Государственное общеобразовательное учреждение

лицей № 384 Кировского района

г. Санкт – Петербурга

Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе

«Зимующие птицы»

подготовила

учитель начальных классов

Климаненко Галина Михайловна

Санкт – Петербург

2011

Конспект на тему » Зимующие птицы».

(конспект урока по окружающему миру для учащихся первых классов)

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.

  2. Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам.

  3. Раскрыть важность заботы о птицах зимой.

  4. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

  2. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

  3. Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

  2. Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших».

  3. Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

  1. Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

  2. Сочувствовать и помогать птицам в зимнее время года.

  3. Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

  4. Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Ближайшая задача:

– репродуктивный уровень: уметь отличать перелетных от зимующих птиц;

– конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;

– творческий уровень: уметь создать образ птиц по памяти.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Педагогическая технология: коллективно – творческая деятельность.

Педагогические принципы:

– учет индивидуальных и возрастных особенностей;

– принцип доступности;

– принцип развивающего обучения;

– принцип рефлективности.

Сопутствующие методы:

– игровой;

– объяснительно – иллюстративный;

– частично – поисковый;

– практический.

Формы реализации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

  1. Фонограмма с голосами птиц.

  2. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.

  3. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

  4. Блюдо с «угощениями» для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений.

  5. Компьютер.

  6. Презентация « Зимующие птицы».

  7. Костюмы птиц и зверей.

  8. Проектор.

План занятия

1. Вводная беседа «Зимующие птицы» Климаненко 2 мин.

2. Проблемный вопрос. (Как помогать птицам зимой в Санкт-Петербурге) – Ученица 1-3 кл. 1мин.

3. Загадки о зимующих птицах. Учитель — ученики. Презентация — 3 мин.

4. Сценка: «Разговор на лесной полянке». Учащиеся (2 уч.) (Просьба птиц о помощи) 3мин.

5. Составление силуэтов птиц из фрагментов. Учащиеся класса (7 команд) Презентация. 3 мин

6. «Птичья столовая»: заселение птиц на кормушку. Капитаны команд. (Результат творчества детей. Дети отправляют собранных птиц на кормушку). 1 мин.

7. Игра: « Корм для птиц». Выбери, чем можно кормить птиц. (Работа с раздаточным материалом). Учащиеся класса (7 команд) 2 мин.

8. Правила подкормки. (Обсуждение по слайду презентации). Учитель — дети. 2 мин.

9. Обобщение. Подведение итогов. Вопрос – ответ. Учитель — дети. 2мин.

10.Вывешивание кормушки в школьном дворе.

Предварительная деятельность учащихся:

1.Аппликации птиц. Выставка в классе.

2.Раскрашивание картинок с изображением птиц.

3. Лепка из пластилина.

4.Изготовление кормушки учителем и детьми.

5.Изготовление кормушки родителями и детьми.

6.Разучивание сценок и стихов.

7.Чтение книг о птицах.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент (вступление в тему).

Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие.

Сегодня мы поговорим о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это – … (птицы)

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

Кто такие птицы?

На парте из букв -соберите названия птиц.

  1. Основная часть.

Блицопрос.

Кто такие птицы?

На какие две группы делим птиц?

Каких перелётных птиц Вы знаете?

Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

(Птицы, которые остаются с нами зимовать называются — зимующие птицы).

А как вы думаете: зимой, можно услышать птичье пение? (Услышать птичье пение зимой можно).

Когда поют птицы? (Кода им тепло и они сыты).

Постановка проблемы

Какие трудности испытывают птицы зимой? (Голодно птицам и холодно).

Как же птицам перезимовать?

2. «Как птице перезимовать?» К. Мухаммади

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Александр Яшин

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. 1964

4.Беседа о птицах.

Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Ответы детей. (Птицам страшнее — голод)

Конечно же, голод.

Голодно зимой птицам. Особенно когда наступают морозы: кустарники и деревья, остатки сухой травы покрываются ледяной коркой, под которой прячутся личинки насекомых. Птицам туго приходится. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду птицам прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

5. Загадки и сценки.

Сказочно прекрасен парк в ясный зимний день, особенно когда вокруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы видим необыкновенные «ПЛОДЫ». Это птицы зимующие. Вы наверняка многих из них знаете и легко назовёте отгадав загадки.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Попробуйте отгадать следующую загадку.

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая —

Известная персона.

Кто она?.. (ворона)

Запомните: ворон – чёрный, а ворона – серая.

Давайте закроем глаза и представим себе, что мы пришли на лесную полянку.

И вот однажды на лесной поляне был такой разговор.

Сценка «Разговор на лесной поляне».

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется и в страхе оглядываясь назад «ворона».

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам. воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

Появляется «синица»

Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу кто-то здесь разговаривает. Дай думаю посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Каррр еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! ( ворона грозит «крылом») сидела на заборе думала чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает. Как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает «крылом» в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…

Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все — таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Загадка следующая:

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив,

Суетлив,

Чив — чив! (Воробей)

По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Люди давно заметили: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются.

По дереву — вниз головой! —

Бежит в одежде голубой (Поползень)

А вот такую загадку отгадаете?

