Ямало-Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»
муниципального образования город Ноябрьск, Россия, 629810, Тюменская область, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская 29, тел/факс. 35-22-09
Конспект урока по окружающему миру
(Урок открытия новых знаний)
Тема: Грибы как царство живой природы
Система Л.В. Занкова. Учебник «Окружающий мир». 2 класс. Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Издательство «Учебная литература». Издательский Дом Фёдоров.
Разработала:
учитель начальных классов
Никифоренко А.Н.
Содержание
1.Титульный лист
2.Цели и задачи урока
3. Оборудование
4.Литература
5.Ход урока
6. Презентация к уроку
Цель урока: дать представление о грибах как отдельном царстве природы
Задачи урока:
-
обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека;
-
развивать умение классифицировать объекты природы;
-
формировать умение находить информацию в разных источниках;
-
учить наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
-
воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Универсальные учебные действия учащихся, формируемые на данном уроке.
Предметные: учащиеся устанавливают взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными (на основе изученного материала) , сравнивают объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществляют классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп), приводят примеры объектов царства грибов, выделяют части гриба, различают съедобные и несъедобне грибы, составляют правила сбора.
Личностные: составляют правила бережного отношения к природе, принятие ценности природного мира, природоохраны.
Метапредметные.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне, строят свои действия в соответствии с планом, осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Самостоятельно формулируют тему урока. цель.
Познавательные: выделяют главное, находят в тексте ответ на поставленный вопрос, анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках, анализируют свои действия.
Коммуникативные: работают в паре, группе, соблюдают правила работы в паре, группе, воспринимают другое мнение и позицию, принимают решения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс, 2ч. 9авт.Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков), муляжи грибов. Таблица «Съедобные и несъедобные грибы», «Грибы-двойники», мультимедиапроектор, экран, магнитная доска, нетбук
Литература: атлас-определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков, Москва, «Просвещение», 2009г.), Большая книга «Почему?» (Москва «РОСМЭН»), 2005г.), энциклопедия «Что такое , кто такой?» (Москва, «Педагогика», 1990г.), поурочные планы у учебнику Н.Я.Дмитриевой А.Н.Казакова Издательство «Учитель», 2009г.), Л.В.Гарибова. В царстве грибов. М., 1998. Издание второе.
Ход урока
l. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
1. Чтение учителем стихотворения. Слайд1
В природе есть солнце,
Оно светит и греет.
Так пусть сегодня каждый его лучик
Не только согреет вас,
Но и придаст вам силы и уверенности
В ваших знаниях.
— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успехов и удачи вам
ll. Введение в тему урока.
1.Впишите буквы – соседки по алфавиту. Из вписанных букв составьте слово. Слайд 2
2. Проверка. Грибы. Слайд 3
2. Определение учащимися темы урока.
— Что бы вы хотели узнать о грибах? (учитель фиксирует ответы учащихся на интерактивной доске)
3. Коллективное составление плана работы. Слайд4
Место грибов в природе.
Строение гриба.
Группы грибов.
Будь осторожен.
III. Работа над новым материалом. Осуществление дифференциации «знание-незнание».
1.– Где же место грибов в природе? (Учащиеся в парах обсуждают данный вопрос)
— Где можно найти ответ на поставленный вопрос?
2. Открытие нового знания. Работа в парах, группах, индивидуальная)
А) 1 группа. Учебник «Окружающий мир», с.70, 1-3 предложение.
2 группа. Атлас-определитель «От земли до неба», с.100.
3 группа. Большая книга «Почему?»-с.160
Индивидуальная работа с нетбуком.
Б) Выступление учащихся. Коллективное составление кластера по опорным словам.
1 группа. Вывод: грибы -очень интересные организмы .Это не растения и не животные. Поэтому учёные выделили их в самостоятельное царство.
2 группа. Атлас-определитель «От земли до неба»,с.100 (Приложение)
3 группа. Большая книга «Почему?»-с.160 (Приложение)
Индивидуальная работа с нетбуком.
