ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: окружающий мир.

Класс: 4.

Тема урока: «Кровь, её значение, состав и свойства»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: познакомить со значением, свойствами, составом крови, кровеносными сосудами.

Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности.

Воспитывающая цель: познакомить с простейшими способами оказания первой помощи при кровотечениях.

Формирование УУД: формировать умение самостоятельно добывать знания, делать предположения и выводы.

Личностные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения.

Регулятивные действия: формирование умения работать с учебником.

Познавательные действия: формирование устойчивого интереса к предмету.

Коммуникативные действия: умение общаться, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения.

Список используемой литературы:

— Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир» 4 класс;
— Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс;
— интернет — ресурсы для презентации.

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

-Мы продолжаем знакомиться с организмом человека и сегодня узнаем о крови, её значении, составе и свойствах. По ходу урока будем заполнять таблицу в рабочей тетради:

Состав крови

Значение

Учащиеся смотрят на слайд №1 презентации.

Актуализация знаний

А поможет нам в этом «капелька крови» (учитель выставляет сказочную поделку «капелька крови»). Я вижу, что она приготовила вам задание. Кто хочет его выполнить?

Из «капельки крови» учащиеся достают ещё «капельку крови». На обратной стороне читают задание.
1з. При порезе ты потерял несколько капель крови. Что произойдёт? ( Высказывание предположений).
2з. Человека серьёзно ранили, из раны сильно течёт кровь. Что может произойти? Почему? ( Высказывание предположений).

Постановка учебной задачи

— Да, ребята, ещё в незапамятные времена люди неоднократно наблюдали, что раненое животное или человек, потерявший много крови, умирали. Жизнь покидала их вместе с вытекающей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила, но объяснить не могли. Медицина развивалась, и сейчас свойства крови не являются загадкой для людей. А мы попробуем сами раскрыть все тайны крови на уроке.

«Открытие нового знания »

1.Открытие путей, по которым движется по организму человека кровь, принадлежит английскому медику Вильяму Гарвею. Итак, наше первое открытие.

2.Презентация (слайд №2).Учитель подводит итог высказываний учащихся:

— Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организму, как водопроводные трубы проложены по всему дому. Одни сосуды широкие и плотные – артерии, вены. Другие настолько узки, что через них не пропустить и волоса – капилляры. Как вода по трубам оббегает весь дом и попадает в каждую квартиру, так по широким и узким трубочкам сосудов по телу все время пробегает кровь. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.
3.Переходим ко второй загадке. Какого цвета кровь?
— Наша капелька оказалась под микроскопом.
— Что увидели? Чему удивились?
Презентация (слайд №3): капелька крови под микроскопом.

Вывод: кровь – прозрачная жидкость (плазма), но в ней плавает огромное количество красных шариков. Это эритроциты, они и делают кровь красной.
4.Работа с учебником.
— Следующее открытие вы сделаете сами. Прочитав в учебнике отрывок на странице 33, вы узнаете функцию эритроцитов.
— Что же вы узнали про эритроциты? Какой вывод можно сделать?

5.Презентация (слайд № 4): лейкоциты.


— В крови плавают ещё и белые шарики – лейкоциты. А почему мы их не увидели под микроскопом? Выясним их функцию. Что происходит, когда в палец попадает заноза?
Что бывает на месте занозы, если её долго не вытаскивать?

— Прочитаем статью из учебника на стр. 33
6. Презентация (слайд № 5): тромбоциты.

— Посмотрите, ребята в крови ещё есть тромбоциты. Подумаем, какова их функция. Вспомните, когда вам делали укол, шла ли у вас кровь? Как долго? Почему она остановилась? Как бы вы назвали это свойство?
Вывод : это свойство – свёртываемость крови, а помогают ей в этом – тромбоциты. Есть люди, страдающие гемофилией. У них кровь не сворачивается. Как вы думаете, опасно ли это для человека?

-Все мы можем наблюдать движение крови. Встаньте. Поднимите левую руку вверх, а правую опустите вниз. Подержите так несколько секунд. А теперь вытяните руки перед собой и сравните ладошки.
— Что вы заметили? Что произошло? (Ладошка руки, опущенная вниз, покраснела, а ладошка руки, поднятая вверх, стала бледной). Высказывания учащихся.
— А кто знает, как называются пути, по которым двигалась наша кровь? Выслушивание вариантов.
— Рассмотрим кровеносные сосуды у себя на руках. Что видите? Что заметили? Высказывания учащихся.


— Красная.
Учащиеся смотрят в микроскопы, стоящие на партах (работа в парах).
Высказывания учащихся. Предположительный вывод.

Самостоятельное чтение.

Вывод: эритроциты забирают воздух в лёгких и переносят к клеткам, ведь клетка – это живой организм и ей необходимо питание, кислород. Эритроциты удаляют углекислый газ.

Обсуждение, обмен мнениями, наблюдениями.
Вывод: лейкоциты – защитники организма.

Читает вслух один ученик. Обсуждение.
Вывод: лейкоциты способствуют образованию антител.


Выслушивание вариантов ответов, обсуждение, вывод.

Практическая работа

Презентация (слайд № 6):

— Ребята, даже при хорошей свёртываемости крови, любая ранка опасна для человека. Поэтому необходимо знать правила первой помощи при кровотечениях:
а) порез пальца. На столе: йод, вата, пластырь, бинт, перекись водорода. Учитель предлагает оказать помощь.

б) артериальное кровотечение. Подойдёт ли первый способ оказания помощи? Почему?

Учитель знакомит с оказанием помощи при артериальном кровотечении: закрутка или жгут, обращение к врачу.

Выходят два ученика, один демонстрирует помощь. Остальные, под руководством учителя, подсказывают

,правильно ли делает, с чем не согласны, как правильно.
Презентация (слайд №7) .

Вывод: капиллярное кровотечение

Промыть проточной водой или обработать перекисью водорода, йодом смазываются только края ранки, накладывается стерильная повязка.

— Нет, слишком большая рана, кровь не успевает свернуться, так как вытекает с сильным напором.

Итог урока

— Итак, ребята. Какие открытия вы сегодня сделали? Что узнали про кровь?
Вывод по таблице (объясните):
— кровь – транспортировщик;
— кровь – снабженец;
— кровь – уборщик;
— кровь – защитник.
— Оцените себя.

«Капелька крови» благодарит вас за работу и на следующий урок приглашает вас вместе с ней совершить путь по организму, познакомиться с важнейшим органом кровообращения – сердцем.

Ответы детей.

У каждого учащегося на парте «капельки крови»:
с улыбкой – я всё понял и могу объяснить другим;
без улыбки – остались затруднения.

Домашнее задание

1. Вырезать из цветной бумаги два сердечка (красное и синее).
2.Выучить заполненную таблицу в рабочей тетради.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here