Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме «В гости к весне».
Автор: Наговицина Любовь Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа» п. Уемский Приморского района Архангельской области.
Общедидактическая цель урока:
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
Образовательная цель:
познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
обогащать и расширять словарный запас;
Развивающие цели:
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
воспитывать эстетический вкус детей;
развивать чувство прекрасного;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
Воспитательные цели:
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний, постановка проблемной ситуации.
Сегодня я приглашаю вас в гости. Сейчас мы отгадаем к кому?
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, —
Значит к нам пришла …
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна,
Нам ещё приятней станет, —
Значит к нам пришла … (весна)
(А.Некрасов)
— Так к кому мы пойдём сегодня в гости? (к весне). Мы будем разговаривать о весенних изменениях, происходящих в живой и неживой природе.
3. Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.
— А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
— МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. Март — капельник.
— АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи бегут. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
— МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое.
4. Работа в группах.
— Поищем признаки неживой природы в стихах поэтов. Прочитайте отрывки из стихотворений о весне. Найдите признаки весны в неживой природе.
О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце, небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)
1. «Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…»
/Солнышко стало ярче пригревать /
2. «А рядом у проталинки в траве, между корней
Бежит, струится маленький, серебряный ручей»
— Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега. /появились проталины, ручьи/
3. Ручьи, журча, и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину шумную спешат. /появились ручьи, лужи/
4. «А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей.
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей». /начался ледоход на реке/
— Что такое ледоход? (Лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются) — Как вы понимаете выражение: «Лёд тронулся»? (Ответы детей: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются).
— Сейчас я предлагаю вам послушать, как весну представляет известный поэт Спиридон Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство». /слушайте внимательно, а потом я вам задам вопросы/.
— Ребята, назовите признаки, которыми охарактеризовал весну Спиридон Дрожжин? /звенит ручей, шумит река, с криком возвращается стая журавлей, смолою пахнет от лесов, краснеют почки лепестков, миллионами цветов покрылся луг/.
Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей,
Река шумит,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг.
Выводы: признаки неживой природы.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
5. Работа над новым материалом. Беседа о живой природе.
— А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова.
— Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки? ( первые проталины, птицы, которые начинают ремонтировать свои гнезда).
— Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/
Грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
Картина так и называется «Грачи прилетели».
— Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.
Вслед за грачами к нам прилетает другая весенняя птица, а какая вы сможете ответить, если отгадаете загадку:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (Скворец)
— Как вы думаете, почему скворцы появляются позже, чем грачи?
( Появляются первые насекомые – корм для скворцов. Эти птицы – насекомоядные.)
— Позже появляются жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка.
— Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? Отгадав загадку, узнаем, кто уже проснулся в лесу:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной:
Иголок очень много, а нитки ни одной. (ёжик)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса, в тишине,
Положив на брюхо лапы,
Сплю я только на спине.(барсук)
— Что ещё происходит весной в жизни животных?
( У животных появляются детёныши.)
Вывод:/ весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/
Просыпаются весной и насекомые. Отгадаем некоторых:
1. На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза).).
2.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо. (Оса).
3.Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы).
4. С хоботом летает,
Не слон и не птица,
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха).
5. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи).
6. Чемпион он по прыжкам.
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик).
7.Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
— Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек?
/Они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет/.
— А сейчас мы поддержим бабочек физкультминуткой.
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела, полетела…
6. — А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/
— Фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.
— Многие цветы взяты под охрану. Как вы думаете, почему это происходит?
— Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
7. – Мы с вами назвали много изменений, которые происходят в природе с приходом весны. Давайте разберёмся, какое основное, главное изменение происходит в природе весной?
— Какие есть предположения? Давайте рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему:
Почему прилетают птицы? ( Стало теплее, появляется корм.)
— Почему просыпаются звери? ( Стало теплее, можно найти еду.)
— Почему распускается первый весенний цветок – подснежник? ( Стало теплее.)
— Значит, какое изменение в природе весной самое главное? ( Потепление.)
8. Самостоятельная работа.
— У вас на столе лежат карточки.
— Сейчас вы подчеркнёте правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»
Стало холоднее Стало теплее
Снег тает Земля покрыта снегом
Река замерзает Лёд на реке сходит
Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга
Проверка. Стало теплее, Снег тает, лёд на реке сходит, птицы прилетают с юга.
9. Работа с поговорками и приметами.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Апрель с водой, а май с травой.
В марте день с ночью меряется, равняется.
Май леса наряжает — лето в гости ожидает.
Длинные сосульки — к долгой весне.
10. Итог урока.
— С какими признаками весны познакомились?
( Весеннее небо становится более голубым и высоким.)
(Стало тепло, тает снег, журчат ручейки.)
(Оживает вся природа, возвращаются птицы.)
— Какое основное изменение происходит в природе весной?.
( Потепление.)
Спасибо за урок. Рекомендую тем, кто интересуется жизнью животных, растений, птиц, приобретать и читать детские энциклопедии, в которых вы найдете ответы на интересующие вас вопросы.