Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

города Донецка Ростовской области

Методическая разработка

проведения

урока окружающего мира

в 1 классе

«Насекомые»

Подготовила

учитель начальных классов

Еремина Людмила Леонидовна

г.Донецк

2011

Тип урока. Урок изучения нового материала на деятельной основе.

Цель. Познакомить детей с многообразием насекомых.

Задачи

1. Обучающая:

-Закрепление знаний о существенных признаках насекомых.

-Получение новых знаний о данном классе.

2.Развивающая:

Активизация познавательной деятельности детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, связной речи, умения рассуждать и делать аналитические выводы.

3. Воспитывающая:

Воспитание экологической культуры поведения в природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный вход в урок.

Сегодняшний урок окружающего мира я предлагаю начать с замечательной и всеми нами любимой сказки К.И.Чуковского «Муха Цокотуха». Ваша задача – обратить внимание на героев данного произведения. Кто ими является?

ПОКАЗ НАЧАЛА СКАЗКИ (мультфильм)

-Итак, давайте вспомним, кто же является героями сказки.

(Муха, тараканы, букашки, блошки, пчела, бабочка)

-А вас не удивило то, что урок окружающего мира мы начинаем почему-то с этой сказки?

  1. Тема урока.

-Правильно! На сегодняшнем уроке мы действительно познакомимся с новой группой животных – насекомыми и узнаем удивительные тайны из их жизни.

  1. Актуализация знаний.

-А какие группы животных вам уже знакомы?

(Млекопитающие и птицы)

-Назовите их отличительные признаки.

  1. Формирование новых знаний.

-Насекомые населяли Землю ещё в глубочайшей древности: 350 миллионов лет назад. Для сравнения заметим, что люди появились всего лишь 2,5миллиона лет назад. Число известных видов насекомых превышает миллион, ежегодно открывают новые виды. Есть насекомые, вызывающие смертельные заболевания, но в основном они приносят пользу. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, способствуя опылению.

Насекомые бывают различных размеров , форм и окраски. Большинство насекомых летают. Одни живут у водоёмов или прямо в них, другие предпочитают лес, а третьи любят поляны и лужайки, где растут цветы. Однако, несмотря на огромное разнообразие условий обитания и обилие видов, их всё же объединяют некоторые характерные только для этого вида животных признаки. Это нам и предстоит сегодня выяснить.

— Итак, наступает самое интересное…Знакомство с некоторыми из них.

Первый вид, с которым я предлагаю вам познакомиться – это ЖУКИ. О, как их много, и какие все они разные!

ЖУК МОГИЛЬЩИК – природный санитар, он питается падалью. Чтобы обеспечить пищей личинок, он закапывает в землю мелких мёртвых животных, например, мышей, птичек.

КРАСОТЕЛ ПАХУЧИЙ

— Как вы думаете, почему он так назван?

(Красивое тело и он, наверное, сильно пахнет)

— Верно. Красотел пахучий истребляет вредителей лесов – гусениц непарного шелкопряда. Поэтому он даже был ввезён с юга России в Америку, когда там появилось много гусениц и они грозили уничтожить огромные леса США.

БРОНЗОВКАэтот жучок выглядит как яркий, блестящий, переливающийся всеми цветами радуги драгоценный камешек, кем-то потерянный в траве. Но красота в природе бывает обманчивой. Бронзовка не такой уж безобидный жук. Он поедает лесные цветы, нанося немалый вред.

ДОЛГОНОСИК ОРЕХОВЫЙ кому не попадались червивые орехи? Это постарался долгоносик. Его ещё называют слонёнком из-за хоботка, расположенного на голове. В действительности это трубка, на конце которой находится рот с крепкими челюстями. С их помощью долгоносик просверливает в скорлупе ореха дырочку и откладывает внутрь яйцо. Появившаяся на свет личинка чувствует себя спокойно в надёжном убежище и надолго обеспечена едой.

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК родом из Северной Америки. Личинки этого жука могут полностью уничтожить листья картошки и погубить все поле.

— Как вы думаете, а как называется этот жук? Почему?

(Жук-олень)

-А какое название имеет этот жук?

(Носорог)

-А этот?

(Дубовый усач)

-Он имеет длинные усы и живёт в дубовых лесах.

БОЖЬЯ КОРОВКА всем знакома. Яркая окраска этого жука предупреждает о его несъедобности. Если же ящерица или птица, не считаясь с этим предупреждением, схватит жука, то он выпустит из брюшка яркую жёлтую каплю с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так, взрослые жуки уничтожают вредителей растений – тлей. Самка жука за свою жизнь уничтожает до 4000 тлей, а будучи личинкой до 800 тлей.

