Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»

муниципального образования город Ноябрьск, Россия, 629810, Тюменская область, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская 29, тел/факс. 35-22-09

Конспект урока по окружающему миру

(Урок открытия новых знаний)

Тема: Грибы как царство живой природы

Система Л.В. Занкова. Учебник «Окружающий мир». 2 класс. Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Издательство «Учебная литература». Издательский Дом Фёдоров.

Разработала:

учитель начальных классов

Никифоренко А.Н.

Содержание

1.Титульный лист

2.Цели и задачи урока

3. Оборудование

4.Литература

5.Ход урока

6. Презентация к уроку

Цель урока: дать представление о грибах как отдельном царстве природы

Задачи урока:

  • обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека;

  • развивать умение классифицировать объекты природы;

  • формировать умение находить информацию в разных источниках;

  • учить наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;

  • воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

Универсальные учебные действия учащихся, формируемые на данном уроке.

Предметные: учащиеся устанавливают взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными (на основе изученного материала) , сравнивают объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществляют классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп), приводят примеры объектов царства грибов, выделяют части гриба, различают съедобные и несъедобне грибы, составляют правила сбора.

Личностные: составляют правила бережного отношения к природе, принятие ценности природного мира, природоохраны.

Метапредметные.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне, строят свои действия в соответствии с планом, осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Самостоятельно формулируют тему урока. цель.

Познавательные: выделяют главное, находят в тексте ответ на поставленный вопрос, анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках, анализируют свои действия.

Коммуникативные: работают в паре, группе, соблюдают правила работы в паре, группе, воспринимают другое мнение и позицию, принимают решения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс, 2ч. 9авт.Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков), муляжи грибов. Таблица «Съедобные и несъедобные грибы», «Грибы-двойники», мультимедиапроектор, экран, магнитная доска, нетбук

Литература: атлас-определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков, Москва, «Просвещение», 2009г.), Большая книга «Почему?» (Москва «РОСМЭН»), 2005г.), энциклопедия «Что такое , кто такой?» (Москва, «Педагогика», 1990г.), поурочные планы у учебнику Н.Я.Дмитриевой А.Н.Казакова Издательство «Учитель», 2009г.), Л.В.Гарибова. В царстве грибов. М., 1998. Издание второе.

Ход урока

l. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

1. Чтение учителем стихотворения. Слайд1

В природе есть солнце,

Оно светит и греет.

Так пусть сегодня каждый его лучик

Не только согреет вас,

Но и придаст вам силы и уверенности

В ваших знаниях.

— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успехов и удачи вам

ll. Введение в тему урока.

1.Впишите буквы – соседки по алфавиту. Из вписанных букв составьте слово. Слайд 2

В Д, П С, З Й, А В, О Ь

2. Проверка. Грибы. Слайд 3

2. Определение учащимися темы урока.

— Что бы вы хотели узнать о грибах? (учитель фиксирует ответы учащихся на интерактивной доске)

3. Коллективное составление плана работы. Слайд4

Место грибов в природе.

Строение гриба.

Группы грибов.

Будь осторожен.

III. Работа над новым материалом. Осуществление дифференциации «знание-незнание».

1.– Где же место грибов в природе? (Учащиеся в парах обсуждают данный вопрос)

— Где можно найти ответ на поставленный вопрос?

2. Открытие нового знания. Работа в парах, группах, индивидуальная)

А) 1 группа. Учебник «Окружающий мир», с.70, 1-3 предложение.

2 группа. Атлас-определитель «От земли до неба», с.100.

3 группа. Большая книга «Почему?»-с.160

Индивидуальная работа с нетбуком.

Б) Выступление учащихся. Коллективное составление кластера по опорным словам.

1 группа. Вывод: грибы -очень интересные организмы .Это не растения и не животные. Поэтому учёные выделили их в самостоятельное царство.

2 группа. Атлас-определитель «От земли до неба»,с.100 (Приложение)

3 группа. Большая книга «Почему?»-с.160 (Приложение)

Индивидуальная работа с нетбуком.

