Сычёва Светлана Петровна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 6 имени академика А.Н. Крылова»

г. Алатырь, Чувашской Республики

Конспект открытого урока окружающего мира

Тема: « Осторожно, огонь!»

Окружающий мир. 2 класс.

Тема: Осторожно, огонь!

Цель урока – систематизация знаний обучающихся о мерах по предупреждению пожаров и правил поведения во время пожара.

Задачи:

образовательные:

выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;

систематизировать знания обучающихся о причинах и мерах предупреждения пожаров;

развивающие:

развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;

развивать образное мышление, связную речь обучающихся;

формировать умение аргументировать своё мнение;

воспитательные:

развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;

воспитывать уважение к мнению собеседника;

развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;

формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и окружающих.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Методы обучения:

проблемный

метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности

поисковый

Формы работы:

коллективная

индивидуальная

групповая

Оборудование:

презентация, конверт с заданиями, плакаты с изображением пожароопасных ситуаций, стенгазета «Уголёк», рисунки детей, стационарный телефон.

Литература:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2. М., 2010;

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2006;

Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях- 1. М., 2005.

Задание для 3 – й группы ( памятка) Как следует вести себя во время пожара? Выберите, какие действия являются верными, определите. Обозначьте цифрами порядок действий.  Вызвать пожарную службу по телефону 01 или 112.  Собрать вещи и любимые игрушки.  Сообщить точный адрес, фамилию, имя.  Сохранять спокойствие.  Начать тушить пожар самостоятельно, без взрослых.  Срочно покинуть помещение, плотно прикрыв за собой двери.  Бегать по всей квартире и смотреть во все окна.  Сказать оператору, что горит.  Если рядом есть взрослые, позвать на помощь. Задание для 4 – й группы Опасные и безопасные предметы Карточки с изображением различных предметов: огнетушитель, пластиковая бутылка с водой, одеяло, игрушка, портфель, книга, новогодняя ёлка, бенгальский огонь, пенал, телевизор, плита, баллончик с аэрозолем, хозяйственное мыло, стиральный порошок. Задача – распределить карточки по группам: 1 – предметы, которые используют при тушении пожаров; 2 – предметы, которые могут вызвать пожар; 3 – безопасные средства бытовой химии; 4 – опасные средства бытовой химии. Свой ответ необходимо пояснить. ( Обучающиеся выполняют задание в группах, учитель контролирует работу, в случае необходимости помогает).
4. Физкультминутка (21 слайд) Учитель проводит игру с классом: “Я — НЕ Я”. “Я” — стоим. “Не Я” — приседаем.  — Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг? — Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл? — Стол и шкаф сгорели разом,
Kто сушил белье над газом? — Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер? — Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал? — Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву? — Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
5. Презентация обучающимися результатов работы (22 — 25 слайды – ответы) Лидеры групп выступают с презентацией по результатам работы: зачитывают задание и ответ. Учитель осуществляет контроль, в случае необходимости, помогает. В процессе работы возможно групповое обсуждение вариантов ответов на те или иные вопросы.
6. Подведение итогов, рефлексия деятельности Учитель: — Ребята, сегодня вы узнали, как предвидеть опасность, предупреждать её и действовать в случае пожара, а также вызывать пожарную службу. Итак, напомните, что происходит после вашего звонка в дежурную службу? Дети: — Приезжают пожарные. Учитель: — Верно, приезжают сотрудники пожарной части. На борьбу с пожарами направляются очень сме­лые люди — пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую, пожарным помогают и обычные люди (26 — 28 слайды). — Надеюсь, что мы с вами никогда не столкнёмся с этой страшной бедой – пожаром. Учитель: — Каковы же причины пожара? По чьей вине он возникает? Дети: Люди не соблюдают правила пожарной безопасности, невнимательно относятся к бытовым приборам, во время праздников зажигают бенгальские огни в квартирах, забывают выключить гирлянды на новогодних ёлках (29 — 31 слайды). Учитель:- Можете ли вы сами, без взрослых, тушить пожар? Дети: — Без взрослых тушить пожар нельзя! Учитель: — Назовите основные средства тушения пожара. (Показываю те средства, которые есть на выставке). Учитель: — Молодцы! Что нужно сообщить, вызывая сотрудника пожарной службы? Дети: — Указать, что горит, фамилию, имя, точный адрес. Учитель: — По каким номерам нужно звонить, чтобы вызвать пожарных? Дети: 01, 112 . 7. Анализ и разыгрывание ситуаций. Учитель: — А сейчас представьте, случилась беда: пожар. -Как правильно вызвать пожарную команду? (32 слайд) Учитель: Иногда ребята ради развлечения звонят по телефону 01,хотя пожара нет. — Почему этого делать нельзя? Учитель: Но, я договорилась с пожарными. Они разрешили сделать один звонок. (Звонок кому – то из учителей на номер мобильного телефона с моего телефона). — Какой номер мне набрать? (112) Учитель: — Молодец! -А теперь представьте, что нужно выбраться из задымлённого помещения. — Как при этом поступить? (33 слайд) (Ребёнок берет ткань, смачивает её по струёй воды, прикрывает нос, накрывается одеялом, пригибается и выходит). Учитель: — А вот кто – то оставил тлеющий костёр. Как поступить? (34 слайд) ( Ребёнок подходит и выбирает ведро с водой и ведро с песком, лопатку). Учитель: — А если задымился электроприбор? (35 слайд) (Ребёнок выходит, обесточивает, накрывает одеялом) Учитель: — Молодцы! Но помним о том, что тушить пожар должны взрослые! 8. Об эвакуации Учитель: — Когда у нас в школе проходят учебные пожарные тревоги, что мы должны делать, как себя вести? Дети: — Эвакуироваться. Учитель: — Что такое эвакуация? (36 слайд) Дети: — Это выход из опасной зоны. Учитель: — Ваши действия? (Выслушиваются ответы учащихся. Подводится итог.) — Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали  запах дыма,  немедленно сообщите об этом  учителю, находящемуся поблизости. — Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар. — Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники. — Если в помещении дым,  пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань. — Запомни это сам и расскажи другим. Учитель: Молодцы! Вижу, что вы все хорошо усвоили правила безопасности при пожаре. Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасно­сти поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар! Спасибо тем, кто подготовил рисунки к нашей выставке. А ещё мы с ребятами выпустили пожарный бюллетень «Уголёк», где разместили самые необходимые сведения о мерах безопасности и на случай пожара. Здесь же вы найдёте загадки, викторину, сказку о лесном пожаре. За активную работу на уроке я вам дарю раскраски с изображением пожарного и памяткой «Что делать в случае пожара». Рефлексия урока — Какой момент урока вам больше всего запомнился? — Что совершенно новое вы узнали на уроке? — А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? — Я …доволен своей работой. — Мне было трудно… XIV . Домашнее задание: составь рассказ на тему»Что я расскажу младшим о пожаре».
Приложение:

Материалы: I. Литература: 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2. М., 2010; 2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2006; 3. Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях- 1. М., 2005.
II. http://21.mchs.gov.ru/digest/detail.php?ID=14868&digm2=1&digy2=2012

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here