звонок,

Начинаем наш урок.Урок необычный мы проведем в лесу.

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Цель: выявить ранее изученные понятия, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

— С какими группами животных мы уже знакомы?

— Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

-Чем отличаются рыбы от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

III. Этап применения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить главное в изучаемом тексте.. (слайд 1)

— Мудрая Черепаха побывала у своих друзей, но у нее остались еще друзья в лесу .Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

— Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)

— Где живут у нас птицы?

— Что вы знаете о птицах? (слайд 2)

Сообщение о птицах ( доклады детей с презентациями)

1) работа по учебнику.

-Откройте учебник..Кто из этих животных умеет летать?

— Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

— Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.

Проблемная ситуация. Кто является птицами? (слайд 3)

Показ и изучения чучела птицы.

(слайд 4) Все ли птицы высиживают свои яйца. Сообщение ребенка «Интересные факты»

IV. Физкультминутка – игра « Перелетные птицы»:

На что похожи птицы, когда летят? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)

Что у птиц существует?( клюв, ноги, крылья, туловище, голова).

Для чего нужны перья?

V. Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

(Работа в парах. На столах лежат перья.)

— Найдите и покажите

1)маховые перья,

2)контурные перья,

3)пуховые перья.

— Сравните их.

-Переломите перо. Удаётся? (нет)

— Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит). Почему?

— Если положить перо в стакан с водой, то что будет?

— Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 6)

VI. Объяснение новой темы (продолжение).

Презентация о птицах (Страус, пингвин, колибри)

VII. Физкультминутка. ( Музыкальные птицы)

1) Работа по учебнику.

— Рассмотрите рисунок на странице 25.

Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 7)

Сценка «Сорока и снегирь»

Сорока:

— Эй, увалень, как звать-то тебя?

— Откуда, красногрудый, к нам прилетел?

— Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?

Снегирь:

— Нет, не воды, а…

Сорока:

Дети, что набрал в рот снегирь?

О т в е т: рябину.

— Отгадайте, что за птица?

Мальчик:

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

По дворам шныряю,

Крохи подбираю,

По полям ночую,

Зёрнышки ворую. (воробей) (слайд 8)

Девочка:

— Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят.

Девочка:

— Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах.

Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.

Призыв к людям!.Работа по группам. Нарисовать плакат « Помоги птицам!» и защити его.

-Для чего нужны кормушки? Вы сделали их с вашими родителями, и сегодня после уроков мы с вами тоже повесим кормушки в нашем школьном дворе. (слайд 9)

Работа в тетрадях.

— Откройте тетради на странице 11.

— Чем различаются эти птицы?

— Чем они похожи?

— Раскрасьте птиц на рисунках.

VIII. Итог урока.

Цель: контроль за результатами деятельности.

— С какой новой группой животных мы познакомились?

— Что мы узнали о птицах?

— Кто же такие птицы? (слайд 10)

— Что вам понравилось на уроке?

— Ребята, мы говорим: птицы — наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

— Спасибо за хорошую работу на уроке.

IХ. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

— Выполнение какого задания вызвало затруднение?

— Ребята, какое задание выполнили легко?

— Какое задание было самым интересным на уроке?

— Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?

— Урок окончен.

Список использованной литературы:

Касаткина Н.А. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.1 – 4 классы, – Волгоград: Учитель, 2005.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях (1 часть), — М.: Просвещение, 2008.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь.1 класс, — М.: Просвещение, 2010.

Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here