не используют энергию солнечного света Слайд 5
питаются углекислым газом
нет хлорофилла
поглощают питательные
вещества не производят пищу
солнечного света
В) Физкультминутка «Грибы»
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз — грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
3. Как устроен гриб. Работа в группах. Слайд 6
А). 1 группа. Самостоятельная работа по учебнику с.70, 2-3 абзац. С использованием технологии критического мышления, методический приём «Инсерт». Работа в таблице.
+- новое | — думал иначе |
Б). Работа в парах. Подпишите, дорисуйте части гриба.
В). Проверка выполненной работы. Учащиеся рассказывают о строении гриба, используя выполненные рисунки.
Слайд 7
Обратная связь (карточки с цифрами). Поднимите 1 — если утверждение относится к грибнице, 2- к плодовому телу.
*может жить сотни лет
*в этой части образуются споры
*пробивается из-под земли летом и осенью
*спрятана в почве
*у неё тонкие белые листья
4. Группы грибов.
А). Работа в парах по таблице: « Какие грибы собрали в корзинку, а какие не взяли, почему?
1 группа: работа по учебнику с.71 ( Любимые места грибов) Слайд 8
А). Проверка работы. В результате беседы учащиеся отвечают на вопрос: «Почему некоторые грибы не положили в корзину?», делят грибы на съедобные, несъедобные. 1 группа рассказывает о самых распространённых грибах: подосиновиках, подберёзовиках белых грибах, объясняют, почему они так называются. Составляют пары дерево –гриб. вопросам. Оцените, как выполнили задание:
+ легко без затруднений; Слайд 9
* с некоторыми затруднениями;
— самостоятельно с заданиями не справились.
Слайд 10
5. Грибы –двойники.
А). Работа по таблице : «Найди похожие грибы. Вспомни, как они называются. Какой из пары грибов съедобный, а какой нет? Слайд 11
2-3 группы: работа по плану (с.72, учебник): прочитай текст, выбери, отметь главные мысли (приём «Инсерт»);
4 группа: рассмотри иллюстрацию, обсуди в группе. Составьте пары: съедобный гриб и ядовитый, с которым его можно спутать.
Слайд 12
Б).Выслушивание ответов учащихся: выделение общих признаков, различий. Работа по таблице «Грибы-двойники» . Учащиеся оценивают работу группы по следующим критериям:
Слайд 13
В). Игра на внимание:
— Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру «Съедобный, несъедобный». Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку — если гриб съедобный, несъедобный – хлопать в ладоши. (показываю и называю знакомые детям грибы)
— Молодцы!
— Ребята, какие правила необходимо соблюдать, когда собираешь грибы?
6).Работа в парах: из предложенных вариантов составить правила сбора грибов.
*Можно брать и незнакомые грибы. Слайд 14
*Лучше всего срезать гриб ножом.
*Сбивай грибы палкой.
*Не сбивай палкой и не пинай ядовитые грибы. Они нужны животным и растениям.
* Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
* Собирай грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятиях, в городских скверах.
* Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. (Лучше, даже гриб выкручивать, чтобы не повредить грибницу)
Выслушивание ответов учащихся. Проверка . Слайд 15
Слайд 16
7).Тестовая работа Слайд 17
1.Какая часть гриба является подземной? к) шляпка л )ножка м) грибница
2.Назови несъедобный гриб. н)белый гриб о)желчный гриб п) шампиньон
3.Где можно собирать грибы? л) в лесу м) в скверах н)у шоссейных дорог
4.С какими растениями тесно связаны грибы? м) с травами н) с кустарниками о)с деревьями
5. Назови съедобный гриб д)маслёнок б)бледная поганка в) мухомор
6.Где созревают споры у грибов? а)в ножке е)в шляпке в) в грибнице
7.Грибы-это: а) растения ц) животные в)самостоятельное царство
Б) Проверка:
Слайд 18
Слайд 19
8).Домашнее задание: 1группа: ( Какое значение для человека имеют знания о грибах? Подготовить сообщение).
2группа: нарисовать плакат «Берегите грибы»
3группа: вырастить хлебную плесень, записать свои наблюдения
4группа: нарисовать плакат «Будьте осторожны»
9).Рефлексия.
— Наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке я: