Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Образовательная система «Школа 2100» Учитель Фомина О.В.
Тема: Экосистема озера.
Цель: Сформировать представление учащихся об озере, как экосистеме.
Задачи:
1. Создать условия для формирования представления об озере, как экосистеме.
2. Познакомить с представителями животного и растительного мира озера, их «профессиями», ролью.
3. Учить объяснять значение круговорота веществ в природе.
4. Развивать интерес к предмету окружающий мир, прививать любовь к окружающей среде.
Вид: Урок-исследование.
Тип: Изучение нового материала.
Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая.
Формирование УУД:
Личностные: осознание необходимости учения, учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, учиться выражать своё мнение, оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: определение целей, планирование деятельности, контроль, коррекция действий.
Познавательные: нахождение информации в учебнике, извлечение и переработка, постановка проблемы, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование, умение делать выводы.
Коммуникативные: умение слышать, слушать партнёров, договариваться, работая в группе, паре, выражать свои мысли.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Прозвенел опять звонок, начинается урок.
Прогоним страхи и неуверенность.
Возьмём с собой радужное, хорошее настроение.
— Выразите своё настроение одним словом.
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Д
айте определение понятию «экосистема». (Единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ).
экосистема
её части процесс
(воздух, вода, (круговорот веществ)
почва, производители,
потребители, разрушители)
— Отгадайте загадку и определите тему урока.
— В глубокой котловине зеркало лежит. (озеро)
— Дайте определение понятию «озеро»
— Какой вопрос возникает ,используя понятия «экосистема» и «озеро»?
(«Можно ли считать озеро экосистемой?») Это тема урока.
-Что знаете по этой теме? На какие вопросы предстоит ответить?
Цели:
1.Сравнить озеро с другим водоёмом.
2.Определить, есть ли в озере все части экосистемы.
3.Происходит ли в ней процесс круговорота веществ.
3.Поиск решения проблемы .Работа в группах.
А) Сравните озеро и реку.
Озеро | Река | |
Течение | — | + |
Образование | Котловина, углубление | Исток |
Вода | Соленая, пресная | Пресная |
Проточность | Бессточное, проточное | Проточная |
Сделайте вывод по таблице. Какую цель достигли?
Б) Какая вторая цель? Для её достижения вспомним «профессии» обитателей озера. («Фишбоун»)
— Для решения проблемы, работаем в группах. Благодаря чему проведете исследования? (Самостоятельная работа с текстом по учебнику стр. 47-49)
1 группа: производители стр.48
2 группа: потребители стр.47
3 группа: разрушители стр.49
Я загадаю загадки.
1.Хищна, прожорлива, длинна, но поворотлива.(щука)
2.Два рога, да не бык. Шесть ног без копыт.(рак)
3.Белая чашечка на зелёном блюдце по озеру плывёт.(кувшинка)
— О представителях каких профессий мои загадки?
— Работа в парах (Печатная тетрадь стр.23 №2)
Вывод: Есть ли в озере все части экосистемы?(Заполнение «Фишбоуна»).
производители
Рогоз, камыш, планктон
потребители
Окунь, щука, дафнии
разрушители
Рак, мотыль, бактерии
В)-Как связаны организмы в экосистеме?
— Какова 3-я цель?
— Докажите, что живые организмы разных профессий поддерживают круговорот веществ.
Групповая работа. (Составление цепи питания, используя карточки с названиями представителей разных профессий).
Проверка:
Озеро – это экосистема, так как в ней есть все части и круговорот веществ.
-Какой вывод? Заполните «Фишбоун» внизу.
-Какой проблемный вопрос был в начале урока? Какой ответ? Докажите.
Г) У «Фишбоуна»-рыбы нет головы. Инсценировка – диалог 2-х героев стр.46
-Какой проблемный вопрос возникает? (Почему озеро зарастает?)
-Обсудите его в парах. Версии. Заполняем «Фишбоун» вверху.
Группа детей выходит и составляет пищевую цепь, взявшись за руки.
— Представьте, что в неё добавляются мёртвые организмы с суши, которые оседают на дне. Что произойдёт? (Разрушители не справляются со своей работой, круговорот не замкнут).
-Разомкните руки. Во что превратится озеро? (В болото).
-Вернёмся к сравнительной таблице. Какой признак сравнения помог ответить на проблемный вопрос? (проточность)
-Добавьте строчки в «Фишбоун» внизу
Озеро – это экосистема, так как в ней есть все части и круговорот веществ, но если круговорот не замкнут, то озеро зарастает.
— Сделайте вывод. (опора на «Фишбоун»)
— Проверь свой вывод с учебником стр.46
4. Закрепление. Применение знаний.
а). Печатная тетрадь стр.23 №1
б). Творческая работа по группам:
1 группа «Должен ли человек вмешиваться в эту экосистему и почему?»
2 группа «Чем вы можете помочь озеру?»
3 группа «Придумать разрешающие знаки».
4 группа «Придумать запрещающие знаки».
5.Итоги. Рефлексия.
-Какие главные выводы урока?
-Оцени свою работу и работу товарищей.
-Где пригодятся полученные знания?
6. Домашнее задание.
-
Сообщения об обитателях озера.
-
Составить кроссворд по теме урока (по желанию)
-
Печатная тетрадь стр. 24 № 5