Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок окружающего мира во 2 классе
на тему:
«Какой бывает транспорт»
Учитель начальных классов
Лукьянченко Ольга Владимировна
Тема урока: Какой бывает транспорт
Задачи урока:
— систематизировать знания учащихся о видах транспорта;
— познакомить с многообразием и деятельностью транспортных средств, их необходимостью в жизни людей;
— формировать осознание необходимости охраны окружающей среды;
— создать условия для формирования исследовательских умений учащихся, способствовать развитию их творческих способностей, мышления, речи, памяти, творческого воображения.
Формы и методы: обсуждение, разъяснение, беседа, практические упражнения.
Оборудование: проектор, таблицы с названием видов транспорта, рисунок поезда, конверты с пазлами, смайлики
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ребята у нас на уроке гости, давайте с ними поздороваемся.
Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний. Определение темы урока
– Мы с вами продолжаем путешествовать по разделу «Жизнь города и села». Ребята чем город отличается от села? (В городе больше магазинов, чем в селе. В городе многоэтажные дома, в селе одноэтажные. В городе много машин, а в селе меньше.)
— Молодцы! Именно о автомобилях и пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.
– Отгадайте мои загадки.
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус) СЛАЙД
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет) СЛАЙД
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет
Это мой … (велосипед) СЛАЙД
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах
Что Белка и Стрелка
Летали в …. (ракетах) СЛАЙД
— Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения? (Транспорт)
— Молодцы, правильно! Именно о видах транспорта о его значении в жизни человека мы и будем сегодня говорить на уроке, а самое главное повторим Правила Дорожного Движения. СЛАЙД
III. Изучение новой темы
— Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль? СЛАЙД (Этот транспорт передвигается по земле).
— Как можно назвать такой транспорт? (Это наземный транспорт)
— Вертолёт, самолёт, аэроплан? СЛАЙД (Это воздушный транспорт).
— Какой вы знаете водный транспорт? (Пароходы, теплоходы, баржи). СЛАЙД
— Почему этот транспорт мы называем водным? (Потому, что он передвигается по воде).
— Ребята, мы не назвали ещё один вид транспорта. Откройте учебники на стр.116 и найдите, какой ещё есть вид транспорта. (Подземный)
— Как вы думаете, что мы отнесём к подземным средствам передвижения? (Метро) СЛАЙД
— Правильно! Метро строят в крупных городах, в нашей стране метро находится в 6 крупных городах.
— Подведём итог, каким же бывает транспорт? (Транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным) (на доске вывешивается схема – опора)
— Ребята все эти средства служат для одной цели – перевозки. Посмотрите на 2 схему в учебнике и скажите как по назначению можно разделить транспорт? (Пассажирский, грузовой, специальный)
— Верно. Что значит пассажирский? Приведите примеры. (Перевозит людей. Автобус, трамвай, троллейбус).
— Расскажите о грузовом транспорте и приведите примеры? (Перевозит грузы. Камаз, самосвал)
— Ребята, а есть средства передвижения которые не перевозят грузы и пассажиров. Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Этот транспорт называется – специальным.
— А что именно мы относим к специальному транспорту, догадайтесь отгадав загадки своих одноклассников.
1-й ученик: Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают нам дорогу.
(Вывешивается картинка пожарной машины и дети называют номер 01) СЛАЙД
2-й ученик: Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены.
(Вывешивается картинка милицейской машины и дети называют номер 02) СЛАЙД
3-й ученик: От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины.
(Вывешивается картинка машины скорой помощи и дети называют номер 03) СЛАЙД
4-й ученик: А меня вызывают, когда чувствуют в комнате запах газа, который может взорваться. Мужчины, которые приедут на помощь всегда имеют гаечные ключи.
(Вывешивается картинка машины газовой службы и дети называют номер 04) СЛАЙД
— Вы очень хорошо работаете, но пришло время отдохнуть.
IV. Физкультминутка
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
VI. Работа в группах.
— У вас на партах лежат конверты, откройте их. Вам нужно собрать транспортное средство и рассказать о его значении. (Учащиеся собирают транспортное средство и рассказывают о нём)
— Молодцы, ребята!
VII. Соблюдение ПДД.
— Чтобы транспорт ездил, люди ходили необходимо соблюдать ПДД.
Дети рассказывают стихи наизусть.
1-ый ребёнок.
Везде и всюду правила
Их надо знать всегда!
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
2-ой ребёнок.
Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
3-ий ребёнок.
По городу, по улице
Не ходят просто так!
Когда не знаешь правила –
Легко попасть впросак.
4-ый ребёнок.
Всё время будь внимательным!
И помни на перёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход!
1. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор)
2. Бурлит в движении мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ,
Какой горит для пешеходов свет? (Красный)
3. Иди вперёд! Порядок знаешь –
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ,
Какой горит при этом свет? (Зелёный)
Игра. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход? ………
Кто летит вперёд так скоро, что не видт светофора? ………
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит? ……….
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой? ………
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? …….
VIII. Работа в тетрадях (под музыку).
— Откройте тетради на стр. 45 и раскрасьте воздушные шары.
IX. Итог урока.
– Какие виды транспорта вы знаете?
– Основное назначение транспорта?
– Какой транспорт мы называем специальным?