Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2

Урок физики в 9 классе

по теме «Реактивное движение»

2011 – 2012 учебный год

Автор – учитель математики и физики

первой квалификационной категории

Рыбакова Светлана Юрьевна

Ковров 2012

Цели: сформировать понятие реактивное движение, научить учащихся распознавать реактивное движение среди других видов движения; способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, объяснять наблюдения; способствовать развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора учащихся; способствовать формированию умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

Прием «Карусель». Половина учащихся встают в круг спиной друг к другу. Вторая половина учащихся встают в круг лицом к первой половине учащихся. Каждый ученик при подготовке домашнего задания должен был не только изучить материал, но и подготовить несколько вопросов. Встав лицом друг к другу, по сигналу учителя учащиеся начинают поочередно задавать друг другу вопросы. По сигналу учителя, учащиеся внешнего круга перемещаются по часовой стрелке и снова идет взаимоопрос. Так повторяется несколько раз.

3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Прием «Инфо-угадайка». Учитель сообщает учащимся тему урока и задает вопрос: «О каких аспектах темы пойдет речь?» Учащиеся высказываются о том, что, по их мнению, они должны узнать к концу урока о реактивном движении. Учитель фиксирует ответы на доске. Затем предлагает учащимся сформулировать цель урока.

4. Этап освоения новых знаний.

Учитель начинает объяснение с демонстрации движения воздушного шарика после того как его надули, а затем отпустили.

Подведение под понятие.

— Пронаблюдайте за движением шарика и предположите причину его такого движения (гипотезы учащихся).

— Как объяснить движение шарика? Поможет ЗСИ. Напомните, пожалуйста, мне его формулировку.

— Можно ли считать воздушный шарик замкнутой системой двух тел? Какие это тела?

— Чему равен первоначальный импульс этой системы?

— Изменился ли суммарный импульс системы после выпускания шарика из рук? Отдельно шарика? Отдельно воздуха?

— Какими должны быть импульсы шарика и воздуха, чтобы их суммарный импульс был равен 0?

— Как записать ЗСИ для воздушного шарика?

— В чем главная особенность движения воздушного шарика, отличающая его от других видов движения?

— Такое движение называется реактивным.

— Сформулируйте определение реактивного движения.

— Существуют ли еще примеры реактивного движения?

Наберет он в рот воды, — чтобы не было беды,

Изо всех силенок дунет, на врага водою плюнет

И мгновенно удерет, как ракетный самолет.

А. Петров. Кальмар

Сообщение учащихся «Примеры реактивного движения в природе».

— Ребята! Встречались ли вы ранее со словом «реактивный»? В связи с чем?

— Да, действительно, сейчас существуют реактивные самолеты, реактивные двигатели. Именно с изобретения реактивного двигателя началась эпоха космонавтики.

Сообщение учащихся «Вклад русских ученых в освоении космоса»

Групповая работа учащихся (группы по 4 человека)

Каждый учащийся в группе, работая с текстом учебника, должен ответить на вопросы полученной им карточки. Затем ученик должен поделиться информацией с другими членами группы, таким образом, каждый учащийся должен иметь полную информацию об устройстве и принципе действия ракеты.

Карточка №1.

  1. Для чего используются ракеты?

  2. Почему для космических полетов используют ракеты?

  3. Кто являлся основоположником космонавтики в Советском Союзе?

Карточка №2.

  1. Каковы основные элементы конструкции ракеты?

  2. Что такое окислитель и для чего он нужен?

  3. Из каких материалов изготавливают корпус ракеты и почему?

Карточка №3.

  1. Каков принцип действия ракеты?

  2. Отчего зависит скорость ракеты?

  3. Для чего необходимо сопло?

Карточка №4.

1. Что представляет собой многоступенчатая ракета?

2. Перечислите основные преимущества многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми.

3. Как вернуть ракету на Землю?

5. Первичное закрепление нового материала.

Прием «Дерево знаний». К доске вызывается ученик (можно несколько учеников по 2-3 вопроса). На обратной стороне заранее подготовленных рисунков яблок учащийся вслух читает утверждение. Если оно оказывается верным, прикрепляет его к дереву. Если нет – откладывает в сторону. При затруднении – другие помогают.

Утверждения:

1. Реактивное движение происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть.

2. Одним из примеров реактивного движения в природе можно считать движение медузы.

3. Скорость движения ракеты не зависит от скорости газов, а зависит только от массы оболочки ракеты.

4. В безвоздушном пространстве ракета двигаться не может.

5. Основоположником советской космонавтики считается К. Э. Циолковский.

6. Использование многоступенчатых ракет позволяет не только экономить топливо, но и вернуть ракету на Землю.

7. Основную часть ракеты составляет приборный отсек.

8. В основе реактивного движения лежит закон сохранения импульса.

6. Рефлексия.

В конце урока предлагаем учащимся обсудить урок: что понравилось, что хотелось бы изменить, оценить свое участие в уроке.

7. Домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here