Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по программе «Гармония» 1 класс


Тема урока: «Мои маленькие соседи.»
Цели: учить самостоятельно добывать знания, поощрять поиск   новых способов добычи информации, испытывая при этом радость познания.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с признаками насекомых, их существенные отличительные признаки, особенности строения; познакомить детей с некоторыми насекомыми; посредством разнообразных мыслительных операций в ходе работы логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы; развивать умение работать с текстом; расширение кругозора детей.

Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности.

Оборудование:

  • компьютер,

  • презентация;

  • учебник Поглазовой «Окружающий мир», 1 класс;

  • тетрадь
    Материалы к уроку:
                  — несколько слайдов с насекомыми;
                  — учебник О.Т.Поглазовой “Окружающий мир “ 1 класс 
                     ( страницы 44-45)
                  — полянка из травы ;
                  — рисунки насекомых: муравей, бабочка, пчела, стрекоза,
                    божья коровка, кузнечик, муха;
                  — на каждую парту: туловище насекомого из пластилина,
                   6  лап из проволоки, два глазика из гороха, пара усиков,              
                   пара крылышек, самостоятельные работы на шаблонах              
                  бабочек;
                 — справочная литература о насекомых: энциклопедии,
                   журналы.
    Сценарий урока:
    1. Настрой на урок.
    -Какое у вас настроение?
    — Улыбнитесь друг другу. Вы сегодня будете работать в парах. Улыбнитесь мне. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно, увлекательно и познавательно! Хорошее настроение не покинет вас на уроке, и вы сможете подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира. Желаю вам творческих успехов!
     
    2. Вычленение проблем.
    — Сегодня мы познакомимся с самой удивительной и красивой группой животных. Не верите? Тогда давайте посмотрим на них!
                                            (показ слайдов)
    — Кого узнали? Как называется эта группа животных?
    -Для чего нам нужны насекомые? А если бы их не было?
    — Вот полянка. Вам нравится?
    — А мне кажется она скучная, унылая. Как сделать её красивой, живой?
    — Давайте сделаем нашу полянку как в природе! Для этого надо потрудиться.
    — О какой группе мы начали разговор?
    — Давайте посмотрим по учебнику как её назвали. Откройте стр. 44.
    -Читаем вместе название темы.
    — Кто такие «маленькие соседи»? Почему у наших животных такое название?
    — Помогут нам окончательно разобраться загадки .Давайте их отгадаем и заполним кроссворд, а вы найдите этих насекомых на картинках..

1.На лугу живёт скрипач, 
Носит фрак и ходит вскачь.
Ответ (Кузнечик)

2. На цветке сидит «цветок»,

Пьет нектар-цветочный сок.

Ответ (Оса)

3.Голубой аэропланчик 
Сел на белый одуванчик.
Ответ (Стрекоза)

4.Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Цари его боятся, короли страшатся,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Ответ (Комар)

На поляне возле ёлок 
Дом построен из иголок. 
За травой не виден он, 
А жильцов в нём миллион.
Ответ (Муравьи)
 
— Теперь вы можете точно назвать эту группу?

Что вы знаете о них ?
-Что бы вам хотелось узнать об этой группе?
                               ( проблемы на доску)

1.Почему их так назвали?

2. Строение насекомых?

3. Общие признаки ?

4. Почему у разных насекомых ноги имеют разное строение?

5.Какое значение это имеет в жизни?

Найти существенные признаки насекомых.(на «лесенке успеха»)

— Сколько много проблем! Справимся?
— Не забывайте помогать друг другу, ведь вы работаете в парах!!!
 
Физкультминутка. 
                            
 Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз-росой она умылась,

Два- изящно покружилась

Три-нагнулась и присела,

На четыре –полетела.

У реки остановилась

Над водою закружилась.

3. Активизация знаний, поиск решения проблем.
 Кто здесь насекомое?

— У вас на партах, а у меня на столе, находится насекомое.
-Вы не согласны? Почему?
— С чего начать превращение в насекомое?
 
Части, насечка                      Работайте в паре по очереди!
-Из скольких частей состоит тело насекомого?
-Давайте сделаем надрезы палочкой. Сколько надрезов?
-Делаем первый. Как назовём первую часть?
-Делаем второй. Что у него посередине?
— Как назовём третью часть?
-Мы наметили надрезы на теле. А как назвать надрез другим словом с тем же значением? Как сказать тоже по-другому?
( если дети не назовут, тогда подскажет учитель)
              надрез
              зарубка             насечка     (к/ч могут чередоваться)
— На какое слово похоже?
-Так почему назвали «насекомые»? Насекомые от слова насечки, которыми разделено тело насекомых. 
— На какие части разделено тело насекомых?
— Это у всех насекомых?
-Значит, будем считать это общим признаком.
 
Лапки
— Сколько лапок? Это у всех? Ещё один признак. (дети делают)
— А какие лапки: прямые или изогнутые?
-На что похожи? (на лесенку)
— Каждый отрезок учёные решили назвать членик. Поэтому насекомых ещё называют членистоногие.
— Пока вы присоединяете лапки, подумайте, а почему   мухи могут ползать по потолку?
 
 
Крылышки
— Сколько крылышек? А муравьи?
-Это общая черта?
 
Глазки
— Сколько глаз?
-Интересно, что насекомые хорошо видят своими огромными глазами. Их глаза состоят из множества простых маленьких глазков. Они могут видеть даже сзади, не поворачивая при этом головы.
 
Чувствительные усики
— Что у насекомых на голове?
— Зачем они?
-Это общая черта?
 
-Посмотрите на картинки и на наше насекомое. Назовите общие признаки.
                  3 части 6 лап глаза усики
— Какое из них есть только у насекомых?
— Проверим ваш вывод по учебнику. Посмотрите на стр.45. Найдите нужное предложение в выводе, который напечатан в рамке.
— Мы были правы?
— Доделайте своё насекомое.
-Кто у вас получился?
— Что мы хотели в начале урока? Так давайте сделаем это! Попробуем превратить наши скучные полянки в настоящие!
— Посмотрите, как здорово у нас получилось!
 
6. Самостоятельная работа. (работа в группах)
-Что теперь мы знаем?

Таблица 

Отделы тела насекомых

Голова туловище брюшко

глаза усики 3 пары ног 2 пары крыльев

Заполнение «лесенки успеха»……
-Какие проблемы мы оставим на следующий урок?
— Они очень интересные. Кому уже не терпится , самым любопытным я могу подсказать, где найти информацию. Выставка справочной литературы.
 
7. Рефлексия.
— Если вы сегодня узнали много нового, хорошо потрудились и испытали при этом радость от своего труда, то возьмите на память медальки.
— Спасибо за работу!

Карточка

Отделы тела насекомых

Карточка

Отделы тела насекомых

Карточка

Отделы тела насекомых

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here