ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402
111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел.375-71-31, тел/факс 375-59-11
E—mail:s402veshn@yandex.ru http:www.s402.edusite.ru
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе по теме
«Мы — граждане России»
подготовила
учитель начальных классов
Наталья Александровна Павлова.
г. Москва
2012
Цели:
-
показать, что граждане России имеют права и обязанности;
-
уточнить, почему человек должен выполнять свои обязанности.
Тема урока: «Мы- граждане России»
-
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
I.Орг. момент.
Сообщение темы урока.
-
Послушайте стихотворение Н.Поляковой.
-
О чем пойдет сегодня разговор?
Родина моя.
— Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
—Что же такое Родина?
II. Изучение
нового
материала.
1.- Вы любите свою Родину? А за что вы ее любите?
— Да, мы здесь родились и выросли, говорим на родном русском языке, любуемся красотой родного края в любое время года.
-Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы. Всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Это наша история , то, чем мы жили вчера. Необыкновенная страна Россия!
— Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает нас как мать, от опасности.
2.Народ сложил много пословиц о Родине.
—Соберите пословицы и скажите, как вы их понимаете
-
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Показ презентации
«Россия — моя Родина»
Показ на
интерактивной доске.
Дети должны собрать начало пословицы и конец.
Физминутка.
Я, ты, он, она.
Вместе — целая страна.
Вместе- дружная семья,
В слове «Мы» сто тысяч «я»:
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих, и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
3.Речевая разминка.
( рабочая тетрадь с. 62)
-
Я люблю ходить в театр, а ты?
-
Мой брат служит в армии, а твой?
-
Я люблю путешествовать, а ты?
-
Моя семья любит рыбачить, а твоя?
4.— Как называют жителей нашей страны? ( Россияне). Мы с вами – россияне, граждане России. Каждый человек, живущий в каком –либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину права..
Как вы понимаете это слово?
—Права— правила поведения, установленные государством. Права граждан записаны в главном законе страны- конституции.
-Мы только что говорили о том, что мы делаем, как мы живем.
5.
-А сейчас посмотрим, какие права существуют у нас, как граждан.
Государство предоставляет возможность свободно жить, трудиться, иметь жилье, имущество (свою собственность), распоряжаться свободным временем, учиться, отдыхать и многое другое.
Государство предоставляет нам права, но гражданин имеет и обязанности, которые он должен выполнять. Вот некоторые из них:
• Каждый гражданин должен честно трудиться, быть добросовестным и дисциплинированным.
• Каждый гражданин должен защищать свою Родину.6. Учебник стр. 44.
-Рассмотрите иллюстрации, какие права граждан здесь показаны?
Каждый ребенок, как и взрослый , является гражданином своей страны, и государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает его лечение и обучение.
Интерактивная доска.
( Слайды на доске)
Физминутка
Вспомним объекты живой и неживой природы.
Ж.п- поднимаем руки вверх, тянемся.
Н. п.- приседаем.
( солнце, ветер, цветок, камень, дерево, медведь, луна, река, птица, небо)
III.
Закрепление
1.Работа на интерактивной доске о правах ребенка.
2. Работа с учебником стр.45.
— Мы имеем не только права, но и обязанности.
Расскажите, какие мы видим обязанности.
3.Работа в тетради.
Стр.62-63
-
Рассмотрите рисунки в тетради, посоветуйтесь с соседом, и расскажите, о каких правах здесь идет речь.
-
Допиши предложения.
— Наша страна называется-_______________(Россия).
— Наша столица называется -_____________( Москва).
— Наш президент-_______________ (Д.А. Медведев).
-
Оцени свою работу на уроке в тетради на стр. 63.
-Если ты работал правильно и быстро на уроке, закрась первый цветочек.
-Если хорошо, но долго — второй цветочек.
-Если, хорошо, но с помощью других- третий цветочек.
-Если плохо работал — четвертый цветочек.
1. Дети выходят к доске и соединяют правильные картинки с правами граждан и наоборот.
3.Работа в парах.
На доске –проверка.
IV. Итог
Работа по учебнику стр.46-47 .
Читаем стихотворение С. Маршак «Кот и лодыри».
-Как вы думаете, для чего нужно учиться?
— В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев.
— Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права на жительство?
( «Лиса и заяц», «Теремок»).
-В какой сказке были нарушены права на свободу? («Чипполино», «Гуси- лебеди».)
—О чем мы сегодня говорили на уроке?
-
Литература.
-
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир : 1-2 классы: методика обучения- М. : Вентана -Граф, 2009.
-
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений-М : Вентана -Граф, 2010.
-
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М : Вентана -Граф, 2010
-
Елкина, Н.В. 1000 загадок : популярное пособий для родителей и педагогов.- Ярославль.
-
Игровые и рифмованные формы физических упражнений- авт.сост. С.А. Авилова, Т.В.Калинина.-Волгорад: Учитель, 2008.
-
Электронный образовательный ресурс по окружающему миру 1 класс. «Начальная школа XXI века».