Окр.мир.Урок 47
Тема: МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: Учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», рабочая тетрадь по окружающему миру для 1 класса, презентация «Мы – граждане России»

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Послушайте стихотворение Н. Поляковой. О чём пойдёт сегодня разговор?

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь – я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебе помашет сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Что же такое Родина?

II. Изучение нового материала.

Вы любите свою Родину? А за что вы её любите?

Да, мы здесь родились и выросли, говорим на родном русском языке, любуемся красотой родного края в любое время года. Рассмотрите пейзажи русской природы.

Показ репродукций.(Слайд 2,3,4,5)

Вопросы к пятому слайду.

— Как называется край, в котором мы живем? (Краснодарский край или Кубань)

— Что изображено на этом слайде? ( Поле пшеницы)

Почему пятый слайд назван «Лето родного края» ? ( Потому, что именно летом в нашем крае убирают пшеницу с полей)

— А какие еще зерновые культуры выращивают у нас в Краснодарском крае? ( Подсолнечник, овес, рис, рожь)

Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине. Продолжите пословицы и скажите, как вы их понимаете. (Слайд 6)

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Физкультминутка

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна.

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» – сто тысяч «я»:

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах!

Над тобою солнце светит,

Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя!

Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы. Всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Это наша история, то, чем мы жили вчера. И сегодня на уроке мы заглянем в историю нашего государства.

Рассмотрите политическую карту мира.(Слайд 7) Покажите на ней нашу Родину. А для того, чтобы показать государство на карте, мы должны знать, как оно называется.

Рассматривание карты. Беседа по вопросам.

Вот наша страна – Россия, одно из самых крупных государств мира. Как называется столица нашей Родины?(Столица, то есть главный город, – Москва.)

Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь. Когда на севере уже выпал снег, наступили холода, на юге ещё плещутся люди в тёплом море, цветут растения.

Как называют жителей нашей страны? (Россияне.) В России живут люди разных национальностей – русские, чуваши, татары, украинцы и другие. Мы с вами – россияне, граждане России. Каждый человек, живущий в каком-либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину права. Как вы понимаете это слово?

(Слайд 8)– Права – правила поведения, установленные государством. Права граждан записаны в главном законе страны – конституции. В нашей стране это Конституция РФ.

Вопросы к слайду 9:

— Кто изображен на первой фотографии? (Учащиеся нашего класса) Какое же право вы имеете, как граждане России? ( Право на получение образования)

— Кто изображен на второй фотографии? ( Мальчик и врач) О каком праве нам говорит вторая фотография? ( О праве на медицинское обслуживание)

— Кто изображен на третьей фотографии? (Дети и мама на море) Какое же право имеют ваши родители и вы, согласно конституции РФ? ( Право на оплачиваемый отпуск, отдых)

— Что значит право на образование? (В нашем государстве каждый имеет право учиться.)

Что значит право на медицинское обслуживание? (В нашем государстве каждый имеет право на медицинскую помощь.)

Что значит право на выбор профессии? (В нашем государстве каждый имеет право стать тем, кем хочет.)

Что значит право на отдых? (В нашем государстве каждый имеет право на оплачиваемый отпуск.)

Что значит право на жительство? (В нашем государстве каждый может жить там, где ему захочется.)

Каждый ребёнок, как и взрослый, является гражданином своей страны, и государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает его лечение и обучение. Какие права имеет ребёнок? (Ребёнок имеет право носить фамилию родителей, жить в семье, общаться с родителями и с другими родственниками.)

Каждый гражданин России имеет права, но так же у него есть обязанности перед своей Родиной.

Работа в тетради с.63.

— О какой обязанности гражданина России рассказывает этот рисунок? (Об обязанности защищать свою Родину)

— В каком возрасте наши мальчики будут выполнять обязанность защищать свою Родину? ( С 18 лет, согласно Конституции РФ)

— А какую обязанность вы должны выполнять сейчас, как ученики 1 класса? (Хорошо учиться в школе, любить своих родителей и уважать старших)

III. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри». Как вы думаете, для чего нужно учиться?

В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев. Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права на жительство? («Лиса и заяц», «Теремок».)

Работа по тетради.

Используя рисунки на с.62, расскажи о правах гражданина Росиии.

IV. Итог урока. Рефлексия.( тетрадь с.63- оценивают свою работу на уроке)

Какие права граждан вы запомнили?

Используемые источники:

Система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой.

Личные добавления Картавцовой Т.А.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here