не используют энергию солнечного света Слайд 5

питаются углекислым газом

нет хлорофилла

поглощают питательные

вещества не производят пищу

солнечного света

В) Физкультминутка «Грибы»

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руками)

Раз — грибок, два – грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)

3. Как устроен гриб. Работа в группах. Слайд 6

А). 1 группа. Самостоятельная работа по учебнику с.70, 2-3 абзац. С использованием технологии критического мышления, методический приём «Инсерт». Работа в таблице.

V-уже знал

+- новое

— думал иначе

Б). Работа в парах. Подпишите, дорисуйте части гриба.

В). Проверка выполненной работы. Учащиеся рассказывают о строении гриба, используя выполненные рисунки.

Слайд 7

Обратная связь (карточки с цифрами). Поднимите 1 — если утверждение относится к грибнице, 2- к плодовому телу.

*может жить сотни лет

*в этой части образуются споры

*пробивается из-под земли летом и осенью

*спрятана в почве

*у неё тонкие белые листья

4. Группы грибов.

А). Работа в парах по таблице: « Какие грибы собрали в корзинку, а какие не взяли, почему?

1 группа: работа по учебнику с.71 ( Любимые места грибов) Слайд 8

А). Проверка работы. В результате беседы учащиеся отвечают на вопрос: «Почему некоторые грибы не положили в корзину?», делят грибы на съедобные, несъедобные. 1 группа рассказывает о самых распространённых грибах: подосиновиках, подберёзовиках белых грибах, объясняют, почему они так называются. Составляют пары дерево –гриб. вопросам. Оцените, как выполнили задание:

+ легко без затруднений; Слайд 9

* с некоторыми затруднениями;

— самостоятельно с заданиями не справились.

Слайд 10

5. Грибы –двойники.

А). Работа по таблице : «Найди похожие грибы. Вспомни, как они называются. Какой из пары грибов съедобный, а какой нет? Слайд 11

2-3 группы: работа по плану (с.72, учебник): прочитай текст, выбери, отметь главные мысли (приём «Инсерт»);

4 группа: рассмотри иллюстрацию, обсуди в группе. Составьте пары: съедобный гриб и ядовитый, с которым его можно спутать.

Слайд 12

Б).Выслушивание ответов учащихся: выделение общих признаков, различий. Работа по таблице «Грибы-двойники» . Учащиеся оценивают работу группы по следующим критериям:

Слайд 13

В). Игра на внимание:

— Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку — если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши. (показываю и называю знакомые детям грибы)

— Молодцы!

— Ребята, какие правила необходимо соблюдать, когда собираешь грибы?

6).Работа в парах: из предложенных вариантов составить правила сбора грибов.

*Можно брать и незнакомые грибы. Слайд 14

*Лучше всего срезать гриб ножом.

*Сбивай грибы палкой.

*Не сбивай палкой и не пинай ядовитые грибы. Они нужны животным и растениям.

* Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

* Собирай грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятиях, в городских скверах.

* Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. (Лучше, даже гриб выкручивать, чтобы не повредить грибницу)

Выслушивание ответов учащихся. Проверка . Слайд 15

Слайд 16

7).Тестовая работа Слайд 17

1.Какая часть гриба является подземной? к) шляпка л )ножка м) грибница

2.Назови несъедобный гриб. н)белый гриб о)желчный гриб п) шампиньон

3.Где можно собирать грибы? л) в лесу м) в скверах н)у шоссейных дорог

4.С какими растениями тесно связаны грибы? м) с травами н) с кустарниками о)с деревьями

5. Назови съедобный гриб д)маслёнок б)бледная поганка в) мухомор

6.Где созревают споры у грибов? а)в ножке е)в шляпке в) в грибнице

7.Грибы-это: а) растения ц) животные в)самостоятельное царство

Б) Проверка:

Слайд 18

Слайд 19

8).Домашнее задание: 1группа: ( Какое значение для человека имеют знания о грибах? Подготовить сообщение).

2группа: нарисовать плакат «Берегите грибы»

3группа: вырастить хлебную плесень, записать свои наблюдения

4группа: нарисовать плакат «Будьте осторожны»

9).Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке я:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here