Тема: Каменный уголь.

Цели:

  1. Познакомить детей со свойствами каменного угля, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

  2. Развивать логическое мышление, речь, внимание.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно, использовать богатства нашей планеты.

Оборудование образцы полезных ископаемых, кроссворд «Нефть», физическая карта РК предметы для опыта.

Методы: словесно – наглядный, самостоятельно – познавательной деятельности.

Ход урока:

І Этап. Организация урока: определение темы и цели урока.

— Ребята!

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок!

Сегодня мы продолжим изучать тему «Горючие полезные ископаемые» и много узнаем о горючем полезном ископаемом. О каком? Вы узнаете разгадав название по буквам русского алфавита:

RYКHJKHАDGМGFЕOНSWНLPНNVЫZSЙ УRQГYUОRJЛSDЬL

— Да, правильно! Тема нашего урока «Каменный уголь»! (учитель озвучивает цель урока)

ІІ Этап. Целевая установка.

Да, мы сегодня продолжим разговор о полезных ископаемых.

— С чем ассоциируется понятие «Полезные ископаемые»?

Газ

Нефть

Золото

Полезные ископаемые

Известняк

Металлы

Соли

— Что такое полезные ископаемые?

— На какие виды делятся полезные ископаемые?

ІІІ Этап. Проверки домашнего задания

  1. Расскажи, что ты знаешь о нефти и газе.

  2. Отгадай кроссворд. (Слайд №4). (проверка: бензин, удобрение, парафин, пластмасса, ткань).

  3. Маленькое путешествие из бензоколонки до …морского дна недра земли, где лежат залежи нефти и газа.

Физ минутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, скорей дружок.

IV Этап – новая тема:

Как вы думаете? Как появился каменный уголь, что входит в состав, как добывают, что из него получают, где применяют?

V Этап – самоподготовка (по материалу учебника «Познание мира»)

1 группа – как появляется каменный уголь;

2 группа – как добывают;

3 группа – что из него получают;

4 группа – где применяют;

5 группа – польза и вред;

6 группа – люди, каких профессий добывают каменный уголь

7 группа – где в Казахстане есть месторождения каменного угля.

VI Этап— объяснения

(выходят к доске дети от каждой группы и рассказывают новый материал)

VII Этап – постановка для выявления свойств каменного угля.

VIII Этап обобщения.

Мы говорим о каменном угле.

— Какие свойства присущи каменному углю?

(хрупкий, черного цвета)

— Как называют людей, которые открывают и находят их?

— Люди, каких профессий участвуют в разработке и добыче их?

— Почему нужно экономить запасы угля?

— Распределите в группу «Возобновляемые ресурсы» и «Невозобновляемые ресурсы» следующие данные: нефть, уголь, солнечный свет, уголь, вода, природный газ, ветер, морские волны.

Вывод: полезные ископаемые надо охранять, следить за тем, чтобы попусту не горели газ, нефть, каменный уголь. Беречь тепло зимой.

— А теперь ответим на вопросы теста (слайд 3)

(Самопроверка. Самооценка)

— Поработаем по контурной карте и отметим месторождения горючих полезных ископаемых.

Тест
«Полезные ископаемые»

  1. Места залегания полезных ископаемых называются:

А) месторождения В) место проживания С) место обитания

2. На сколько групп по способу применения делятся полезные ископаемые:

А) 1 В) 3 С) 2

3. Каменный уголь относится к полезным ископаемым группы:

А) рудного В) нерудного С) горючего происхождения

4. Отметь горючие полезные ископаемые

А) мрамор, гранит, нефть В) каменный уголь, газ, нефть

С) каменный уголь, поваренная соль, известняк

5. Где имеются крупные месторождения каменного угля в Казахстане?

А) Караганда, Павлодар, Экибастуз

В) Актау, Аркалык С) Жанажол, Экибастуз, Кызылорда

Подведение итогов урока.

IХ. Этап. Домашнее задание Стр61-63, написать сочинение о каменном угле

Х Этап – рефлексия .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here