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов. Спит дятел в своём дупле — зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

Вот эта загадка — самая трудная:

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Клё! Клё! Клё!” поёт со свистом. (Клёст)

Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые.

А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно?

Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

Сценка « Дятел и клёст»

Ты, Клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

  • Да нет, Дятел, это я радуюсь.

-Нашёл время радоваться.

-Как раз самое время, как раз!!! У меня в гнезде птенчики вывелись.

-Это в такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

-Ещё как будут жить-поживать.

Я им еловые семечки таскаю, а мать — клестиха греет их вроде печки.

И тепло им, и сытно, и от моей песенки веселей.

А вот эту птичку, Вы отгадаете сразу.

Чернокрылый, красногрудый,

Не боится он простуды —

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

Сценка « Снегирь и заяц».

Заяц белый, куда бегал?

-На деревню.

-Для чего?

Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжечку капустную в огороде найти.

-И нашёл?

-Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.

-А теперь ты куда?

-Осинку глодать.

-Да она же горькая!!!

-Сладкая! Вчера я не поел, сегодня не ел — куда как сладкая осинка покажется!

Составление силуэтов из пазлов птиц.

Предлагаю Вам составить из паз лов птиц. Откройте конверты. Достаньте картинки и силуэты птиц.

Заселим птиц на кормушку.

Покажите результаты своей работы. Собранных птиц отправим на кормушку.

Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Кто же может и чем мы можем помочь птицам зимой? Птицам зимой помогают люди. Нужно делать кормушки.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим.

Кормушку можно повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра.

Где Вы предлагаете повесить кормушки?

(На деревьях у лицея, чтобы самим птиц кормить. Во дворе дома, где живём.)

Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.

Хорошо, мы так и сделаем-повесим Ваши кормушки на деревья.

После занятия мы все оденемся и пойдём на улицу. Там мы повесим кормушки, насыплем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

А на занятиях мы и дальше будем знакомиться с жизнью наших пернатых друзей.

А Вы знаете, какой корм надо давать птицам?

Составим памятки “Чем кормить птиц зимой?”.

Пшеном, просом, овсом, пшеницей.

Семенами подсолнечника (нежареными!).

Салом, мясом (нежареным и несолёным!).

Для сухопутных птиц соль в любом количестве – смертельный яд.

Сушеной рябиной и боярышником.

Семенами клена и ясеня.

Шишками. Жёлудями. Орехами.

Птицам ни в коем случае нельзя скармливать:

  • пряные,

  • соленые,

  • острые,

  • жареные,

  • кислые продукты.

Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов.

Нежелательно кормить их рисом и гречкой.

Кормление птиц дело не только важное, но и ответственное.

Нужно регулярно заботиться о том, чтобы в кормушке была птичья еда.

Запомните: весь корм должен быть свежим.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.

Птицы улетят в другое место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой. Зимняя столовая должна работать до середины весны.

Прочитаем правила.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Во время подкормки не сорить.

  2. Не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты.

  3. Кормить птиц надо регулярно.

  4. Ежедневно.

  5. Корма класть немного, чтобы поддержать в трудное время

Ребята, а вы хотите знать больше о птицах?

Что хотите узнать? (ответы детей)

Я предлагаю Вам принять участие в проекте «жизнь зимующих птиц»

Проект наш будет длится с 24.11-по 24.01, за это время Вы узнаете :

Какие птицы бывают? Где живут птицы? Чем питаются?

Как выводят потомство? И многое другое.

А как полученную информацию мы оформим? (Сделаем фотоальбомы, презентации, поделки, аппликации, нарисуем рисунки).

Кто Вам может помочь?(Родители).

Всех родителей я попросила Вам помочь, на листочках обращениях. Я их Вам раздам.

Уважаемые родители!

Пожалуйста, помогите нам принять участие в проекте.

Помогите детям собрать и оформить полученную информацию о зимующих птицах.

Спасибо за участие и понимание!

Теперь, мы прочитаем стихи о птицах, о которых говорили на занятии.

III. Лирическая страница.

З. Александрова «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник – скворец…

Вот и песенке конец.

IV.ИТОГ:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие — те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!».

Спасибо Вам говорят птицы зашифрованные в этой таблице:

Релаксация. Игра «Узнай птицу»

Здесь зашифрованы названия зимующих птиц. Вам за одну минуту необходимо угадать, что это за птицы к нам прилетали на занятие.

НИЦАСИ

синица

БЕЙРОВО

воробей

КАРОСО

сорока

НАВОРО

ворона

ЗЕНЬПОЛПО

поползень

СЛЁКТ

клёст

Список использованной литературы:

1. Волкова Т.В. «КВН по теме «Птицы»» Газета «Досуг в школе»,№ 5 2006. с.18

2. Каркачёва Н.А. «Школьный праздник «Наши пернатые друзья»». Газета «Досуг в школе», № 3 2002. с.25

3. Пинчук Т.И. Проект «Зимующие птицы». Журнал «Начальная школа»,№ 11. 2009. с.36

4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальных классов. -7-е изд.- М.: Просвещение 2006

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here