МОУ СОШ № 3
ГО ЗАТО Большой Камень Приморского края
Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству .
«Где живут белые медведи и пингвины?»
Из опыта работы
учителя начальных классов
Чернышевой Татьяны Васильевны
2010-2011 учебный год.
Из опыта работы
учителя начальных классов
Асейкиной Людмилы
Владимировны
Г. Саранск, 2000 г.
План-конспект урока
— Сегодня на уроке мы с вами отправимся в необычное путешествие. С нами в путешествие отправятся Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха
Мудрая Черепаха приготовила нам загадки:
В Антарктиде среди льдов Ходит в фраке день деньской. Крылья есть, но не летает, Лихо в прорубь он ныряет, Очень важный господин Семенит сюда… (Пингвин )
Среди снегов и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет, Густая белая шерсть его спасает, От морозов согревает. (Белый медведь)
| |
Слайд 3 | Ребята, Муравьишка-Вопросик хочет знать, где живут эти животные. Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на «хитрый вопрос». |
Слайд 4 | Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус)
А что такое глобус? (глобус – это модель Земли)
Кто знает как называется самая северная точка Земли? В районе северного полюса находится Северный Ледовитый океан с островами – Арктика. А самая южная? Здесь находится материк Антарктида. Это самые холодные районы Земли.
|
Слайд 5 | Каким цветом обозначены полюса на глобусе? (Белым, голубым) Почему? (потому что там много снега и льда) Посмотрите на фотографию, сделанную из космоса. На ней мы видим Арктику.
Итак, сначала мы отправляемся к северному полюсу, в Арктику.
Работа в рабочей тетради. Стр. 31 № 1. -Ребята, как вы думаете, какая одежда нам понадобится для путешествия? — спрашивает Муравей Вопросик? (шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани.)
|
Слайд 6 | А проложит нам дорогу во льдах ледокол.
|
Слайд 7 | Прочитайте текст про Арктику:
Арктика — это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Природа здесь суровая, очень холодная и очень красивая. Зима здесь длинная и очень холодная. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 градусов. Зимой в Арктике круглые сутки темно. Это — полярная ночь. Темноту освещают лишь луна и звезды. Здесь встречается одно из самых красивых природных явлений на нашей планете – северное сияние. Лето в Арктике короткое и прохладное.
|
Слайд 8 | Рассматривание фотографий, на которых изображена природа Арктики. |
Слайд 9 | Знакомство с животным миром Арктики
|
Слайд 10 | БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ -Белый медведь – это самый большой и сильный из всех медведей. Весит он 700 килограммов, а в длину достигает 3-х метров. Густой мех хорошо сохраняет тепло его тела. Белые медведи отличные пловцы. Вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими. Питается белый медведь рыбой, морскими водорослями, тюленями. Зимуют они в берлоге изо льда. В ноябре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются 2-3 малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны.
|
Слайд 11 | МОРЖИ. Самые крупные животные Арктики – моржи. Чтобы не замерзнуть в суровом климате, у моржей имеется очень толстый подкожный слой жира. Бивни моржам служат не только оружием в драках с соперниками, но и помогают вытаскивать грузное тело из воды на лёд. Питаются моржи моллюсками.
|
Слайд 12 | ТЮЛЕНИ. У многих тюленей имеется хорошее средство защиты от холода – густой мех. Он отлично сохраняет тепло. Детеныш тюленя рождается белым и называется – белёк. Через 12 дней после рождения малыш начинает кормиться в море и его шелковистый белый мех сменяется на темный.
|
Слайд 13 | ПТИЦЫ В Арктике очень много птиц. Это: кайры, крачки, гагарки, тупики, чистики, поморники, розовая чайка и многие другие.
|
Слайд 14 | Тысячи птиц гнездятся на скалах, образуя птичьи базары
|
Слайд 15 | Продолжаем наше путешествие. Наш путь лежит к южному полюсу, в Антарктиду. Отгадайте, каким видом транспорта мы воспользуемся:
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет, Что же это?-… (Самолет)
Физминутка Руки в стороны, в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре, полетел наш самолет.
|
Слайд 16 | Чтение текста об Антарктиде:
Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Лето здесь холоднее нашей зимы. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. Зимой температура опускается до -80 градусов.
|
Слайд 17 | Рассматривание фотографий с видами природы Антарктиды
|
Слайд 18 | Знакомство с природными условиями и животным миром Антарктиды.
|
Слайд 19 | ПИНГВИНЫ Пингвины — морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогают пингвинам переносить холод. Крылья-ласты помогают им плавать, а ноги с перепонками, как у гусей и уток, служат им в воде рулём. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает 1 яйцо. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировой складке на брюшке. Теперь он будет держать его 2 месяца на лапках-ластах, почти не двигаясь. Всё это время пингвин почти ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир. После появления птенца его воспитанием занимается мама. Как только пингвинята встанут на лапки, их отправляют в пингвиний детский сад. Малыши собираются группами по 10-20 пингвинят. Несколько взрослых «воспитателей» охраняют их и следят за порядком. Родители в это время занимаются поисками пищи в море.
|
Слайд 20 | МОРСКОЙ ЛЕОПАРД. Морской леопард – свирепый и проворный тюлень, который может охотиться и на пингвинов. Имеет очень острые зубы. Любит полакомиться и мелкими рачками.
АЛЬБАТРОС. Альбатросы самые крупные из морских птиц, размах его крыльев достигает четырёх метров. В поисках пищи альбатросы улетают в открытое море. Целыми днями без устали эти красивые птицы хватают с поверхности воды рыб и медуз. Альбатросы могут жить очень долго
|
Слайд 21 | СИНИЙ КИТ. Самое крупное животное во всем мире – это синий кит. Встречается у берегов Арктики и Антарктиды. Размеры его тела настолько велики, что на своей спине он может поместить семь слонов.
|
| Физминутка Бело-чёрные пингвины Далеко видны на льдинах. Вот они шагают дружно, Для порядка это нужно. Оттопырили ладошки И попрыгали немножко. Руки вверх чуть приподняли И быстрее побежали.
|
| Сравнение изученных районов Земли. Чем похожи районы, в которых мы побывали? (Холодные, много снега и льда.) Одинаковые или разные животные населяют эти районы? (Ответы детей.) Давайте ответим на вопрос Муравьишки: „Где живут белые медведи? А пингвины?“
|
Слайд 22 | — Мудрая Черепаха приготовила нам очень любопытный вопрос: « Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Почему?
|
Слайды 23 – 25 | Рисование пингвина
|
| Видеоклип о пингвинах
|
| Итог урока
|
Тема:
«Где живут белые медведи и пингвины?»
Цели:
1.Дидактические:
— формировать у учащихся представления о разнообразии природы Земли;
— познакомить с холодными районами Земли (Арктика, Антарктида) с животным миром этих районов;
— научить рисовать пингвинов
2.Развивающие:
— развивать умение делать выводы, строить полный ответ на вопрос;
— развивать творческие способности.
3.Воспитательные:
— воспитание эстетического вкуса и восприятия.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие, интегрированный
Оборудование:
Мультимедийная презентация
Глобус
Рабочая тетрадь
Листы для рисования
Цветные карандаши или фломастеры
Видеоклип «Пингвины»