МБОУ « Петропавловская СОШ им. Героя Советского Союза Д. А. Жукова»

Урок по окружающему миру в 1 классе провела Стребкова Г. И.

Тема урока: Где живут белые медведи?

Цели урока.

1. Формировать у учащихся представления о разнообразии природы Земли.

  1. Познакомить детей с холодными районами Земли, их обитателями.

  2. Научить детей работать с глобусом.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру школьников.

Ход урока

I. Создание атмосферы психологического комфорта

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу добра и тепла.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре…

Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний учащихся и мотивация получения новых

  1. Создание ситуации успеха

Отгадайте загадку и вы узнаете о ком пойдет речь на уроке.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (
Медведь)

-Правильно, это медведь. Что вы знаете об этом животном?

Какие медведи вам знакомы?

Медведи бывают разного вида.

Бурый медведь- самый тяжелый среди хищников ( слайд 1). Питается фруктами, ягодами. Но, как и все хищники, едят и рыбу, и птичьи яйца, и мелких животных.

— Медведь гризли- самый огромный и самый смышленый.( слайд 2)

— Гималайский медведь- черного цвета, он хорошо лазает по деревьям, ест муравьёв, плоды и часто отдыхает на ветвях.( слайд 3)

— Самый скромный медведь – большая панда. Очень робкое и редкое животное. Живёт в горах Китая и питается побегами бамбука. Им требуется много корма, поэтому большую часть жизни панды проводят за едой.

Но сегодня мы поговорим о другом медведе, у которого белая шерсть.

III. Музыкальная пауза ( слайд 4)

-Топай, мишка, хлопай, Мишка,
-Приседай со мной, братишка.
-Руки вверх, вперёд и вниз,
-Покружились и садись.

IV. Возникновение ситуации интеллектуального конфликта

  1. Игра-путешествие

  2. —  Сейчас мы отправимся в путешествие – в гости к белому медведю.

А нашими помощниками в пути будут Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.

Повесить на доску героев.

-Вопросику стало интересно узнать, где живут эти животные?

Кто знает?

Чтобы узнать жизнь белых медведей, мы разделимся на две группы и отправимся в разные районы Земли. Мы отправимся туда, где холодно. Что нужно взять с собой?

— Шапки, шарфы, варежки, лыжи, коньки.

— тогда давайте оденемся.

-В путь!

Знакомство с глобусом. Дети выходят и показывают части путешествия.

В природе есть царство вечной зимы, снегов и льда. У Северного полюса лежит ледяная страна Арктика, хозяин этих мест – белый медведь, ведь по гречески “арктос” значит “медведь”.

У Южного полюса лежит другая ледяная страна – Антарктика. Это слово значит “напротив Арктики”. Антарктика более холодная и безжизненная. Здесь по вечным снегам неторопливо ковыляют пингвины. А вот белых медведей в Антарктиде нет.

— А вот и хозяин этих мест. ( слайд5)

Белый медведь– самый крупный хищный зверь на Земле, у него под кожей толстый слой жира. . Тело покрыто густым тёплым мехом. Даже ступни защищены от холода тёплой шерстью.

— Как вы думаете, зачем медведю нужна такая “шуба”?

— даже самый сильный мороз ему не страшен.

Длина туловища белого медведя около 3 метров, а его вес в среднем – 500кг.

Белый медведь прекрасно ныряет, обладает острым зрением, тонким слухом и прекрасным обонянием. Он может учуять добычу за 5-7км, а также сквозь толстый слой снега.

— А вы знаете, чем питается медведь?

основная добыча зверя – тюлени, но изредка он промышляет нарвалами, белухами и даже моржами, не отказываясь от рыбы. Белый медведь ловкий охотник. Белоснежная шкура делает его невидимым на белом снегу, а вот чёрный нос и глаза могут его выдать. Что же он делает?

— Он распластывается на снегу и ползёт, прикрывая нос и глаза лапой.

А на тюленей он охотится так: (слайд 6)

— В середине зимы у медведицы рождаются детеныши. До весны мама не выходит с ними на улицу. С мамой они растут до 2 лет.

.

И было бы у белых медведей всё прекрасно, если бы не браконьеры.

— Кто такие браконьеры?

А что они делают с пойманными животными?

Международная Красная книга России ( слайд 7)

.

Красная книга – это книга, куда занесены все редкие и исчезающие виды животных, охота на которых запрещена!

Эта книга служит постоянным напоминанием о том, что беречь природу, охранять её богатства, заботиться о сохранности всего живого – долг каждого человека.

4. Динамическая пауза « У медведя во бору грибы, ягоды беру»

5. Работа по учебнику

Учитель: А сейчас мы будем работать в группах. Первая группа отправится на Северный полюс (учебник стр. 72), а вторая – на Южный полюс (учебник стр. 73)

Работа по группам. Вам необходимо внимательно рассмотреть рисунки, обсудить в группах увиденное и рассказать о том, что увидели по плану:

1. Где побывали?

2. Что увидели вокруг?

3. Какие животные и птицы вам встретились?

Учитель: Очень хорошо! Молодцы! Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос

— Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Почему?

— Нет, потому что они живут в разных районах Земли.

1. Самостоятельная работа в группах по карточкам.

  1. В каком районе Земли живут белые медведи? (Арктика)

  2. Чем питается белый медведь? (Рыба, тюлень)

  3. Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)

  4. В какое время года у медведей появляются медвежата? (Зима)

  5. Как называется книга, в которую занесён белый медведь, как редкий вид медведей? (Красная книга)

  6. На чём передвигаются по Арктике? (Лыжи, сани)

Итоги урока. Рефлексия.

— Молодцы! Благодаря дружной работе, вы смогли ответить на все поставленные вопросы.

— Какие виды медведей вы узнали?

— Довольны ли вы своей работой, почему?

— Муравью Вопросику и Мудрой Черепахе понравились ваши ответы и то, как вы работали сегодня на уроке.

Нарисуйте смайлик вашего настроения.

— На этом наше путешествие подходит к концу. Всем спасибо за работу. Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here