Калитина Надежда Николаевна
МБОУ «СОШ №19» АИМРСК
Учитель начальных классов
УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ
по программе «Школа 2100»
Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Москва БАЛАСС, 2011г.
Тема: Экологическая система- учебная
Чудо – метапредметная.
Цель: помочь ребятам осознать, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно.
Задачи:
1. Способствовать развитию речи младших школьников, их умения формулировать свое мнение так, чтобы быть понятым другими;
2. Развивать мышление школьника, помогая в потоке устных дискуссий, развертывающихся на уроке, фиксировать наиболее важные моменты (противоречия, обнаружение новой проблемы, гипотезы о неизвестном, способы их проверки, выводы); выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам.
3. Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4. Учить определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; создать условия для организации внимания детей на уроке.
Слайд (заставка)
-
Орг. Момент
Слайд (музыка, природа)
— Меня зовут Надежда Николаевна. Я очень рада, что сегодня с вами встретилась. Прикоснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится.
Не жалейте сердца,
Не таите доброты и нежности своей.
И своих прозрений и открытий
Не держите втайне от друзей.
— Я думаю, что у нас сегодня на уроке всё получится и мы с хорошим настроением, с новыми знаниями уйдём с этого урока.
-
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Слайд (природа)
— Ребята я к вам пришла из средней школы №19. И за меня очень переживают мои ребята первоклассники, они приготовили вам видео привет. Хотите посмотреть?
Слайд (Фильм).
— И они действительно приготовили вам сюрприз. Он у вас в разноцветных конвертах на партах. Откройте скорее конверты и посмотрите, что в них лежит.
Рассмотрите картинки, какие вы видите картинки? Перечисляйте.
— А теперь подумайте, на какие группы можно разложить все эти картинки (предположение детей)
-
Сообщение темы и цели.
1. Работа в группах
— Я продолжу вашу мысль. И попрошу разложить эти предметы по принципу: Кто, где обитает.
— Объясните свой выбор (объяснения детей).
— Как вы думаете, могут такие совместные группы живой и неживой природы иметь одно общее название?
— Может кто-нибудь знает, как называются такие группы?
— А вам хотелось бы узнать?
— Прочитайте.
Слайд – появляется название ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ?
Прочитайте Экологические системы.
-Так о чем мы будем сегодня говорить?
2. Составление плана урока.
— Давайте составим план нашего урока.
— Вам знакомо это слово?
— Что такое экосистема?
— Значит, какой вопрос нас должен интересовать первым?
1. Что такое экосистема?
— Что ещё вас могло бы интересовать?
(как связаны между собой жители экосистемы?)
-
Секрет экосистемы.
— И когда мы об этом узнаем, что обязательно нужно сделать?
3. Итог.
-
Совместное открытие знаний.
1. Работа по первому пункту плана
— Сколько слов состоит название темы? Они как-то связаны между собой? Как? Но они ведь должны быть связаны?
— Тогда скажите что такое система?
— Что такое экология?
— Чтобы узнать наши предположения или узнать то, что нам неизвестно, куда мы можем обратиться? Где мы можем вычитать нужную информацию?
— Первая и вторая группа смотрят значение слова система.
— Третья и четвёртая – значение слова экология.
Слайд (Понятия )
Систе́ма элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Слайд (схема)
— Давайте выберем из этих понятий только то, что нам нужно.
-Из понятия экология мы возьмём
— А если соединить эти понятия, какой вывод можно сделать? Что такое экологическая система?
— Это сообщество, т.е. совместно обитающие организмы, которые находятся в отношениях и связях друг с другом.
— Это и называется экологической системой.
— Давайте проверим свои предположения и обратимся к учебнику на с. 5.
(чтение определения экосистемы)
— Прочитаем вывод.
Слайд (план)
— Ответили мы на первый вопрос нашего плана?
-
Физминутка.
— Давайте отдохнём и немного потанцуем.
Слайд (музыка Кузнечик)
2. Работа по второму пункту плана.
— Кто знает, что произошло с кузнечиком потом? Вам его жалко?
— Как вы думаете, можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?
— В экосистеме нет ничего лишнего.
— Что необходимо для жизни организмов? Предположения детей.
-
Давайте попробуем разгадать секрет экосистемы и ответим на второй пункт плана.
-
Мы отправимся с вами на цветущий луг! Но вот только нам предстоит этот луг смастерить.
-
У вас на столах, в жёлтых конвертах, лежат детали одной картинки. Вы должны склеить эти детали так, чтобы было понятно, что нарисовано на картинке. Работаем в группах.
3. Практическая работа.
— Как вы думаете, какую картинку приклеить первой? Почему?
— Можно этот луг считать экосистемой? Давайте заселим жильцов! т.д.
— И эта последовательность имеет свое название.
Слайд (кормильцы, едаки…)
-к Производителям мы относим все растения.
-к Потребителям относим всех животных.
-к Разрушителям относим организмы, которые живут в почве.
— Какой вывод можно сделать? В чём заключается секрет экосистемы?
(в пищевых связях)
— Проверим наши предположения? Учебник с. 5.
— Такие пищевые связи называются цепи питания.
— Давайте попробуем составить цепь питания.
Слайд (жаворонок, лист…)
-Называйте, что нужно в эту цепь поставить первым? И т. д.
— по какому принципу мы связали организмы?
Слайд (план)
— Мы ответили на второй пункт плана?
-
Применение нового знания.
— Итак, что же такое экосистема?
— А какие организмы есть в каждой экосистеме?
-Как связаны эти организмы? Пищевыми связями.
— А сможете ли вы сами составить цепи питания. Попробуем? Но я хочу предложить вам выбрать уровень сложности этой работы.
— Оцените свои знания на этом этапе и выберете то задание, с которым справитесь. Вы должны помнить, что отметку «5» и «4» вы получите только за правильный ответ.
— Проверим. Оцените себя.
Слайд (оценочный лист)
-
Рефлексия.
— Скажите, вам понравился урок? Он вам пригодится?
— А бывает такое, что вы ловите и потом просто играете с бабочками, кузнечиками?
Слайд (Луг)
-А представь, что исчезнут совсем эти бабочки, кузнечики, шмель, что произойдет… В итоге исчезнет вся экосистема.
— В ваших конвертах ещё есть солнышко и оно там неслучайно. Солнце это наша жизнь, солнце – это чудо. И сейчас я покажу вам чудо. Чудо природы.
Слайд ( Фильм.)
— Красива наша природа. Берегите её! Каждый день мы видим как освещает нашу землю солнце. И это не просто солнце, это свет ваших сердец, добрых, искренних, настоящих. И я желаю вам дорогие мои друзья, смело входите в этот непростой мир. Любите его. И он отплатит вам тем же. В заключении нашего урока, яхочу подарить вам эти солнышки, пусть они напоминают вам о нашей встечи и всегда дарят хорошее настроения. А на обороте солнышка стихотворение о природе выучите его наизусть и никогда не забывайте!
Я благодарю вас за эмоции. За ответы, которые вы нам дарили. Спасибо вам большое!
Урок окончен!