Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
Урок физики в 9 классе
по теме «Реактивное движение»
2011 – 2012 учебный год
Автор – учитель математики и физики
первой квалификационной категории
Рыбакова Светлана Юрьевна
Ковров 2012
Цели: сформировать понятие реактивное движение, научить учащихся распознавать реактивное движение среди других видов движения; способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, объяснять наблюдения; способствовать развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора учащихся; способствовать формированию умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
Прием «Карусель». Половина учащихся встают в круг спиной друг к другу. Вторая половина учащихся встают в круг лицом к первой половине учащихся. Каждый ученик при подготовке домашнего задания должен был не только изучить материал, но и подготовить несколько вопросов. Встав лицом друг к другу, по сигналу учителя учащиеся начинают поочередно задавать друг другу вопросы. По сигналу учителя, учащиеся внешнего круга перемещаются по часовой стрелке и снова идет взаимоопрос. Так повторяется несколько раз.
3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Прием «Инфо-угадайка». Учитель сообщает учащимся тему урока и задает вопрос: «О каких аспектах темы пойдет речь?» Учащиеся высказываются о том, что, по их мнению, они должны узнать к концу урока о реактивном движении. Учитель фиксирует ответы на доске. Затем предлагает учащимся сформулировать цель урока.
4. Этап освоения новых знаний.
Учитель начинает объяснение с демонстрации движения воздушного шарика после того как его надули, а затем отпустили.
Подведение под понятие.
— Пронаблюдайте за движением шарика и предположите причину его такого движения (гипотезы учащихся).
— Как объяснить движение шарика? Поможет ЗСИ. Напомните, пожалуйста, мне его формулировку.
— Можно ли считать воздушный шарик замкнутой системой двух тел? Какие это тела?
— Чему равен первоначальный импульс этой системы?
— Изменился ли суммарный импульс системы после выпускания шарика из рук? Отдельно шарика? Отдельно воздуха?
— Какими должны быть импульсы шарика и воздуха, чтобы их суммарный импульс был равен 0?
— Как записать ЗСИ для воздушного шарика?
— В чем главная особенность движения воздушного шарика, отличающая его от других видов движения?
— Такое движение называется реактивным.
— Сформулируйте определение реактивного движения.
— Существуют ли еще примеры реактивного движения?
Наберет он в рот воды, — чтобы не было беды,
Изо всех силенок дунет, на врага водою плюнет
И мгновенно удерет, как ракетный самолет.
А. Петров. Кальмар
Сообщение учащихся «Примеры реактивного движения в природе».
— Ребята! Встречались ли вы ранее со словом «реактивный»? В связи с чем?
— Да, действительно, сейчас существуют реактивные самолеты, реактивные двигатели. Именно с изобретения реактивного двигателя началась эпоха космонавтики.
Сообщение учащихся «Вклад русских ученых в освоении космоса»
Групповая работа учащихся (группы по 4 человека)
Каждый учащийся в группе, работая с текстом учебника, должен ответить на вопросы полученной им карточки. Затем ученик должен поделиться информацией с другими членами группы, таким образом, каждый учащийся должен иметь полную информацию об устройстве и принципе действия ракеты.
Карточка №1.
-
Для чего используются ракеты?
-
Почему для космических полетов используют ракеты?
-
Кто являлся основоположником космонавтики в Советском Союзе?
Карточка №2.
-
Каковы основные элементы конструкции ракеты?
-
Что такое окислитель и для чего он нужен?
-
Из каких материалов изготавливают корпус ракеты и почему?
Карточка №3.
-
Каков принцип действия ракеты?
-
Отчего зависит скорость ракеты?
-
Для чего необходимо сопло?
Карточка №4.
1. Что представляет собой многоступенчатая ракета?
2. Перечислите основные преимущества многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми.
3. Как вернуть ракету на Землю?
5. Первичное закрепление нового материала.
Прием «Дерево знаний». К доске вызывается ученик (можно несколько учеников по 2-3 вопроса). На обратной стороне заранее подготовленных рисунков яблок учащийся вслух читает утверждение. Если оно оказывается верным, прикрепляет его к дереву. Если нет – откладывает в сторону. При затруднении – другие помогают.
Утверждения:
1. Реактивное движение происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть.
2. Одним из примеров реактивного движения в природе можно считать движение медузы.
3. Скорость движения ракеты не зависит от скорости газов, а зависит только от массы оболочки ракеты.
4. В безвоздушном пространстве ракета двигаться не может.
5. Основоположником советской космонавтики считается К. Э. Циолковский.
6. Использование многоступенчатых ракет позволяет не только экономить топливо, но и вернуть ракету на Землю.
7. Основную часть ракеты составляет приборный отсек.
8. В основе реактивного движения лежит закон сохранения импульса.
6. Рефлексия.
В конце урока предлагаем учащимся обсудить урок: что понравилось, что хотелось бы изменить, оценить свое участие в уроке.
7. Домашнее задание.