Утверждение в РФ нового федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно — деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трех типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.
Универсальные учебные действия младшего школьника — это важная составляющая системно — деятельностного подхода. Универсальные учебные действия становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании.
Ведущей целевой установкой УМК «Школа 2100» является – научить ребёнка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность
Урок окружающего мира УМК «Школа 2100», 1 класс
Тема: Домашние любимцы и комнатные растения
Цели:
– учить детей сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам;
– уметь группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных;
– уметь характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных;
— воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершить позитивные поступки.
Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, карточки со словами для игры, видеозапись « Как появились собаки», карточки с правилами ухода за комнатными растениями, карточки для рефлексии.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) самоопределение на личностно-значимом уровне ;
2) самоорганизация;
3) объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
Метапредметные результаты;
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
. Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Ход урока
l.Организационный момент. Мотивация.
-Прозвенел звонок. Начинается урок окружающего мира. Я надеюсь, что наша совместная работа поможет извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.
— Я предлагаю вам поиграть в игру. Для игры понадобятся карточки, которые лежат на ваших столах.
ll. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
2.1 « Игра»
-Прочитайте слова на карточках. ( у каждого ребёнка карточка)
Кактус | Медведь | |
Баран | Бегония | волк |
Овечка | Фикус | Лисица |
Коза | Традесканция | Заяц |
Котёнок | Фиалка | Ёж |
Свинья | Алоэ | Лось |
лошадь | аспарагус | белка |
Мне помогут провести игру ребята…( Сергей, Екатерина, Юля)
Ваша задача- прочитать слова на карточках и определиться, с кем стать.
— Давайте по очереди прочтем каждый своё слово.
— Почему в этой группе?
-Объясните свой выбор.
-Какие группы могут поселиться у человека?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
— Предлагаю вам сравнить ваши предположения с названием темы урока в учебнике.
2.2 Работа с учебником.
Давайте откроем учебники на с. 62
. Как называется тема урока?
_ Как автор назвал домашних животных? Почему?
— За что он их любит?
— Так можно ли сказать, что растения и животные — друзья и помощники человека?
Цель нашего урока- доказать, что комнатные растения и домашние животные друзья и помощники человека.
III. Совместное открытие новых знаний.
3.1. Составление плана урока.
План
-
Домашние животные.
-
Комнатные растения.
-
Взаимодействие человека и животных.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)
3.2 Работа с плакатом.
1) Работа с плакатом «Домашние любимцы и комнатные растения» из комплекта наглядных материалов («Окружающий мир», 1-й класс).
– Какие растения и каких животных люди держат у себя дома?
– Для чего?
– Почему домашние животные не могут жить без помощи человека?
– Как люди за ними ухаживают?
– Прочитайте вывод на с. 62.
3.3 Физкультминутка для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. Повторять 4-5 раз.
3.4 Работа в парах. Составление рассказа о том, как собака стала домашним животным.
– Всегда ли собака была домашним животным?
– Посмотрите в учебник на с. 63.
– Рассмотрите рисунки и расскажите, как в прошлом человек приручил собаку.
— Работать будем в парах. Что значит работать в парах?
-Давайте вспомним алгоритм работы в паре.
Алгоритм работы в паре
Прочитайте задание каждый про себя.
-
Обсудите между собой, что нужно сделать в задании, в каком виде надо представить результат.
-
Договоритесь, как вы будете выполнять задание.
-
Выполните задание.
-
Договоритесь, кто будет отвечать.
-
После того, как результат представлен, второй человек в паре может дополнить ответ.
-
Ответ пары оценивается сначала самой парой, потом всеми присутствующими в классе.
Как появились собаки.
В древности люди жили в пещерах. Жизнь первобытных людей была голодной и опасной. Повсюду их подстерегали страшные хищники.
Но вот один разумный человек догадался подкармливать волков, которые бродили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от его врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных и растений росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
3.5 Просмотр видеосюжета.
-Сравните свои рассказы с видеосюжетом. Что ещё нового вы еще узнали?
-Так почему собака стала помощником человека?
3.6 Физминутка . (Приложение 4-5 СанПиН).
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь.1-2 – наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
(Садятся на свои рабочие места).
lV. Закрепление изученного материала
4.1. Работа в тетради.
Работа в парах.
Детям предлагается парой выбрать задание, выполнить его, рассказать о выполненной работе.
Выполнение заданий:
1-я группа – с. 61, № 1;
2-я группа – с. 62, № 2.
4.2. Работа в учебнике.
– Давайте посмотрим в учебники на с. 65.
– Человек приручил не только животных, но и растения. Рассмотрите рисунки, найдите растения, которые человек приручил, и место их первоначального обитания.
– Расскажите, из каких стран к нам попали комнатные растения, изображённые на рисунках?
– Почему человек выбрал эти растения?
-Так можно ли сказать , что растения помощники человека?
– У кого из вас дома есть такие же растения?
– Есть ли они у нас в классе?
– Как за ними нужно ухаживать?
4.3 Работа с карточками “ Правила уход за комнатными растениями.
-
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
-
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
-
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
-
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
4.4- Работа в парах.
Составить схему « Для чего же нам нужны комнатные растения?» и презентовать.
—
V.Домашнее задание ( по желанию)
– В энциклопедиях найти материал об интересных комнатных растениях и аквариумных рыбках, породах собак и подготовить рассказ
Vl.Рефлексия.
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
Какая была цель урока? Вы согласны, что домашние животные и комнатные растения помощники человека?
1.-Карточка « Продолжи фразу
Мне было интересно……
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно….
2.Самооценка. Предлагаю оценить себя по шкале успешности
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»