Дорожкина Н.Ф. Урок природоведения «Весна – пробуждение природы. Деревья весной»
Дорожкина Наталья Федоровна
учитель начальных классов
Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение ‘Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский Советского района Тюменской области’
Окружающий мир.
Урок во 2 классе.
Тема: Весна – пробуждение природы. Деревья весной.
Цели:
-
Готовить к фенологическим наблюдениям в весенне-летний период.
-
Рассмотреть признаки фенофаз, выявить, назвать по признакам типичные фенофазы; показать различие в развитии листовых и цветочных почек.
-
Расширить кругозор учащихся, развивать мышление, словотворчество.
-
Воспитывать желание наблюдать за деревьями, любить и беречь деревья.
Оборудование: ветки с распускающимися и уже распустившимися листьями; карточки со словами, лупа, продольный разрез почки; папочка с вопросами; рассказ-объяснение; рисунки с изображением силуэта дерева в различные фенофазы; фонограмма (песни), видеозапись (почка раскрывается).
Ход урока.
-
Оргмомент.
2. Повторение пройденного.
— Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о каком времени года говорится. Почему вы так думаете?
Зима сменяется весною
С. Дрожжин
Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали,
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает.
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей.
Верба над тыном склонилась,
Вся расцвела, распушилась,
Так и блестит жемчугом.
Кой-где оттаяли кочки
И раскраснелися почки
С дремлющим сладко листом…
— О каком времени года это стихотворение?
— Как вы понимаете «зимние дни миновали»?
— Да, прошла зима и наступила весна.
«Весна – пробуждение природы» — так звучит тема урока.
— Как вы понимаете это предложение?
— О каком дереве говорится в стихотворении?
— Какие еще деревья растут в нашей местности?
— Вы наблюдали за своим любимым деревом и, наверное, заметили какие-то хитрости дерева.
— Кто заметил?
— Расскажите о деревьях летом…(осенью… зимой)
3. Сообщение целей урока.
— Сегодня на уроке раскроем весенние хитрости дерева и, если это у нас получится, то дерево оживет.
Итак, деревья весной.
4. Проверка домашнего задания.
— Задолго до урока вы получили домашнее задание. Какое?
Ответ ученика:
1. Срезать веточки, поставить их в воду.
-
Наблюдать за ними.
-
Проводить записи и зарисовки.
-
Приготовить рассказ.
5. Викторина (по материалам наблюдений за развивающимся в домашних условиях побегом).
— Прежде чем начать наблюдения, что вы сделали сначала?
— Почему поставили в воду? В какую воду?
— Почему на подоконник?
На доске появляется запись: Надо выяснить.
— Все ли почки одинаковы по форме и размерам у разных деревьев?
Рассказ ученика (№1)
Возьмем веточки и рассмотрим почки. Они разные по форме и окраске у разных растений, поэтому по почкам можно и зимой определить, какое это дерево или кустарник.
Расположены почки по очереди друг за другом, или друг против друга.
На поверхности почки располагаются почечные чешуи, которые защищают от высыхания и других повреждений.
— Какие изменения вы заметили?
— Через сколько дней это происходит?
— Все ли почки начинают развиваться и набухать в одно и то же время?
— Посмотрим, что внутри почки?
— Возьмите лупу и рассмотрите разрез почки.
— что есть внутри почки?
Рассказ ученика (№2)
Видно, что у почки есть короткий зеленый стебелек и несколько маленьких зеленых листьев. Они тесно прижаты друг к другу.
— Как вы назовете эту почку? (листовая)
— Что разовьется из такой почки? (лист)
— Как вы заметили появление листьев? (видны кончики)
— Через сколько дней?
— Какие изменения произошли дальше?
Стихотворение «Весна» (Семернин)
Родилась на зорьке почка,
Показала два листочка.
Заглянуло солнце в окна.
И росой умыло стекла.
Встали дети после сна –
Нету зорьки, нету почки,
А в окно стучат листочки:
— Посмотри, пришла весна!
Проблема: — А на этой веточке кроме листьев, что вы видите? (цветочки)
— Откуда они взялись? (ответы учащихся)
Рассказ ученика (№3)
Бывают и цветочные почки. В них на стебельке, кроме листовых зачатков, находятся цветочные.
Цветочные почки отличаются даже по внешнему виду: они крупные и округлые.
— Что появляется из почки? (стебель, лист, цветок).
— Возьмите рассказ-объяснение.
— Подумайте, на каких деревьях почки наиболее заметны?
Чтение рассказа-объяснения, ответ на целевой вопрос.
Рассказ – объяснение (Буланный Ю. И., Малыгина А. С., Морозова Е. Е.
«Природоведение».Тетрадь с печатной основой №2 для учащихся 1 класса. 2 часть – Саратов»Лицей» , 1999, стр.19 – 20).
«У всех деревьев есть почки. Наиболее заметны почки на лиственных деревьях. Снаружи почка покрыта чешуями. Они плотные, кожистые, часто бывают пропитаны клейкой смолой. Внутри почек заключены нежные зачатки побега будущего года: стебель, листья, цветки. Они защищены от высыхания и повреждений почечными чешуями».
— Чем покрыта почка снаружи?
— Что находится внутри почки?
Игра «Торопись, но не ошибись!»
1 вариант (на листе бумаги находит строение почки – отметить части почки на рисунке).
2 вариант (лепка почки)
— Что такое почка?
Учитель: Почка – это важнейший орган растения. Из одной почки может вырасти целое дерево.
6. Домашнее задание.
— Эти наблюдения вы провели в домашних условиях. Совсем скоро оживут ваши любимые деревья и те деревья, которые растут рядом со школой, и деревья в лесу.
Ваша задача: не пропустить это волшебное превращение. Заметить, пронаблюдать, зарисовать!
7. Обобщение.
— О каких весенних хитростях дерева поется в песне?
Песня «Пришла весна»
Сл. М. Ивенсен
Муз. Е. Тиличеевой
(с некоторыми изменениями)
Как хорошо, что пришла к нам весна!
Солнышко светит теперь допоздна.
Деревья проснулись и оживились
Соком приятным все ветки напились. (2 раза)
Сразу набухли у всех на виду
Почки зеленые в нашем саду.
Скоро из почек, клейких, зеленых,
Вылезут светлые листья на кленах. (2 раза)
— Итак, какие весенние хитрости дерева?
-
Сокодвижение.
-
Набухание почек.
-
Показались кончики листьев.
-
Появились листья.
— А чтобы произошло как можно быстрее, что нужно? (Солнце)
— Давайте позовем солнце.
Физминутка – слова с движениями (сочинили учащиеся)
Солнце, солнце, выходи!
И на почки погляди!
Солнце, солнце, посмотри!
Зелень свежая внутри…
Солнце, солнце, посвети!
И листочки разбуди!
Вот чешуйки шевельнулись,
И листочки развернулись.
Всем на радость улыбнулись –
К солнцу дружно повернулись!
Чтобы дерево долго жило, его надо беречь, надо заботиться о нем круглый год.
Пригляди за деревцем, чтобы его никто не обидел, не сломал.
Деревце протягивает тебе ветку.
Так протягивают на дружбу руки. Вам с ними вместе расти!
Когда распустятся листья на наших деревьях, у нас будет праздник деревьев. Хотите? Готовьтесь!
Урок окончен.
Литература.
Буланный Ю. И., Малыгина А. С., Морозова Е. Е.
«Природоведение».Тетрадь с печатной основой №2 для учащихся 1 класса. 2 часть – Саратов»Лицей» , 1999, стр.19 – 20.
Стихотворение «Зима сменяется весною» С. Дрожжин
Стихотворение «Весна» (Семернин)
Песня «Пришла весна»Слова М. Ивенсен Музыка Е. Тиличеевой