МОУ СОШ № 3

ГО ЗАТО Большой Камень Приморского края

Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству .

«Где живут белые медведи и пингвины?»

Из опыта работы

учителя начальных классов

Чернышевой Татьяны Васильевны

2010-2011 учебный год.

Из опыта работы

учителя начальных классов

Асейкиной Людмилы

Владимировны

Г. Саранск, 2000 г.

План-конспект урока

Слайд 2

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в необычное путешествие. С нами в путешествие отправятся Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха

Мудрая Черепаха приготовила нам загадки:

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда…

(Пингвин )

Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет,

Густая белая шерсть его спасает,

От морозов согревает.

(Белый медведь)

Слайд 3

Ребята, Муравьишка-Вопросик хочет знать, где живут эти животные. Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в экспедицию. Во время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на «хитрый вопрос».

Слайд 4

Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

(глобус)

А что такое глобус? (глобус – это модель Земли)

Кто знает как называется самая северная точка Земли? В районе северного полюса находится Северный Ледовитый океан с островами – Арктика.

А самая южная? Здесь находится материк Антарктида.

Это самые холодные районы Земли.

Слайд 5

Каким цветом обозначены полюса на глобусе? (Белым, голубым)

Почему? (потому что там много снега и льда)

Посмотрите на фотографию, сделанную из космоса. На ней мы видим Арктику.

Итак, сначала мы отправляемся к северному полюсу, в Арктику.

Работа в рабочей тетради.

Стр. 31 № 1.

-Ребята, как вы думаете, какая одежда нам понадобится для путешествия? — спрашивает Муравей Вопросик? (шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани.)

Слайд 6

А проложит нам дорогу во льдах ледокол.

Слайд 7

Прочитайте текст про Арктику:

Арктика — это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Природа здесь суровая, очень холодная и очень красивая. Зима здесь длинная и очень холодная. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 градусов. Зимой в Арктике круглые сутки темно. Это — полярная ночь. Темноту освещают лишь луна и звезды. Здесь встречается одно из самых красивых природных явлений на нашей планете – северное сияние. Лето в Арктике короткое и прохладное.

Слайд 8

Рассматривание фотографий, на которых изображена природа Арктики.

Слайд 9

Знакомство с животным миром Арктики

Слайд 10

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

-Белый медведь – это самый большой и сильный из всех медведей. Весит он 700 килограммов, а в длину достигает 3-х метров. Густой мех хорошо сохраняет тепло его тела. Белые медведи отличные пловцы. Вода не проникает им под шубу, поэтому даже в мороз они остаются сухими. Питается белый медведь рыбой, морскими водорослями, тюленями. Зимуют они в берлоге изо льда. В ноябре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются 2-3 малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны.

Слайд 11

МОРЖИ.

Самые крупные животные Арктики – моржи. Чтобы не замерзнуть в суровом климате, у моржей имеется очень толстый подкожный слой жира. Бивни моржам служат не только оружием в драках с соперниками, но и помогают вытаскивать грузное тело из воды на лёд. Питаются моржи моллюсками.

Слайд 12

ТЮЛЕНИ.

У многих тюленей имеется хорошее средство защиты от холода – густой мех. Он отлично сохраняет тепло. Детеныш тюленя рождается белым и называется – белёк. Через 12 дней после рождения малыш начинает кормиться в море и его шелковистый белый мех сменяется на темный.

Слайд 13

ПТИЦЫ

В Арктике очень много птиц. Это: кайры, крачки, гагарки, тупики, чистики, поморники, розовая чайка и многие другие.

Слайд 14

Тысячи птиц гнездятся на скалах, образуя птичьи базары

Слайд 15

Продолжаем наше путешествие. Наш путь лежит к южному полюсу, в Антарктиду. Отгадайте, каким видом транспорта мы воспользуемся:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?-…

(Самолет)

Физминутка

Руки в стороны, в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре, полетел наш самолет.

Слайд 16

Чтение текста об Антарктиде:

Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Холоднее места не сыщешь во всём мире. Лето здесь холоднее нашей зимы. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего. Зимой температура опускается до -80 градусов.

Слайд 17

Рассматривание фотографий с видами природы Антарктиды

Слайд 18

Знакомство с природными условиями и животным миром Антарктиды.

Слайд 19

ПИНГВИНЫ

Пингвины — морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогают пингвинам переносить холод.

Крылья-ласты помогают им плавать, а ноги с перепонками, как у гусей и уток, служат им в воде рулём. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает 1 яйцо. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировой складке на брюшке. Теперь он будет держать его 2 месяца на лапках-ластах, почти не двигаясь. Всё это время пингвин почти ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир. После появления птенца его воспитанием занимается мама. Как только пингвинята встанут на лапки, их отправляют в пингвиний детский сад. Малыши собираются группами по 10-20 пингвинят. Несколько взрослых «воспитателей» охраняют их и следят за порядком. Родители в это время занимаются поисками пищи в море.

Слайд 20

МОРСКОЙ ЛЕОПАРД.

Морской леопард – свирепый и проворный тюлень, который может охотиться и на пингвинов. Имеет очень острые зубы. Любит полакомиться и мелкими рачками.

АЛЬБАТРОС.

Альбатросы самые крупные из морских птиц, размах его крыльев достигает четырёх метров. В поисках пищи альбатросы улетают в открытое море. Целыми днями без устали эти красивые птицы хватают с поверхности воды рыб и медуз. Альбатросы могут жить очень долго

Слайд 21

СИНИЙ КИТ.

Самое крупное животное во всем мире – это синий кит. Встречается у берегов Арктики и Антарктиды. Размеры его тела настолько велики, что на своей спине он может поместить семь слонов.

Физминутка

Бело-чёрные пингвины

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли

И быстрее побежали.

Сравнение изученных районов Земли.

Чем похожи районы, в которых мы побывали? (Холодные, много снега и льда.)

Одинаковые или разные животные населяют эти районы? (Ответы детей.) Давайте ответим на вопрос Муравьишки: „Где живут белые медведи? А пингвины?“

Слайд 22

— Мудрая Черепаха приготовила нам очень любопытный вопрос:

« Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Почему?

Слайды

23 – 25

Рисование пингвина

Видеоклип о пингвинах

Итог урока

Тема:

«Где живут белые медведи и пингвины?»

Цели:

1.Дидактические:

— формировать у учащихся представления о разнообразии природы Земли;

— познакомить с холодными районами Земли (Арктика, Антарктида) с животным миром этих районов;

— научить рисовать пингвинов

2.Развивающие:

— развивать умение делать выводы, строить полный ответ на вопрос;

— развивать творческие способности.

3.Воспитательные:

— воспитание эстетического вкуса и восприятия.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок – путешествие, интегрированный

Оборудование:

Мультимедийная презентация

Глобус

Рабочая тетрадь

Листы для рисования

Цветные карандаши или фломастеры

Видеоклип «Пингвины»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here