Музыкальная физминутка «БОЖЬЯ КОРОВКА»

-Итак, давайте посмотрим на всех жуков и ответим на вопрос: Кого из них мы можем назвать полезными? Почему?

(Могильщик — закапывает погибших животных и т.о. не позволяет размножаться болезнетворным микробам.

Божья коровка и красотел пахучий защищают растения от тлей и гусениц)

-Что может произойти, если исчезнет божья коровка?

(Тли могут уничтожить листья растений и они погибнут. Тогда может погибнуть весь урожай в какой-либо местности)

-А с какими жуками люди борются?

(Колорадский жук)

-Следующий вид насекомых, который я предлагаю вашему вниманию это…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

— Кто это? Правильно, это БАБОЧКА.

— Что вы знаете о данной группе насекомых?

1) Бабочки летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов и откладывают яйца на листьях растений.

2) Вот так под микроскопом выглядят яйца, которые откладывают бабочки.

3) Через некоторое время из яиц вылупляются гусеницы.

4) Когда гусеница вылупится, она сначала съедает оболочку своего яйца, и только после этого принимается за листики растений.

5) У гусеницы есть глаза, но эти глаза могут только отличить свет от темноты, день от ночи.

Сильные челюсти гусеницы всё время что-нибудь жуют.

Первые 3 пары ног у гусеницы настоящие – в них есть суставы, и гусеница может управлять ими.

Ещё несколько пар ног без суставов расположены сзади.

6) Гусеница не может дышать через рот, как это делаем мы. Она дышит через отверстия по бокам брюшка, которые называются «дыхальца».

7) Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения и висит вниз головой.

8) Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на своё тело, и получается куколка.

9) Куколкой называют домик, в котором гусеница превращается в бабочку. У разных бабочек куколки выглядят по-разному.

10) Через некоторое время в куколке гусеница превращается в бабочку. И бабочка начинает вылезать из своего старого домика-куколки, который ей становится уже не нужен.

11) Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать.

12) Бабочка очень интересно устроена. Усики-антенны ей нужны для того, чтобы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. У бабочки нет костей, зато её тело имеет твёрдую оболочку.

13) У бабочки 4 крыла: 2 передних и 2 задних. Передние и задние крылья могут работать независимо.

В крыльях у бабочек есть жёсткие вены, которые придают крыльям форму. Через вены в крылья поступают питательные вещества.

14) Когда бабочка хочет кушать, она садится на цветок, разворачивает свой хоботок и начинает пить нектар. Хоботок-это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов.

15) Вкус бабочка чувствует ногами. Если она встанет на нектар, то сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернёт свой хоботок и начнёт пить нектар.

Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нём. Так бабочки опыляют цветы. Только из опылённого цветка вырастет плод: яблоко, груша, огурец.

У взрослых бабочек 6 ног, хотя у некоторых хорошо видны только 4 ноги — и ещё 2 ноги очень маленькие и их трудно разглядеть. Эти 2 маленькие ножки помогают бабочке управлять хоботком.

В отличие от гусеницы, глаза у бабочки устроены сложно. Она видит даже больше, чем мы. Кроме обычных цветов, бабочка видит и ультрафиолет. Ещё бабочка может смотреть в разные стороны одновременно.

16) Тело и крылья бабочки покрыты мельчайшими чешуйками. Эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узоры на крыльях и теле.

Они бывают очень красивыми!

Физминутка «БАБОЧКИ» (клип)

— Почему говорят, что если бабочку прогнать, урожая не видать?

(некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая)

— Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Многие виды, как и остальные редкие животные, занесены в Красную Книгу.

Насекомых надо беречь, не ловите их, чтобы полюбоваться, а смотрите не дотрагиваясь. Не надо уничтожать гусениц, ведь со временем из них могут вырасти красивые бабочки.

ПЧЁЛЫ

-А сейчас я вам предлагаю отправиться на пасеку. Вы слышали это слово? Что оно обозначает?

(Это место, где люди выращивают пчёл)

-На пасеке человек делает для пчёл домики. Вы знаете, как они называются?

— Вход в улей называется «леток». Как вы думаете почему?

(Потому что пчёлы через него влетают в улей)

-В пчелином улье каждая пчела имеет свою «профессию». В улье только одна пчела – матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчёлы. Пчела – матка живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него. .Как же она питается, спросите вы? Её кормят другие пчёлы. Эти пчёлы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчёлы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветов нектар, который потом перерабатывают в мёд. Их называют рабочие пчёлы. Они собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов. Чтобы наполнить пол-литровую банку мёдом, 10 пчёлам придётся трудиться всю жизнь. Чтобы собрать нужное количество нектара, рабочим пчёлам приходится за один раз облететь не менее тысячи цветков. В солнечный день пчела совершает не менее 10 таких вылетов.

За яйцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы – няньки. Есть в пчелиной семье пчёлы – уборщицы, следящие за чистотой в улье и выбрасывающие мусор из него. Но есть и трутни – это пчёлы, которые ничего не делают, только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней бездельников.

Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчёлы занимаются сообща. Так, в жару пчёлы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчелы только для защиты, а не для нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает. А ещё у пчёл есть пчела – строитель. Она строит соты, в которых хранится мёд и в которых растут маленькие пчёлки-личинки.Вот так и живёт пчелиная семья.

МУРАВЬИ

-Какие насекомые, кроме пчёл, тоже живут дружными трудолюбивыми семьями? (Муравьи)

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей-

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей)

— В муравьиной семье тоже распределены обязанности. Прочитав сейчас рассказ об этих насекомых, мы всё и узнаем.

-Как называется дом муравьёв?

(Муравейник)

-Кого считают самой главной в муравейнике? Почему?

(Муравьиную царицу, т.к. она откладывает яйца и выводит деток)

-Кто собирает добычу, травинки и веточки для строительства?

(Рабочие муравьи)

-А что является пищей для муравьёв?

(Мёртвые жуки и гусеницы, зелёные листочки)

-Кто охраняет вход в муравейник от непрошеных гостей и вступает в бой с врагами?

(Муравьи-солдаты)

-А что спасают взрослые муравьи в первую очередь, если им угрожает опасность?

(Яйца)

-Как удаётся муравьям найти дорогу домой, если они уходят далеко?

(Уходя, они разбрызгивают специальную пахучую жидкость и находят дорогу домой по запаху)

-А муравьи сильные?

(Да, муравей может тащить груз, который намного больше, чем он сам)

-Кого называют особыми муравьями?

(Они висят на потолке муравейника вниз головой. Эти муравьи запасают у себя в животе сладкий цветочный сок, и когда припасы еды кончаются, они выпускают этот сок и кормят своих сородичей)

-О каких еще профессиях муравьёв вы узнали из рассказа?

(Муравьи-фермеры. Они выращивают полезные растения.

Муравьи-пастухи. Только пасут они не коров, а тлей. Эти маленькие тли, как зелёные коровки, выделяют капельки сладкой жидкости — «молочко». Его очень любят все муравьи)

-Почему муравьёв и пчёл называют дружными тружениками?

(Они трудятся на благо всего улья и муравейника, не ссорятся, делают всё дружно)

-Скажите, чем похожа жизнь муравьиной и пчелиной семей?

(И муравьи, и пчёлы живут очень дружно, в одной семье, имеют разные «профессии»)

  1. ИТОГ УРОКА

Люди всегда восхищались красотой и разнообразием насекомых. Народ слагает про них легенды, художники не устают изображать этих прекрасных существ в своих картинах, писатели сочиняют сказки и рассказы, а поэты пишут стихи…

-КАКОЕ НАСЕКОМОЕ ПРОИЗВЕЛО НА ВАС САМОЕ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?

-Представьте себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая земля: камни, песок, ветер… Разве смог бы человек жить на голой, мёртвой земле? КОНЕЧНО НЕТ! Всё в природе связано друг с другом. Нет у природы полезных и вредных животных. Все природе нужны! Помните об этом, дети! Берегите нашу планету и всё живое на ней!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕСНИ «ВСЕ НУЖНЫ!»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аракчеев Ю.С. «Путешествие в удивительный мир». М., 1989

  2. Жан Анри Фабр. «Жизнь насекомых». Из-во: e-book, 2005

  3. Козлов М.А. «Не просто букашки». Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 1994

  4. Крутов В.А. «Жизнь насекомых». М.: Карапуз, 2003

  5. Кувыкина. О.В. «Письма насекомых». М.: ИД Мещерякова, 2009.

  6. Мурзин В.С.»Синий махаон: рассказы о бабочках». М.: Детская литература, 1990.

  7. Мурзин В.С., Братцев А. «Бабочки».  М.: Тропа, 1993

  8. Танасийчук В.Н. «Шестиногие соседи». М., Детская Литература, 1963;

  9. Танасийчук В.Н. «В гостях у насекомых». М., Детская Литература, 1970

10. Танасийчук В.Н.»Энтомология в картинках». М.:, Детская Литература, 1980

11. Фриш К.»Из жизни пчел». М.,1980

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here