Калитина Надежда Николаевна

МБОУ «СОШ №19» АИМРСК

Учитель начальных классов

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ

по программе «Школа 2100»

Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Москва БАЛАСС, 2011г.

Тема: Экологическая система- учебная

Чудо – метапредметная.

Цель: помочь ребятам осознать, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно.

Задачи:

1. Способствовать развитию речи младших школьников, их умения формулировать свое мнение так, чтобы быть понятым другими;

2. Развивать мышление школьника, помогая в потоке устных дискуссий, развертывающихся на уроке, фиксировать наиболее важные моменты (противоречия, обнаружение новой проблемы, гипотезы о неизвестном, способы их проверки, выводы); выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам.

3. Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4. Учить определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; создать условия для организации внимания детей на уроке.

Слайд (заставка)

  1. Орг. Момент

Слайд (музыка, природа)

— Меня зовут Надежда Николаевна. Я очень рада, что сегодня с вами встретилась. Прикоснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится.

Не жалейте сердца,

Не таите доброты и нежности своей.

И своих прозрений и открытий

Не держите втайне от друзей.

— Я думаю, что у нас сегодня на уроке всё получится и мы с хорошим настроением, с новыми знаниями уйдём с этого урока.

  1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Слайд (природа)

— Ребята я к вам пришла из средней школы №19. И за меня очень переживают мои ребята первоклассники, они приготовили вам видео привет. Хотите посмотреть?

Слайд (Фильм).

— И они действительно приготовили вам сюрприз. Он у вас в разноцветных конвертах на партах. Откройте скорее конверты и посмотрите, что в них лежит.

Рассмотрите картинки, какие вы видите картинки? Перечисляйте.

— А теперь подумайте, на какие группы можно разложить все эти картинки (предположение детей)

  1. Сообщение темы и цели.

1. Работа в группах

— Я продолжу вашу мысль. И попрошу разложить эти предметы по принципу: Кто, где обитает.

— Объясните свой выбор (объяснения детей).

— Как вы думаете, могут такие совместные группы живой и неживой природы иметь одно общее название?

— Может кто-нибудь знает, как называются такие группы?

— А вам хотелось бы узнать?

— Прочитайте.

Слайд – появляется название ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ?

Прочитайте Экологические системы.

-Так о чем мы будем сегодня говорить?

2. Составление плана урока.

— Давайте составим план нашего урока.

— Вам знакомо это слово?

— Что такое экосистема?

— Значит, какой вопрос нас должен интересовать первым?

1. Что такое экосистема?

— Что ещё вас могло бы интересовать?

(как связаны между собой жители экосистемы?)

  1. Секрет экосистемы.

— И когда мы об этом узнаем, что обязательно нужно сделать?

3. Итог.

  1. Совместное открытие знаний.

1. Работа по первому пункту плана

Сколько слов состоит название темы? Они как-то связаны между собой? Как? Но они ведь должны быть связаны?

— Тогда скажите что такое система?

— Что такое экология?

— Чтобы узнать наши предположения или узнать то, что нам неизвестно, куда мы можем обратиться? Где мы можем вычитать нужную информацию?

— Первая и вторая группа смотрят значение слова система.

— Третья и четвёртая – значение слова экология.

Слайд (Понятия )

Систе́ма элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Слайд (схема)

— Давайте выберем из этих понятий только то, что нам нужно.

-Из понятия экология мы возьмём

— А если соединить эти понятия, какой вывод можно сделать? Что такое экологическая система?

— Это сообщество, т.е. совместно обитающие организмы, которые находятся в отношениях и связях друг с другом.

— Это и называется экологической системой.

— Давайте проверим свои предположения и обратимся к учебнику на с. 5.

(чтение определения экосистемы)

— Прочитаем вывод.

Слайд (план)

— Ответили мы на первый вопрос нашего плана?

  1. Физминутка.

— Давайте отдохнём и немного потанцуем.

Слайд (музыка Кузнечик)

2. Работа по второму пункту плана.

— Кто знает, что произошло с кузнечиком потом? Вам его жалко?

— Как вы думаете, можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?

В экосистеме нет ничего лишнего.

— Что необходимо для жизни организмов? Предположения детей.

  • Давайте попробуем разгадать секрет экосистемы и ответим на второй пункт плана.

  • Мы отправимся с вами на цветущий луг! Но вот только нам предстоит этот луг смастерить.

  • У вас на столах, в жёлтых конвертах, лежат детали одной картинки. Вы должны склеить эти детали так, чтобы было понятно, что нарисовано на картинке. Работаем в группах.

3. Практическая работа.

— Как вы думаете, какую картинку приклеить первой? Почему?

— Можно этот луг считать экосистемой? Давайте заселим жильцов! т.д.

И эта последовательность имеет свое название.

Слайд (кормильцы, едаки…)

-к Производителям мы относим все растения.

-к Потребителям относим всех животных.

-к Разрушителям относим организмы, которые живут в почве.

— Какой вывод можно сделать? В чём заключается секрет экосистемы?

(в пищевых связях)

— Проверим наши предположения? Учебник с. 5.

— Такие пищевые связи называются цепи питания.

— Давайте попробуем составить цепь питания.

Слайд (жаворонок, лист…)

-Называйте, что нужно в эту цепь поставить первым? И т. д.

— по какому принципу мы связали организмы?

Слайд (план)

— Мы ответили на второй пункт плана?

  1. Применение нового знания.

— Итак, что же такое экосистема?

— А какие организмы есть в каждой экосистеме?

-Как связаны эти организмы? Пищевыми связями.

— А сможете ли вы сами составить цепи питания. Попробуем? Но я хочу предложить вам выбрать уровень сложности этой работы.

— Оцените свои знания на этом этапе и выберете то задание, с которым справитесь. Вы должны помнить, что отметку «5» и «4» вы получите только за правильный ответ.

— Проверим. Оцените себя.

Слайд (оценочный лист)

  1. Рефлексия.

— Скажите, вам понравился урок? Он вам пригодится?

— А бывает такое, что вы ловите и потом просто играете с бабочками, кузнечиками?

Слайд (Луг)

-А представь, что исчезнут совсем эти бабочки, кузнечики, шмель, что произойдет… В итоге исчезнет вся экосистема.

— В ваших конвертах ещё есть солнышко и оно там неслучайно. Солнце это наша жизнь, солнце – это чудо. И сейчас я покажу вам чудо. Чудо природы.

Слайд ( Фильм.)

— Красива наша природа. Берегите её! Каждый день мы видим как освещает нашу землю солнце. И это не просто солнце, это свет ваших сердец, добрых, искренних, настоящих. И я желаю вам дорогие мои друзья, смело входите в этот непростой мир. Любите его. И он отплатит вам тем же. В заключении нашего урока, яхочу подарить вам эти солнышки, пусть они напоминают вам о нашей встечи и всегда дарят хорошее настроения. А на обороте солнышка стихотворение о природе выучите его наизусть и никогда не забывайте!

Я благодарю вас за эмоции. За ответы, которые вы нам дарили. Спасибо вам большое!

Урок окончен!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here